Художник Павел Шугуров творит в городе своей мечты (фото)

Я чуть было не попалась, журналюга торопливая, на ту же удочку, что попадались галеристы в Москве: чуть не рассказала о том, как красиво объединились 33 молодых художника из разных российских городов и весей, как выработали «манифест 33+1» и разместили его на одноименном сайте… Торопимся, всё торопимся, а жизнь подгоняет: давай-давай, ножки в ручки и хлебушек насущный заколачивай! А бежать-то надо в другую сторону. Вернее, просто идти. Причем знать, куда и зачем. Какая редкость — человек, который знает, куда и зачем!
Шугуров Павел

Короче, это он, Павел Шугуров, владивостокский художник — автор розыгрыша, един во всех 33 лицах — он их всех придумал: число взял из сказки про 33 богатырей, каждому придумал родину, творческую биографию, стиль, работы, фотки — ну всё-всё. И ладно бы просто развлекался виртуально — он работы этих двойников (а на самом деле свои работы) в столичных галереях выставлял, а на роль авторов на вернисажи приглашал актеров. Галеристы сильно сердились, когда узнавали, что выставлявшиеся у них шесть авторов — Паша… 

А началось у него это с первой выставки «Вещи желтого мертвого человека» во Владивостоке еще в 1998 году — взял и выставился под псевдонимом Олег Курашевский, не отдавая себе отчета, зачем он это делает. А сейчас отдает. Творчество из него так фонтанировало, что он долго не мог разобраться, кто же он такой: музыкант, художник, скульптор, абстракционист, шансонье, поэт, мрачный фотограф, веселый аниматор? Лучший способ узнать, кто ты и что ты, — посмотреть на себя одного, другого, тридцать третьего со стороны. Вот он и посмотрел.

План жизни

Сначала Паша сбежал из девятого класса в художественное училище. Впрочем, в школе он, почти отличник, сбежал из «Б» в «Д» — к «дебилам», «неформатным». Ему с ними было интереснее, и он стал чем-то вроде адвоката своих одноклассников — как тот, кто их понимает и защищает.

В художке он сторонился богемных волосатых «художественных» художников и занимался карате. На карате ему сказали: «Ты, Паша, выясни, кто ты: художник или каратист? » Он долго думал и сказал: «Художник».

Потом он сбежал из института искусств — посчитал, что трех лет предостаточно (и сейчас так считает, будучи уже там преподавателем), что теряет динамику жизни. В 1999 году во Владивостоке он добился всего, чего на тот момент желал: удачно устроился на «Серой лошади» вместе с другими поэтами, у него была рок-группа «Женские блины», была работа художника в отеле «Хендэ», где он «ксерил» свою самиздатовскую «Собаку». Было всё, кроме стимулов для развития.

И он отправился в «пенсионерскую поездку». В Императорской академии художеств была такая традиция — выпускников отправляли на стажировку в Италию, приобщиться к истокам искусства. И Паша сам себе в 22 года выписал «пенсион».

Ближайший план жизни был таков: три года в Петербурге (там легче «встроиться» в художническую среду), три года в Москве и пару лет за границей. Для того чтобы «встроиться», объездил все четыре художественных вуза первого уровня обеих столиц и поступил в наиболее близкую по духу Художественно-промышленную академию им. Мухиной в Питере («Муху»), что было не так просто после слабой и просто-напросто другой приморской школы. 

Три года, согласно плану, проучился в «Мухе» — и дальше, в Москву. Там уже приготовились выгонять какого-то двоечника, чтобы зачислить Пашу на бюджетное место в «Сурке» (Суриковском училище). Паша посмотрел на странную дисциплину: сонные студенты отмечаются в 9 часов утра, потом в 11 часов, как на милицейской поверке, и идут дальше по своим делам. Понял, что для него это будет травма не по существу. В «Строгановке» — вообще «совок». Походил по московским галереям, повыставлялся, потусовался, но вариться в этом деловом гламуре было жутко неинтересно. 

Дальше по плану была Европа. Сели и поехали с женой (тоже художницей). Их принимали друзья-художники и прочие дружественные культурные деятели, они знакомились с европейскими образовательными учреждениями и галереями, находя в них то же самое, что и в наших столицах. Похоже на бутафорию, нет развития, только отголоски американского.

