Сергей Отлетов: «Рыбные дни» в Приморье стали повседневностью

Сотрудник краевого управления рыбного хозяйства уверен: рыба подешевеет, когда добыча и торговля будут скоординированы.

Чем отличается «доступная» рыба от «дешевой»? Как поддерживаются рыбаки и что дают государству взамен? Зачем нам японская сайра? Начальник отдела развития производства Управления рыбного хозяйства Приморского края Сергей Отлетов рассказывает о проблемах ценообразования в отрасли.

— Сергей Викторович, с федерального уровня даются заверения, что рыбопродукция в России будет стоить дешевле. Насколько это реально применительно к Приморью?

— Как работала система рыбной отрасли в советское время? Вылов, хранение, транспортировка, переработка и реализация, т.е. все вопросы рыбохозяйственного комплекса решались системно в рамках одного ведомства.

Сегодня, в связи с открытостью рынка, политикой невмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий, вопросы ценообразования достаточно трудно поддаются планированию. Де-юре, мы должны осуществлять мониторинг вылова, заниматься вопросами организации и регулирования рыболовства и др. Фактически приходится заниматься всеми вопросами комплексно, так как продукция рыболовства ориентирована на конечного потребителя.

Рыбаки поставляют на внутренний рынок рыбопродукцию по ценам, на 30-100% ниже, чем она продается в торговой сети. Зато многочисленные посредники зарабатывают сверхприбыли — именно благодаря тому, что не существует единой системы регулирования отрасли.

Необходимо в ближайшее время воссоздать систему управления, объединяющую все процессы рыбохозяйственной деятельности – вылов, хранение, транспортировка, переработка и реализацию.

Наша работа ориентирована на то, чтобы рыбаки развивались, финансово крепли, повышали капитализацию предприятий, строили суда, повышали заработную плату, платили больше налогов. Поэтому повышение отпускных цен у рыбаков должно рассматриваться как весьма благоприятный момент, тем не менее, реальность такова, что прирост цены происходит не в производстве — у рыбаков, а в торгово-посреднической среде. В этой связи говорить о положительных изменениях для рыбаков не приходится. В то же время, население нуждается в качественной рыбопродукции по доступным ценам. Достижение и поддержание физической и экономической доступности рыбопродукции в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления, стало нашей одной из основных задач. Они задекларированы в недавно утвержденной Указом Президента России Д. А. Медведева Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

 — Имеет ли смысл «рыба по доступным ценам» в условиях рыночной экономики?

— Государство в настоящее время предусматривает значительные средства на поддержку рыбаков, субсидируя проценты по кредитам на строительство флота, объектов инфраструктуры, новых перерабатывающих производств, приобретение перерабатывающего оборудования и т.п. Именно в этом контексте нужно и говорить о доступности цен в рамках ответственного рыболовства, социальной ответственности бизнеса.

В настоящее время бюджет Приморья предоставляет рыбакам субсидии по двум направлениям. Во-первых, на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках, на строительство, реконструкцию и модернизацию рыбопромыслового флота, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию отраслевых производств. Во-вторых, на субсидирование части затрат по лизинговым платежам по договорам лизинга, направленных на строительство, реконструкцию и модернизацию рыбопромыслового флота, а также на приобретение технологического оборудования.

Начиная с 2007 года, в бюджете Приморского края предусматриваются расходы на господдержку по этим направлениям. Так, в 2007 году было выделено 5 млн. руб., 2008 – 10 млн. руб., 2009 — 4 млн. руб. На 2010 год в бюджете предусмотрено 8 млн. рублей.

Государственную поддержку получили пять предприятий рыбхозяйственного комплекса Приморья: ОАО «Преображенская база тралового флота», РК «Тихий Океан», ООО «Баталов и К», ИП Кабачинский, ООО "Владивостокский рыбокомбинат «Браско».

— Почему резко поднялись цены на рыбные консервы? Продолжаться ли закупки сайры для изготовления консервов в Японии?

— Если говорить о консервах, то цена складывается следующим образом – стоимость сырья, банкотары и вспомогательных материалов плюс расходы, связанные с их производством (зарплата работников, энергия и т.п. ). Увеличение любой из этих составляющих объективно повлияет на стоимости готового продукта. Безусловно, основная доля в себестоимости консервов принадлежит сырью и банкотаре.

До начала промысла основного объекта для консервного производства (сайры) был проведен анализ потребности рыбоконсервных предприятий края в данном объекте. Так при квоте на вылов сайры на ДВ бассейне в объеме 90,6 тыс. тонн, потребность только береговых рыбоконсервных предприятий Приморского края, без учета рыбоконсервных плавбаз, производящих продукцию непосредственно в районе промысла, была в размере 81,6 тыс. тонн. При этом квота приморских рыбаков составила только 58,4 тыс. тонн, фактический вылов составил около 20 тыс. тонн. Из приведенных цифр видно, что покрыть собственные потребности в сырье не представляется возможным, неблагоприятная промысловая обстановка объективно привела к резкому снижению предложения этого объекта и, как результат, росту цены.

