Экономист Александр Латкин: «Наша проблема в том, что Приморью нужны руководители нового мышления…»

Мечтать на экономические темы всегда приятно. А в последнее время на фоне развернувшихся в Приморье строек это стало к тому же модным занятием. Вот построим мост, потом пару-тройку судоремонтных заводов, театр оперы и балета, а к нему океанариум в придачу и заживем!.. Однако многих граждан терзают смутные сомнения — а будет ли всё так хорошо, как нам сегодня кажется? Не воздушные ли замки мы сегодня активно строим? Увы, но дать внятный, а, главное, честный ответ на этот вопрос способны совсем немногие жители нашего края. Один из них — Александр Латкин, доктор экономических наук профессоризвестный российский экономист, живущий в Приморье…

Александр Латкин

Новое — хорошо забытое старое…

— Александр Павлович, говорят, нынче Приморье переживает чуть ли не «золотой век» своей истории. Мол, таких денег сюда никто не вкладывал. Вы согласны с этим тезисом? 

— Пожалуй, нет. Давайте посмотрим на историю развития Приморского края в советский период. Как ни парадоксально, отправная веха в нашей истории — приезд сюда Никиты Хрущёва. Надо отдать ему должное, он посмотрел на Приморье и сразу увидел его уникальные возможности. Прежде всего — экономико-географическое расположение, соседство с Кореей, Китаем, Японией, выход в АТР, богатейшие биологические ресурсы, приличные климатические условия. И тогда Хрущёв сделал первый шаг, который потом поддержал Горбачёв: в экономику Приморья были вложены колоссальные деньги
Но было всё достаточно грамотно сделано. Строили не мосты, а крупнейшие промышленные предприятия, которые обеспечивали, прежде всего, военный флот. Именно тогда возникли заводы «Варяг», «Изумруд», «Дальприбор», «Прогресс», «Аскольд», «Звезда». Вслед за этим сюда стал тысячами приезжать грамотный народ. Не узбеки, не китайцы, не таджики, а высококвалифицированные кадры! Следом понадобилась большая наука. И в 1969 году создается Дальневосточный научный центр. Огромные деньги пошли на создание и строительство новых институтов. Во Владивостоке их было построено 16! Мы пригласили уникальных специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Создали для них условия, дали им должности и квартиры. Всё это дало новый мощный импульс в развитии науки самых разных отраслей. Вслед за этим возник еще один мультикативный эффект — развитие образовательной среды. Тогда, уверяю вас, никто из выпускников города Владивостока не помышлял ехать в Москву или Санкт-Петербург поступать в вузы. На подъеме была рыбная промышленность, горнорудная, заготовка леса, развитие наших портовых комплексов. И не было никаких проблем с рабочими местами. Все знали: вот она, перспектива! Одним словом, видели позитивный вектор развития края…

— А что, сейчас подобный вектор не просматривается?..

— Вопрос открытый… Понимаете, с 70-х до 90-х годов были сформированы точки экономического роста Приморья. Это машиностроение, судостроение, судоремонт, авиастроение, приборостроение. И поэтому, когда мы говорим, что край может стать для России территорией некоего резерва развития, надо просто вспомнить, что он был таковым. Взять хотя бы те миллиарды рублей, которые были вложены в создание мощнейшей ирригационной системы в сельском хозяйстве. Какая это была стройка!.. Какой энтузиазм! Все знали, что здесь, вместе с Кубанью, будет выращиваться основная доля риса Советского Союза. Затем, увы, началась перестроечная пора, и всё ушло в прошлое. К сожалению, есть позиции, по которым мы уже достигли точки невозврата. Знаете, как у женщин: я хотела бы мужа вернуть, но поздно, уже не верну… Также и в экономике. К примеру, я хотел бы воссоздать судоремонт в Приморском крае, но соседние страны — Китай, Корея — уже обогнали нас в разы по техническим составляющим, по производительности труда... Я хотел бы вернуть лесопереработку, но, простите меня, в соседнем Китае давно уже перерабатывают наш лес. Делают мебель, и она по цене в три раза дешевле нашей, а по качеству выше…

«Стал бы губернатором — не обрадовался!..»

