Спасет ли саммит АТЭС Владивосток?

Реальных перспектив для среднего класса в дальневосточном регионе остается все меньше и меньше.
Жители Приморья с надеждой ожидают приближение предстоящего саммита АТЭС 2012 года. Что принесет он жителям далекого, оторванного от центра края, какие перспективы появятся на горизонте и станет ли это событие реальным возрождением Владивостока?

Да, строительство идет, пока трудно сказать, какими темпами, насколько они точны, но все же продвижение имеется. Необходимая транспортная, социальная, представительская инфраструктура городу давно уже очень нужна. Тот же мост на мыс Чуркин, крупнейший спальный район города, должен был быть построен еще лет тридцать назад. Мост на остров Русский, гостиницы, университет и другие объекты — все это хорошо и благоприятно для нашего города. Последний раз похожее большое строительство велось разве что при Викторе Черепкове. Инициатива Сергея Дарькина по проведению такого глобального строительства действительно позитивна, этим он однозначно войдет в историю своего города и края.

Однако зададимся вопросом, многозначащим для всех приморцев, что будет дальше?

Безусловно, новые дороги, мосты, обновленный аэропорт, новые дома для военнослужащих, все это хорошо. Но что будет с выстроенными гостиницами, которых в городе и без того хватает, станут ли они доступны среднему классу по ценовой тарифной сетке? Будет ли развиваться туризм, ведь в холодные зимние месяцы климат явно не соответствует притоку туристов? И где строительство реальных промышленных производств, способных компенсировать давно уже закрытые предприятия оборонной промышленности? Ни для кого не секрет, что эти заводы уже длительное время превращены в мебельно-строительные супермаркеты, а некоторые попросту закрыты.

Сможет ли власть организовать в нужном количестве рабочие места в городе и без того с большим процентом безработных? Если смотреть объективно, население Владивостока составляет около 700 тысяч жителей, рядом город Артем — еще 70 тысяч, там нехватка рабочих мест, и многие ездят на работу в соседний Владивосток. В самом краевом центре из основных социально-экономических секторов занятости населения в основном присутствуют лишь госслужба и управление, армия и флот, медицина, торговля и сфера услуг, в усеченном виде морские компании, незначительное пищевое производство.

Как видно, большого промышленного производства не наблюдается, ну разве что раз в два года по одному военному катеру спускает «Восточная верфь», ну кое-какое мебельное производство для местного спроса, и практически все!

В нынешних условиях кризиса многие работодатели стремятся, оптимизируя расходы, сократить рабочие места на своих предприятиях, уволив некоторых работников. После введенных высоких пошлин на ввоз подержанных иномарок, потеряли работу многие приморцы, связанные с этим основным региональным видом деятельности.

Также большая проблема для жителей края в том, что в большинстве основных социально-экономических секторов сохраняются низкие заработные платы. И это в регионе с высокими ценами на основные продукты питания, товары первой необходимости, высокими коммунальными тарифами, которые постоянно только повышаются. После упразднения дальневосточного коэффициента, многих льгот для социально незащищенных граждан, подобные зарплаты, а также пенсии остаются на уровне выживания!

Реальных перспектив для среднего класса в дальневосточном регионе остается все меньше и меньше, особенно для выпускников дальневосточных вузов. Уже сейчас среди безработных Приморья каждый четвертый выпускник с высшем образованием не может найти себе работу, так как найти ее в подобных условиях очень не просто.

Специфика приморской экономической структуры в данный период просто не позволяет удовлетворить все трудоспособное население в полноценных рабочих местах. В управлении центра занятости населения чиновники постоянно делают акцент на то, что есть кое-какие рабочие места в коммунальном секторе и там неплохо работают приезжие из среднеазиатских республик. Но, все хорошо понимают, какие мизерные там заработные платы, на такие деньги жить горожанину просто невозможно.

Также было бы неправильно сравнивать горожан с приезжими иностранцами, которые по обыкновению своему живут общинами в съемных квартирах по 10 и более человек. Приехавшие из южных стран вахтовым способом на работу, где ценовой уровень гораздо ниже нашего, они согласны работать за 6-7 тысяч рублей. Приморским горожанам приходится содержать своих членов семьи, учить детей, помогать престарелым родителям, оплачивать квартиры и коммунальные платежи в ценах «Северного ценового пояса».