Источником восполнения образовавшегося дефицита стала сайра, поступающая в страну из Японии и Кореи, причем цена на данный объект автоматически увеличилась на величину таможенных платежей.

Рыбный промысел связан с большим числом различных рисков, прежде всего, природного характера – биология моря, экологического состояния, состояния сырьевой базы, метеоусловий и т.п. 2009 год показателен в этом плане. Большое предложение лососевых и благоприятная промысловая обстановка объективно повлияли на ценовую ситуацию по этим объектам. Ситуация с сайрой — обратная.

Следует оговориться, что в таких условиях, импорт продукции во благо, позволяет задействовать собственные перерабатывающие мощности. Что касается ввоза другой продукции, аналоги которой производятся в России, то наша позиция по этому вопросу достаточно жесткая – такой импорт необходимо ограничивать.

— Какие меры будут приняты, чтобы не повторился прошлогодний транспортный кризис во время лососевой путины?

— Судите сами: мощности морозильников Приморья не превышают 130 тысяч тонн, а рыбопродукции было выгружено на приморский берег в 2009 году 651 тысяча тонн. Безусловно, слаженная работа портов, железной дороги, логистических компаний, а также помощь Росрыболовства и администрации края способствовали снижению негативных последствий сезонных сложностей с поставками рыбопродукции на территорию Приморья.

Решение проблемы, которая повторяется из года в год, возможно только одним способом – развитие портовой инфраструктуры и строительство новых морозильных мощностей, как в портах, так и за их пределами. До этого момента все принимаемые меры носят превентивный и весьма неэффективный характер. Но инфраструктурные проблемы следует решать не только в Приморском крае. Это системный вопрос. Необходимо развитие инфраструктуры, нам нужны холодильники по всему пути следования рыбопродукции — в Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге и так далее по Транссибу. Только планируя всю логистическую цепь, начиная с момента выхода судна на промысел до реализации рыбы в торговой сети, возможно избежать транспортного коллапса.

— Быть может, на берегу не хватает мощностей для переработки рыбы? 

— Они, скорее, недозагружены. Мы можем перерабатывать 200 тысяч тонн, по факту получается произвести чуть более 50 тысяч. По консервам вообще загрузка производства составляет 40 %, а это основной вид продукции, выпускаемой приморскими рыбоперерабатывающими предприятиями.

Говорить о причинах этого можно достаточно долго. Основные из них — это дефицит сырья (сайра в 2009 году), отсутствие прямых финансово-производственных связей между переработчиками и добытчиками, импорт сырья, применение мер государственной поддержки иностранных государств, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, низкий уровень платежеспособного спроса населения и обострившаяся в последнее время проблема обеспеченности квалифицированными кадрами.

— В России возрождается сеть магазинов «Океан», где рыбу продают по сниженным ценам, говорят о возрождении «рыбных дней». Ожидается ли открытие подобных торговых точек в Приморье? Можно ли говорить о том, что рыбопродукцией собственно Приморский край обеспечен?

— Если говорить о Приморье, то анализ статистических данных свидетельствует об относительной благополучности. Среднедушевое потребление рыбопродукции выше, чем в остальных регионах страны. При среднероссийском потреблении в 16 с лишним килограммов в год на человека, «средний приморец» съедает 29 кг. В крае работает более 416 магазинов социальной направленности, в которых реализуется рыбопродукция с минимальной торговой надбавкой (5-15%), работают 95 розничных рынков, на которых также представлена рыбопродукция.

Если брать Владивосток, то в рамках социальной поддержки населения в городе реализуется рыбопродукция с 28 передвижных машин, где также представлена продукция различных видов обработки, произведенная, как правило, российскими предприятиями. В 2009 году в различных районах Приморского края прошло около 6600 таких ярмарок. Ассортимент продукции представлен самый широкий. Собственно, потребление рыбы могло бы быть еще больше, но внутренний спрос в Приморье довольно ограничен. Еще одна проблема – мы сталкиваемся с тем, что качество продукции зачастую оставляет желать лучшего.

Сегодня в связи с выходом Доктрины продовольственной безопасности России, данный вопрос приобретает еще большую актуальность. Поэтому деятельность органов власти в ближнесрочной перспективе будет обращена на последовательную реализацию государственной политики, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развития отечественного рыбохозяйственного комплекса.

В этом контексте, для того чтобы «рыбные дни» из лозунга стали реальностью, нужны совместные усилия государства и населения. Как только спрос со стороны потребителей будет высок, производители откликнутся на это путем увеличения предложения рыбопродукции самого различного ассортимента. Необходимо провести работу по популяризации культуры потребления рыбы в стране, прежде всего, российского производства, вылавливаемой в естественной среде, являющейся уникальным источником белка, незаменимых аминокислот, углеводов и жиров, которых нет в других продуктах. По моему мнению, именно потребители являются локомотивом развития рыбоперерабатывающего комплекса и поэтому ответ на вопрос: "Будут ли в России рыбные дни? " зависит в большей степени от нас с вами.

13:05, 19.03.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Приморье → Сергей Отлетов: «Рыбные дни» в Приморье стали повседневностью

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100