— И что же делать нашей власти, если в экономике так всё запущено? Где искать точку опоры, оттолкнувшись от которой мы способны если не перегнать, то хотя бы догнать наших шустрых соседей? 

— Вообще, если бы мне довелось стать губернатором Приморского края, то я бы, честно говоря, не обрадовался. Вообще не понимаю, почему многие рвутся в это кресло. Ситуация крайне не простая. Главная наша проблема в том, что в Приморье нужны руководители — менеджеры нового, инновационного мышления. А с этим проблемы. Именно поэтому мы, несмотря на все государственные вложения, катимся вниз. За 2009 — начало 2010 года у нас рентабельность использования активов производства сократилась в три раза! В чем дело? Почему мы всё хуже и хуже работаем?.. Да именно поэтому. Новое время предполагает новое мышление, современный подход к решению экономических проблем…

— Например? 

— Например, рыбопереработка. Губернатор Дарькин правильно говорит о том, что вся рыба должна идти на российский берег. Сегодня, как известно, 80 процентов добываемой продукции, так или иначе, оказывается за границей. Другой вопрос, что произойдет после того, как мы эту рыбу на наш берег вернем? Два варианта. Можно ее здесь оформить и снова отправить на экспорт. Но это тупик. Другой путь — заняться, наконец, ее переработкой. По моему глубокому убеждению, именно в этом — будущее Приморского края. Если мы сейчас 600–700 тысяч тонн, которые ловим (пусть даже 500 тонн!), начнем перерабатывать на нашей территории, это будет экономический прорыв. Другое дело, что предприятия должны быть «супер», чтобы на выходе мы получили продукт, которого еще и близко не видели. Только за рубежом, разве что. Там качество сохранности рыбопродукции совсем иное, нежели то, к которому мы привыкли. Мир уже давно забыл, что такое консервы! То есть рыба должна производиться на совершенно новых инновационных технологиях. Если хотите, стать инновационным продуктом Приморского края. Тогда можно выпускать продукцию, которая бы занимала рынки соседних стран. Есть ряд других биоресурсов, где мы сильны, — трепанг, гребешок, мидия. Здесь наши возможности просто колоссальны. А что мы имеем? Вот я на днях вернулся из Китая, куда народ едет сейчас не только за одеждой, мебелью и обувью. Едут еще и за лекарственными препаратами! А делают-то их из наших морепродуктов!

— А у нас есть разработки конкурентоспособных лекарств?

— Да у нас в ДВО РАН ученые плачут! Не знают, куда это добро девать… Они что-то делают, правда, кустарным способом, в маленьких объемах! Вот сюда бы вложить те миллиарды, которые мы сейчас вкладываем в мосты, театр оперы и балета, океанариум и прочие сооружения, которые нам, по большому счету, ничего не дают... Вот это был бы прорыв! Самая настоящая точка возврата, где реально было бы восстановить то, что было, на качественно новой инновационной основе. По моим расчетам, если мы сейчас хотя бы 70–80 процентов рыбы, добываемой приморскими рыбаками, будем здесь перерабатывать, это даст 20–30 тысяч рабочих мест. Вот вам реанимация прибрежных поселков, вот вам рабочие места в Находке и Владивостоке… Это реально. На выходе мы будем иметь не только деликатесную рыбную продукцию и уникальную фармацевтику, но и удобрения для сельского хозяйства. Из того, что мы сегодня выбрасываем за борт — головы, жабры, кишки, — можно делать отличные удобрения. Муку, например!..

«Ешь ананасы, рябчиков жуй! »

— Но если это всё так очевидно, то почему никто до сих пор подобными вещами не занимается? 
 
