Очередная реформа образования окончательно добьет детей и родителей

Главное, что народ сегодня обсуждает на кухне — это введение платного образования. И это не шутки! 23 апреля Госдума приняла закон, суть которого в том, что бюджетные учреждения становятся экономически самостоятельными, но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. Применительно к школам это значит одно: хочешь учиться — плати…

Крест на образовании

— Этого не может быть! — в один голос твердят граждане. В самом деле, бесплатное образование, пожалуй, последнее, что у нас осталось. Конечно, все знают про негласные поборы в стенах учебных заведений, но все эти ремонтно-охранные сборы покажутся копейками, если школа твердо станет на рельсы самофинансирования. А, похоже, именно туда образовательные учреждения железной рукой направляет наше заботливое правительства, пишет Тихоокеанский Комсомолец (Лада Глыбина).

Принятый Госдумой законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» недвусмысленно говорит о том, что школам деньги дадут лишь по числу учеников и только в рамках гарантированного государством лимита. Причем вопрос о бесплатном лимите обсудят лишь в ноябре этого года, то есть всего за пару месяцев до начала реформы. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период. В это время все бюджетные учреждения будут существовать в прежнем режиме. 

За что будем платить, а за что — нет, пока что неведомо. По слухам, в бесплатный лимит обучения могут войти лишь по 2 часа русского языка и математики в неделю, 3 часа физкультуры и 3 часа религии. Во всяком случае, именно такая информация массово фигурирует в центральной прессе. И хотя представители образовательных структур всячески пытаются уверить общественность, что никакой трагедии не будет, и все обязательные предметы по-прежнему останутся бесплатными, однако верится в это с трудом. На недавно прошедших курсах повышения квалификации 40 директорам санкт-петербургских школ была представлена модель, согласно которой государство оплачивает только первые три урока (до обеда), а последующая тройка уроков (по выбору) оплачивается государством только на 30 процентов.

Впрочем, и без всяких моделей понятно, что если школы не будут финансироваться государством и получат право самостоятельно зарабатывать деньги на уроках, так волей-неволей они этим правом воспользуются. Во что это выльется, предсказать трудно. Однако то, что ничего хорошего из этой очередной школьной реформы не выйдет, и коню понятно… 

 
Поговаривают, что за полноценный язык родителям придется раскошелиться на 1 000 рублей в месяц, за остальные предметы будут брать по 500. Иначе школа просто не сведет концы с концами. Директора столичных школ уже подсчитали, что полноценное обучение среднего московского школьника может обойтись его родителям в 5–6 тысяч рублей в месяц. Полагаем? примерно к такому же порядку цифр стоит готовиться и во Владивостоке.

Кроме того, согласно программе «Наша школа», некоторые тезисы которой озвучил президент Медведев 12 ноября в своем послании Федеральному собранию, будет модернизирована система педагогического образования. Подробности пока неизвестны, кроме того, что постепенно будут ликвидированы профильные вузы. Пединституты станут частью классических университетов, а в школах смогут работать люди без диплома с записью «педагог». Правда, такой самоучка должен окончить педагогические курсы. Объясняют, что данная мера вызвана острым дефицитом учителей. Только вот, если в школах серьезно не повысятся зарплаты, вряд ли туда пойдут люди, хорошо знающие математику или историю. Кроме того, дети всё-таки требуют к себе особого подхода и методик образования, а не только сухого знания формул и правил… 

Заметим, что разработчики закона чисты перед Конституцией, которая, как известно, гарантирует нам всеобщее бесплатное образование. Увы, в главном законе не регламентируется объем предоставляемых образовательных услуг… Да и вообще, можно долго спорить, кого считать образованным человеком? Читать-писать научили — и достаточно. А в избирательном бюллетене, как известно, вполне хватит поставить галочку…

От предстоящей реформы образования народ просто в шоке. Однако куда выплеснуть свои эмоции, большинство пока не знает. Похоже, власть же делает всё возможное, чтобы максимально оттянуть неминуемый социальный взрыв. К примеру, единицы слышали о том, что в минувшее воскресенье, 15 мая, на привокзальной площади Владивостока был назначен митинг протеста против будущего перевода школ на платные рельсы…

«Писать-считать научим сами…»

Честно говоря, ожидали, что народа на площади будет больше. Ведь образование — это даже не отмена автопошлин. И даже не пенсии! Это то, что коснется абсолютно все российские семьи. Не побоимся этого слова, речь идет о будущем государства… Впрочем, если дело и дальше пойдет такими бодрыми темпами, так вряд ли о последнем вообще стоит вести речь.