Дальше — Америка. Красивая страна. В штате Нью-Мексико, в Тамаринде Паша месяц учился станковой графике в мастер-классе в лучшей печатной мастерской в мире. Всё было, словно на мансардах на Миллионке — музыканты, художники, естественно и душевно. На конференцию по городскому искусству «Американцы для искусств» в Сиэтл, куда Павел был приглашен из-за «необычного русского подхода», он добирался из Нью-Йорка через всю страну на автобусах, самолетах, автостопом, с приключениями. Отужинал в Голливуде в семье киномагната, залез на знаменитые буквы на холме. В Детройте пожил в семье: дом, два ребенка, собака, мягкое кресло, «хаммер», дача, катер, батуты. С бомжами в Центральном парке ночевал. 

…Всё, конец 9-летнему «пенсиону» (плюс год на рождение дочери). Посмотрел, взял лучшее, узнал, как собственное творчество выглядит в контексте мирового искусства, — и можно по плану возвращаться домой.

Процент на искусство

Павел, будучи преподавателем монументального искусства и аспирантом в нашей академии, рассказывает студентам, что еще в XIX веке художники русского модерна выходили на улицы к своему народу. Наши же галереи настолько далеки от народа, как небо и земля. И молодой человек искал пути работать для людей, чтобы его искусство было понято не только искусствоведами и друзьями, но и обычными людьми и хоть как-то меняло мир. И он нашел то, что преображало бы и улицы, и сознание людей, идущих по этим улицам. Есть миф, что «быдло» высокого языка искусства не понимает. Но есть Высоцкий, который простым языком мог донести фундаментальные вещи до всех. Поэт Высоцкий — авторитет для художника Шугурова.

На заре его уличного творчества (лет 5 назад) были заборы на фестивале «Длинные истории» в Екатеринбурге, потом расписывал ворота в Бишкеке («Предки»), потом волшебными растениями брандмауэр (глухую стену дома) на Урале. Это была проба сил перед первой монументальной росписью на улице Бармалеева в Питере — там теперь вместо глухого брандмауэра — «журавлиный луг».
Прежде чем появился этот луг, Паша год ходил к городским властям. Потом взял и устроил фестиваль эскизов. 

Собрал молодых художников в музейном дворике в центре Питера и пригласил всех чиновников. Чтобы заманить чиновников в этот дворик, Паша врал каждому, что остальные уже дали свое согласие участвовать в жюри. И этому жюри ничего не оставалось, как выбрать что-нибудь из представленного. Паша на свои деньги нанес эскиз на стену, освоив метод зависания на веревках (для радости он себе еще приделывал ангельские крылышки). Расписал и распиарил — все каналы сняли необычное зрелище. Так Павел стал пионером «паблик-арт», как в Америке называют монументальное искусство, — правда, там под это дело выделяется огромный бюджет.

Стали поступать заказы. В основном от администраций районов к празднику либо мероприятию — в Питере таким образом сделали объектов 20. То благоустроители возьмут в субподрядчики, чтобы скромно, но со вкусом оформить скверик или двор, и во дворе на клетчатой площадке появляются шахматные фигуры, а заложенные окна (есть люди, которым не нужны окна, и это выглядит, как будто война!) декорируются выбывшими из игры шахматными фигурами, наблюдающими за игрой сверху. Красиво… Но не системно. А откуда будет система? Это в США, Франции, Германии есть закон про один процент на искусство: каждый строящийся дом отчисляет один процент на то, чтобы возле этого дома соорудили что-нибудь общественное для красоты. И Павел не просто сетует, что у нас такого процента нет, — он собирается сделать всё, чтобы был — хоть в стране, хоть в городе Владивостоке. 