— Возможно, наш губернатор и желал бы напрочь прекратить экспорт рыбы, перерабатывать всё здесь, выйти на создание высококонкурентной продукции и заявиться с ней на весь мир. Ведь только у нас возможно создание такой продукции! Но, увы, мы встречаем здесь лобовое сопротивление высших государственных чиновников. Ведь рыба, идущая на экспорт, это источник экспортной пошлины, которая идет вся в федеральный бюджет. А ведь именно за счет пошлин сегодня держится бюджет Российской Федерации. И поэтому существует определенная группа российских руководителей, боюсь сказать олигархов, которые, с одной стороны, всеми силами выступают за модернизацию экономики, а с другой стороны — понимают, что если сегодня начнем создавать такие предприятия, то потеряем экспортную пошлину. А из чего тогда пенсии платить? Содержать госчиновников? Взять ту же фармацевтическую отрасль. Не секрет, какие деньги крутятся в сфере экспорта лекарственных препаратов. И кто-то стоит у штурвала этого бизнеса. Разве могут эти господа допустить развитие собственной уникальной фармацевтики? Да никогда!..

— Но вот поддерживает же государство реанимацию судоремонта в Приморском крае! Несколько верфей заложили. Иностранные партнеры инвестиции туда вкладывать собираются…

— Боюсь, это уже не экономика, это политика. На мой взгляд, в судоремонте вложения ни к чему не приведут. Мы слишком отстали от мира по этим позициям. К такой же точке невозврата относится лесопереработка. Самое печальное, что мы за эти годы поменяли психологию населения. Ни вы, ни я не готовим своих детей, чтобы они стали биологами, судоремонтниками, электронщиками. В этом году убеждал родителей абитуриентов: идите на кораблестроение! Мне отвечали: «Какое кораблестроение, всё стоит! Не верю я в эти проекты…» По моему глубокому убеждению, для Приморского края нужна сейчас очень осторожная, грамотная и заинтересованная политика верха и низа, федеральной и региональной властей. Не просто на уровне популистских программ, которые периодически вбрасываются публике. Надо сесть и подумать о новых точках развития Приморья. Вот скажите, что продают сегодня на федеральной трассе? 

— Картошку продают, грибы, молоко. Что-то еще?..

«Слона-то я и не приметил! » Арбузы продают, вот что! Причем в массовых количествах, по 10 рублей за кило. И это наши арбузы, спасские. Вас это не удивляет? Ведь арбузы — это южная культура. Серьезное изменение климата — это уже реальность. А в Хасанском районе Приморья начинают выращивать грецкий орех, как на Кавказе. Ананасы начинают расти! Можно серьезно заниматься абрикосом и яблоками. К примеру, в Золотой долине, под Партизанском. Впрочем, там всегда по осени народ ходил по колено в грушах и сливах. Но ягодное направление, на мой взгляд, наиболее актуально. Почему мы садимся в самолет и намазываем на тост джем из Финляндии? Почему бы не сделать Приморье главным поставщиком джема в России? Из клубники, жимолости, смородины, арбузов?.. Ведь это очень реальные вещи. Доходные и востребованные, пишет ТОК(Лада Глыбина).

Лучше меньше, да лучше!

— Александр Павлович, как считаете, может, нам опять рисом стоит заняться?