К 13 часам дня, на которые был заявлен митинг, на площади собрались около полусотни человек. Знакомые всё лица. Половина — журналисты, другая половина — так называемая приморская оппозиция, в основном представленная «ТИГРами». Ни одного депутата, ни одного чиновника от образования, и, разумеется, ни одного работающего в школе педагога на площади не было!.. Увы, это только на запланированные демонстрации учителя выходят строем и пригоняют туда же учеников.

— Какой такой митинг? — предварительно удивились в профсоюзе работников образования. — По какому поводу шум?..
В самом деле, чего беспокоиться? Как в старые добрые времена: партия-правительство сказало — «надо», учителя ответили — «есть! » Хотя, можно подумать, их кто-нибудь спрашивал…

А вот родители на площади всё же встречались. Несмотря на скудную информацию об акции протеста, до некоторых она всё же дошла. 

— Уверена, что народу бы много пришло, если бы сообщили по-человечески, — говорит Наталья Мищенко. — У меня просто работа такая, где целый день радио включено. Вот один раз за две недели там информация прозвучала. Конечно, я пришла. У меня сын во втором классе учится. Работаю я одна, мужа нет, как у многих. Зарплата небольшая, десять тысяч, алименты мизерные. Поэтому я просто в ужасе от этих образовательных инициатив! Не знаю, как там будет с учебными предметами, но нам уже официально объявили, что с будущего года будем платить за продленку тысячу рублей в месяц. Я, например, платить не смогу. И что, пусть ребенок после школы на улице болтается? Преступность растить?.. Вообще, считаю, нас ждет безграмотная Россия. А как малоимущие? То, что они смогут научить своих детей, они научат. Писать-считать, и больше не будут знать ничего… Так проще народом управлять. Они просто будут ведомые! Им скажут: «на тот забор», вот они туда и поперли... А зачем, почему, никого не будет интересовать…

Среди митингующих наблюдалась любопытная группа людей неопределенного юношеского возраста. У одного, с банданой на голове, под глазом очень живописно красовался бланш на пол-лица. Вряд ли синяк был получен в битве за новые знания... В руке у митингующего гражданина был флаг характерного черного цвета.

— Анархисты мы, — пояснил молодой человек, важно представившийся Гаврилой. — Пришли выразить свою позицию. Вышли в поддержку Конституции, которую сейчас отбирают. Там написано право на бесплатное образование и бесплатную медицину. А теперь за это нужно будет платить. Мы — против. Я, может, только учиться собрался! А тут такое выдумали. Полная жопа, извините за выражение…

— А почему в качестве своей политической платформы выбрали анархию и черный флаг?

— Это символ грядущей революции. Если получится мирно, то можно и мирно. Но это вряд ли… Мы хотим жить нормально. Зарабатывать достаточно, и чтобы наши будущие дети имели возможность бесплатно учиться…

Похоже, молодежь насытилась простыми движеньями, и теперь ее интересы смещаются в сторону простых желаний. Что радует, вполне человеческих и адекватных: хорошо зарабатывать, родить детей, дать им образование. Видимо, то, что есть угроза потерять, становится особенно дорого…

— Никто не спорит, в школе нужно многое менять, но не таким же диким образом! — говорит Петр Довганюк, депутат краевого совета первого созыва. — Я — военный в отставке, было время, несколько лет работал в школе военруком. Пришел, посмотрел, что там творится, просто волосы дыбом встали. Самый простой пример — сегодня ученик может послать учителя матом, и ему ничего за это не будет. Кто в этом виноват? Дети? Да нет, конечно… Как себя поставит учитель, так к нему и будет относиться ученик. А мы довели наших преподавателей до такого нищенского состояния, что они перестали себя уважать. Сделали из них зависимых, всего на свете боящихся людей. Нервных, задерганных, которые на своих учеников зачастую смотрят, как на личных врагов… О каком качестве образования в такой ситуации может идти речь? А теперь еще хотят ввести плату за уроки. За что платить, спрашивается? И многие ли семьи смогут себе это позволить? Да при таком подходе у нас школы просто опустеют… 
 
Банан вместо учебника!