В положении нынешнего тяжелейшего экономического кризиса, когда безработица будет только нарастать, высвободившаяся рабочая сила образует большую массу незанятого населения. Позволяя работодателям тем самым не повышать работникам заработную плату, а наоборот необоснованно снижать ее, при этом часто выдвигая рабочим новые дополнительные требования.

Особенно тяжелая ситуация в малых провинциальных моногородах, (Арсеньев, Спасск-Дальний, Дальнегорск, Лесозаводск и др.), в этих городах найти работу настолько сложно, что люди, особенно молодого возраста, уезжают оттуда массово, сокращая тем самым их численность.

С трудом также верится, что иностранные бизнесмены станут инвестировать средства в развитие экономики Приморья после проведенного саммита. В условиях несовершенного законодательства, большого и неповоротливого бюрократического аппарата, таможенных барьеров, высокого уровня коррупции, мало кто проявит желание к инвестициям.

На сегодняшний день иностранный бизнес в Приморье представлен в очень небольшом проценте, можно сказать, мизерном. Японский бизнес так и не стал вкладывать свои средства, китайский также, у него присутствует только мелкий бизнес, который торгует в основном на рынках. Где совместные предприятия, о которых говорил еще бывший губернатор Евгений Наздратенко, где те корейские швейные фабрики, на которых платили копеечные зарплаты, и что с ними стало?

Результат один, пока жители края слышат одни лишь обещания, как и десять лет назад. У многих по этому поводу значительное недоверие, оттого, что пройдет долгожданный саммит, пройдет громко голословная эйфория, но в дальнейшем так ничего и не изменится. Ну, разве что останутся новые дороги и мосты. В реальности правительство постепенно урезало дальневосточный коэффициент, социальные льготы, подняло пошлины на ввоз подержанных иномарок, автомобильных запчастей, мелкий ширпотреб из Китая.

Неясно также, принесет ли улучшение жителям Дальнего Востока строящийся газопровод? В Хабаровском крае чиновники очень положительно высказываются о будущем газо- и нефтепроводе, но населению невзначай спокойно напоминают, что стоимость тарифа на теплоснабжение не уменьшится! Так что же получит простой народ от всех этих глобальных строительств и благ инфраструктуры, если стоимость тарифов на коммунальные платежи так и не уменьшится?

Запущенная недавно президентская программа субсидирования авиаперевозок в центральные регионы страны выглядит как неудавшаяся пиар-акция. Имеющая возрастные ограничения, по которым ею могут воспользоваться только молодые люди до 23 лет, большая часть которых студенчество, не имеющее денег летать даже по этим скидкам. А также пенсионеры старше 60 лет, у которых тоже в большинстве нет денег на перелеты и поездки куда-либо, особенно в летнее время года, когда стоимость авиабилетов завышена вдвое!

Подобное положение социального неравенства вызывает у людей только возмущение и недоумение. Почему бы правительству не ввести такую программу субсидирования для всех жителей Дальнего Востока? Тем более, что их и так уже осталось на большой и оторванной территории чуть более половины населения Москвы, к тому же не все из них летают самолетами.

Неудивительно, что с каждым годом жители края, как и всего Дальнего Востока, продолжают покидать свой регион, особенно молодые специалисты. Если раньше уезжали в основном жители сельской местности и малых городов, переезжая преимущественно в краевой центр, то сейчас все больше людей стали покидать сам Владивосток, предпочитая столицы и центральные регионы.

В такой ситуации население города не растет, а только сокращается, также как и всего Дальневосточного региона. Если еще десять лет назад на Дальнем Востоке проживало около семи с половиной миллионов человек, то сейчас осталось около шести с половиной, что на один миллион меньше.

К тому же по прогнозам известных экономистов, предстоящие два года ничего позитивного российской экономике не предвещают, кризис будет только усиливаться. Уровень безработицы в стране превысит более 12 млн. человек, а это сравнительно уровню Испании (там более 4 млн. человек, что равно 10% населения страны).

Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительству вскоре придется обратиться к внешним заимствованиям, так как министерство уже расходует деньги из стабилизационного фонда. Эта неуверенная позиция правительства в возможностях предотвратить быстрый рост цен, обеспечить население рабочими местами и самым необходимым социальным минимумом, показывает его многолетние просчеты и некомпетентность.

Александр Мельник, политолог
Vostokmedia

17:31, 26.02.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Спасет ли саммит АТЭС Владивосток?

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100