— А вот это не получится. Рис — это еще одна точка невозврата. Порушенные ирригационные системы мы не восстановим, на это нужны миллиарды. А ведь сегодня, когда вся страна засохла, если бы Приморский край был в формате 20-летней давности, риса было бы завались. Сои тоже. Увы… Но вообще, если говорить о сельском хозяйстве в целом, у нас сегодня 840 тысяч га земельных угодий. Для сравнения: вся Республика Корея имеет 400 тысяч га земельных угодий. Тем не менее, именно мы закупаем у Кореи сельхозпродукцию, потому что наша земля, по большей части, стоит пустая вот уже 20 лет. С одной стороны, это благоприятный фактор. Вон в Китае по три урожая в год с земли берут, так она там вся истощенная. А у нас отдыхает. Если, наконец, сажать начнем, так дикая урожайность будет! А если серьезно, то в сельском хозяйстве также на первый план выходят вопросы организации и внедрения передовых технологий. Потому что пока всё, что говорят о развитии фермерских хозяйств — болтовня. Допустим, получил фермер землю, развел коров, а теперь не знает, куда молоко девать, куда мясо девать... Нет элементарных вещей. К примеру, раньше были райзаготконторы. Давайте возродим нечто подобное. Давайте строить на селе мини-молокоперерабатывающие заводы. Пусть они будут рассчитаны на тонну в сутки, и там будет работать пять человек, но на выходе мы получим качественный продукт. А фермеры не будут выливать прокисшее молоко свиньям! К этому идет весь мир: меньшим числом работников получать продукт лучшего качества. 

— А вот сейчас много говорят про развитие туризма. Мол, это тоже будущее Приморья. Честно говоря, как-то не верится в туристические перспективы. Что думаете по этому поводу? 

— Смотря, с какой стороны к туризму подойти. Я готов поставить памятник при жизни губернатору Дарькину за то, что он добился реконструкции владивостокского аэропорта. Мы создаем там две полосы, каждая будет принимать 28 самолетов в час. Я раньше тоже задавался вопросом — кто там будет летать? Но всё можно развернуть по-другому, если мы новой точкой развития сделаем тот самый турпродукт. Русский остров — подземелье — Ворошиловская батарея и прочее…

— Полагаете, кто-то в нашу морось и туман припрется на батарею посмотреть? Сомневаюсь…

— Согласен, только ради этого сюда вряд ли кто прилетит! Речь о том, чтобы сделать Владивосток промежуточным пунктом остановки туристов. К примеру, Гонконг — Владивосток — Сибирь — Байкал… Сейчас так самолеты не летают. И за это направление надо биться. Создавать новую туристическую инфраструктуру. Но это всё реально. Более того, столица Приморья вполне способна стать новым международным логистическим центром по перевозке грузов. Пока же всё мертво. На Транссибе мы потеряли даже те позиции, которые имели раньше… 
Убежден, что вдохнуть новую жизнь возможно и в менее глобальные направления. К примеру, в ряде вузов Владивостока серьезно развивается дизайн. Я как-то задумался, почему к нам китайские студенты валом идут на эту специальность? Готовы платить любые деньги. И вот недавно был в составе делегации в одном южном китайском городе. Одна из коллег, дизайнер по профессии, потащила меня в магазин женской одежды. Я шел, зевал, а она чуть в обморок не падала. Говорит: «Вот эта кофточка, которая весит сто граммов, здесь стоит 2 тыщи, а у нас 23! Потому что это писк моды и шитье хорошее… У нас рядом с Владивостоком Токио — мировой центр моды. И вообще, мода идет с востока! Так давайте создадим самый современный центр моды АТР, плюс уникальное производство по пошиву одежды, которое станет фишкой Приморья. Вон у нас объединение «Заря», крупнейшее предприятие…

— Ой, видели бы вы, что они там шьют…

— Так просто нужно наполнить это новым содержанием. Найти хорошего организатора, с новыми идеями. Иначе, когда мост построим, дальше-то что делать будем? Поймите, потенциальных, причем вполне реальных точек роста в Приморье многие десятки. Загвоздка в одном — нужны талантливые руководители, которые бы понимали, что нужно делать, и думали бы не только о собственном кармане. К сожалению, я не слишком верю, что если человек раньше был, к примеру, сотрудником ФСБ или другим авторитетным гражданином, у него в голове могут родиться какие-то оригинальные и эффективные экономические конструкции… Вот в чем беда… 

10:37, 15.08.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Экономист Александр Латкин: «Наша проблема в том, что Приморью нужны руководители нового мышления…»

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100