Всё-таки удивительные вещи происходят в нашем государстве. Такое чувство, что кто-то наверху затеял глобальный эксперимент по всеобщему развалу и испытанию на прочность. Про бесконечные реформы в образовании разговор отдельный — уж сколько их в последние годы было, не пересчитать. Чего только стоит тотальное уничтожение малокомплектных сельских школ! Результат налицо: шансов получить хорошее образование у ребят из села теперь нет. Дорога для большинства одна: до ближайшего ларька, а потом — под куст… Однако новейшие «образовательные веяния» — верх всего. Ведь понятно, что это приведет к еще большему расслоению общества. Есть деньги — учись. Нет денег — гуляй, или иди в обслугу к ученым…

Между тем, по официальным данным, у нас 40 процентов населения живет за чертой бедности. Это когда зарплаты с трудом хватает на еду. Еще 50 процентов носят гордое звание среднего класса, когда кроме еды остается еще на оплату коммунальных услуг и немножко на одежду. Увы, нормально лечиться, а теперь еще — учиться российские граждане в массе своей себе позволить не могут. И это на фоне того, что все страны мира идут к бесплатному образованию, не только среднему, но и высшему. Например, в Германии к 2020 году 90 процентов высшего образования будет бесплатным, а в Японии вообще всё высшее образование бесплатное. У нас же к 2020 году, наоборот, 90 процентов высшего образования будет платным. А теперь хотят еще и за среднее деньги брать!
При этом доходы государства вполне достаточны для того, чтобы обеспечить полноценное финансирование школ. Просто Министерство образования берет курс на сокращение доли расходов на эту сферу в валовом внутреннем продукте. По этому показателю (а у нас он составляет 3,5 процента) мы и так отстаем от передовых стран мира. Средний процент обычно — 7–8. В США это 11 процентов, в Японии — 14 процентов, в Финляндии — 16,5 процента, в Южной Корее и на Тайване — более 20 процентов ВВП расходуют на образование. А мы катимся в категорию стран третьего, если не четвертого мира, приближаясь к Нигерии, Непалу и т. д. … Короче говоря, банан вам в руки, вместо учебника!

Поневоле вспомнишь уроки истории, раздел — завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Как там писали в азбуке: «Мы не рабы, рабы — не мы... » За что боролись, граждане? И на что, спрашивается, в итоге напоролись?.. Похоже, кто-то на самом деле хочет создать общество полуграмотных, мало о чем думающих «дебилоидов», единственным интересом которых будут компьютерные игры и развлекательные программы по телевизору. Нет мыслей у граждан — нет проблем у государства... 
Здравомыслящие люди, которые еще, к счастью, остались в России, сегодня требуют у президента наложить вето на принятый антинародный закон. А также законодательно запретить любые формы платного общего образования в государственных школах. Кроме того, придать учителям статус государственных служащих с гарантированной заработной платой. Оставить в покое педагогические вузы и не допускать преподавание в школах лицами без высшего профильного образования…

1 июня, в День защиты детей, предлагается озвучить эти требования публично. Лично я в этот день приду на площадь. Не как журналист, а как гражданин. Потому что мне не всё равно, что будет с нашими детьми. Потому что если сегодня молчать, завтра говорить уже будет не о чем и не с кем…

 


Готовящуюся «реформу» средней школы оценивает президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН Сергей Комков:

— Власти предлагают вывести за рамки образовательных часов развивающую деятельность — уроки физкультуры, труда, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки будут оплачиваться за счет родителей. Это же бред сумасшедших! Они хотят поставить крест на российском образовании. Образование является важнейшей социальной функцией государства. Поэтому если министерство рассматривает образование как некий комплекс образовательных услуг, то за них нужно платить. Но если это — социальная функция государства, то обеспечивать это должно государство. 

13:30, 20.05.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Очередная реформа образования окончательно добьет детей и родителей

pechal 06.06.2010, 21:16

А куда налоги тогда пойдут, если дороги — херовые, медицина — платная, образование — тоже оплачивать придется?!

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100