Шесть фасадов Владивостока 

Он хочет, он уверен, что Владивосток станет центром современного монументального искусства. Что искусство будет в каждом закоулке города. И художники будут трудиться не только в своих мастерских, но и в городе, для прохожих. Чтобы люди любили и ценили современное искусство, как ценят морячка на въезде в город. Чтобы была молва на весь мир, что у нас здесь есть феномен и надо ехать на него посмотреть, в среде, в контексте морских волн, кораблей, приморского бархата и багульника. Что у всех городов четыре фасада для украшательства, а у нас — пять: есть еще крыши домов, которые обозреваются с сопок. На «пятом» фасаде Павел с ребятами из сообщества «Мураед» недавно нарисовали 18-метровую «первую ласточку», летящую над заливом, — ее можно увидеть с видовой площадки. Есть еще и шестой фасад — морской! И еще одна «фишка» есть у Владивостока: дома стоят на сопках, как на постаментах. Можно обычную серую пятиэтажку на такой сопке-постаменте раскрасить, и она будет видна за километры.

 
— Наша земля — это супер! — считает Паша. — Невозможно забыть море, наши ландшафты. Как я мог не вернуться сюда из Питера? И геополитическое положение у нас самое лучшее. Чудеснейший климат. Поездив по миру, я увидел, что есть хорошие места на земле, города, выстроенные поколениями людей, — каждый камешек в древнем Риме вышлифован десятками поколений. Я же здесь, во Владивостоке, всего лишь «второй пласт»: что-то построил мой отец-гидростроитель — водохранилища, плотины, дамбы, — а вторым камушком буду я. Мы здесь недавно. Еще созидать и созидать. А в Питере — только сохранять, там всё уже построено великими людьми. Владивосток же — земля инкогнито. Жизнь здесь — это не игра, не развлечение, это постоянное ощущение реальности, которая меняется в твоих руках. На какой комфорт можно поменять это чувство? На какие гламурные тусы? Я строю здесь новый мир. Это безумно интересно!

Дальневосточные Ведомости
Ирина АНГАРСКАЯ.
Фото Валентина ТРУХАНЕНКО и из архива художника.

Шугуров Павел
Шугуров Павел

13:10, 10.03.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Художник Павел Шугуров творит в городе своей мечты (фото)

Александр Синицын 12.01.2012, 09:02

Паща не так давно потеря друга.На душе хреново .

Что бы ты посоветовал?

Александр Синицын - С_ Петербург 12.01.2012, 09:38

Прочитаал контекст твоей страницы с призывом . Привлекаем молодых художников.

Коментариии Сжатые но конкретные. Всего два:)) — Это Успех. У нас сегодня выпал снег. Вроде как не должен быть.

Коментариев 1000000000. Все уроды и Бл....... Хотя снег должен был быть три недели назад.Работают на сегоднящний день все службы круглосуточно. НО, Что бы ты не де делал всёравно плохой:)) Потомучто ты чиновник.

like this 30.12.2019, 22:43

I just want to mention I am just new to blogging and definitely enjoyed this web blog. Most likely I’m likely to bookmark your blog post . You definitely come with remarkable article content. Thanks a bunch for sharing your website.

Raleigh Bennick 14.01.2020, 02:35

This is a topic which is near to my heart... Best wishes! Exactly where can I find the contact details for questions?

a knockout post 18.01.2020, 00:38

I simply want to mention I am beginner to blogging and seriously savored this blog site. Likely I’m likely to bookmark your website . You surely have excellent articles and reviews. Bless you for sharing with us your website.

healthy fresh recipes 04.03.2020, 12:37

I must thank you for the efforts you have put in writing this website. I really hope to see the same high-grade blog posts by you later on as well. In fact, your creative writing abilities has encouraged me to get my very own website now 😉

healthy fresh recipes 04.03.2020, 23:28

I love reading a post that will make men and women think. Also, thanks for permitting me to comment.

Una Lostetter 06.03.2020, 10:25

I wanted to thank you for this fantastic read!! I definitely loved every bit of it. I have you bookmarked to check out new things you post…

achat fichier email 06.03.2020, 23:27

Hi, I do believe this is an excellent website. I stumbledupon it 😉 I'm going to return yet again since I bookmarked it. Money and freedom is the greatest way to change, may you be rich and continue to guide others.

Amal Viteo 08.03.2020, 19:05

Wonderful post! We will be linking to this particularly great post on our website. Keep up the great writing.

hop over to this web-site 10.03.2020, 03:15

I simply want to say I am beginner to weblog and really liked your web blog. Almost certainly I’m going to bookmark your blog post . You absolutely have really good well written articles. Kudos for sharing with us your blog site.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100