Мост в Великий пост

Игумен Тихон: «Если раньше дьявол смущал как-то неявственно, то сейчас он совсем не стесняется нападать».
 
Идёт вторая неделя Великого поста, он начался 15 февраля, завершится в канун празднования светлого праздника Пасхи (Воскресения Христова), который приходится на 4 апреля. 

Согласно исследованиям ВЦИОМ, в этом году в той или иной степени блюсти пост собирались около трети россиян — это в два раза больше, чем в году предыдущем. Полностью соблюдать пост со всеми строгостями собираются лишь 4 процента, это немного, но и тут наблюдается рост. 

Согласно тому же опросу, лучше всего россияне информированы о правилах питания в Великий пост (таких 61 процент) и гораздо меньше осведомлены об ограничениях в поведении и даже в помыслах. 

О телесном и духовном мы беседуем с благочинным Покровского кафедрального cобора Владивостока, кандидатом богословских наук игуменом Тихоном. 

— Отец Тихон, внешнюю сторону поста люди с готовностью воспринимают, в известной степени это даже стало модным. Вас не смущает это? 

— Применительно к религии понятие модно неуместно. Хотя согласен, интерес людей к посту большой, но далеко не все прониклись Духом таинства. Тут важно осознавать, что пост — это не модная оздоровительная диета, он призван оздоровить в первую очередь дух. И это главное — пост должен быть не только телесный, но и духовный. Строго предписано избегать всяких развлечений, которые отвлекают от молитв и от покаяния, от строгого к себе отношения. В конечном итоге, человеку дается возможность, умерив плоть, уйти от мирской суеты и остаться наедине с самим собой, с Богом. Прислушаться к себе, разобраться, увидеть свои грехи, покаяться... Согласитесь, в мирской суете на всё это просто времени не остается. На то и дан нам Великий пост, он дарует возможность духовного уединения. И кульминация всей этой нелегкой работы и всей христианской жизни — это причастие. 

— То есть воздержание в еде — это только «прелюдия» к главному? 

— Ну, конечно. Физиологическое воздержание (то есть ограничения в пище) без серьезной нравственной работы бессмысленно. 
Пост — это в первую очередь нравственные упражнения, упражнения в отказе от привычных для человека грехов — сквернословия, лжи, злобы. Повторю, всё это очень непросто, это тяжелый духовный труд — отказаться на сорок дней от телевизора, развлечений, строго умерить свои кулинарные пристрастия (у нас некоторые прихожане сидят на хлебе и воде), плотские радости…

— От них тоже сорок дней воздерживаться? 

— Конечно, и поверьте, в этом нет ничего страшного, опыт монашества доказывает, что это вполне допустимо для человека. Тут важно понять, что существуют нормальные человеческие потребности — в пище, воде, продолжении рода и т. д., но если естественная потребность превышает разумные пределы и становится страстью (те же чревоугодие, блуд) — это грех. А бесы, сказал Спаситель, изгоняются только постом и молитвой. Дьявол искушает по-разному, в том числе и своими помыслами под видом наших собственных. Например, многие любят осудить ближнего, но даже если к тому повод есть, Господь говорит — не судите никого, это грех, особенно во время Великого поста.

— По Богу выходит, во время поста и нам работать противопоказано, поскольку работа журналиста «греховна», часто приходится критиковать… 

— Не совсем так, обличение и осуждение — две разные вещи. Можно обозначить недостаток, констатировать какой-то негативный процесс или факт, можно даже выразить свое неприятие к происходящему, — но не судить. Тут очень тонкая грань, а главный критерий то, какие чувства вами движут, — светлые или не очень, вы хотите что-то улучшить — или хотите кому-то досадить, показать свою «крутость»? А если работаете с любовью в сердце, греха быть не может. 
— К чему еще обязывает Великий пост?

— Истинный пост не ограничен лишь внутренними духовными процессами, он всегда подкрепляется Добрым Делом. Причем, творить добродетель должно тайно и Христа ради, без ожидания какого-то воздаяния и благодарности, только в этом случае добродетель истинна. Благо, поводов для благодеяний вокруг немало: накормите бомжа, помогите убогому, отвезите подарки в детский дом — нуждающихся в нашей помощи очень много. И только через это — воздержание, осмысление, раскаяние, покаяние, добрые дела — происходит воскресение вашей души. После сорока дней такой серьезной духовной работы душа не может не воспрянуть, вот тогда наступает истинный Праздник — Воскресения Спасителя и воскресения человека. 

— Сам человек может это как-то почувствовать?

— А как же, Благодать божью не ощутить нельзя. Если человек проведет всю эту работу, он увидит, как это благодатно отразится на его отношении к жизни, взаимоотношениях в семье, на работе, везде. Жизнь человека преобразится. Хотя, согласен, не всяк постящийся — верующий. Но это дело времени, тут главное начать и не останавливаться на достигнутом, а ступенька за ступенькой подниматься выше: сначала лоб перекрестить, в храм прийти, постоять на службе, исповедаться… Но у нас ведь часто, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. 

— Это ваш личный опыт?

— Можно сказать и так. Я пришел к Богу через скорби, учился на юрфаке ДВГУ, жил нормальной студенческой жизнью — и заболел. Врачи долго не могли поставить диагноз, а я чувствую: погибаю. Пытался лечиться сам, голодал по Брэгу — толку не было. И как-то в пику моих скорбей взял псалтырь и начал читать, писание благодатным чувством откликнулось в сердце. Я понял, что Бог существует, ужасно удивился и решил покреститься. Подумал о католиках, у них всё красиво и строго было, захотелось приобщиться к европейской культуре — сел в машину, поехал… Машина привезла меня в Покровский храм, и вот я здесь.

— Что болезнь?

— С Божьей помощью отступила, но последовали духовные скорби — внутренняя тягость, отсутствие мира в душе… Сейчас я уже понимаю, что это враг рода человеческого меня смущал, но я шел в церковь на исповедь, причащался — и это спасало. 

— «Враг» отступил? 

— Как бы не так, если раньше дьявол смущал как-то неявственно, то сейчас он совсем не стесняется нападать. Я упущу подробности, это вещи глубинные. Но Господь упражняет нас, учит быть искусным в спасении души. Если б вы знали, какие у меня есть примеры, когда человек был страшным грешником, но свет божественной благодати проникал через скорби, и человек менялся и оживал. Свидетелем каких удивительных судеб я был…

— Пошла вторая неделя поста — начинать уже поздно?

— Ступить на путь к Богу никогда не поздно. Можно сегодня (но правильнее — вчера). Главное — разбудить себя, прийти в храм и помолиться — не важно, какие это будут слова, важно, чтоб шло из самого сердца и с любовью.

Тихоокеанский комсомолец
Марина ВИКТОРОВА.

ВРЕЗКА
Самые строгие недели Великого поста — первая и последняя. В понедельник и вторник первой постной седмицы церковный устав предписывает полное воздержание от пищи. В остальные дни поста верующим рекомендовано не потреблять мясо, яйца и молочные продукты. Рыба разрешена в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), рыбная икра — в Лазареву субботу, другие же морепродукты могут потребляться в любое время.
В праздники и выходные разрешено растительное масло. Послабления в посте разрешаются людям пожилого возраста, больным, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам, путешествующим, служащим в армии и находящимся в заключении.

14:00, 25.02.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Мост в Великий пост

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100