Каждый год в третье воскресенье августа страна отмечает День Воздушного Флота

Ученые и конструкторы, летчики и авиаспециалисты, авиастроители и работники воздушного транспорта –это все те, профессиональная принадлежность которых определяется одним емким словом – авиаторы. И сегодня их успехи чествует страна.

И.М. Нерестюк

На днях, готовя материал к этому празднику, я побывал в знакомой мне авиачасти, пишет Анатолий Бортник (Бизнес-Арс). Заместитель командира подполковник А. Фомкин, уяснив цель моего визита, вдруг предложил:

– А почему бы вам не написать о командире нашей авиабазы, Герое России, генерал-майоре Игоре Михайловиче Нерестюке?

У меня мгновенно перехватило дыхание.

– Генерал-майор, Герой России! – Я лихорадочно соображал: – Откуда и когда в наших окрестностях появился командир столь высокого ранга и звания?

– Я подскажу вам, как выйти на него, – улыбаясь, добавил подполковник, довольный моим замешательством.

Через пару дней, когда было получено разрешение вышестоящего штаба на посещение авиабазы, раздался звонок.

– Командир ждет вас завтра в 11.00. Успеете?

Еще бы! Сообщение и.о. зам. командира базы по воспитательной работе подполковника М. Полторака меня обрадовало и воодушевило. Около 200 км до базы я не проехал, а пролетел на одном дыхании.

Командир гвардейской авиационной Витебской, дважды Краснознаменной, ордена Суворова второй степени, Кавалер ордена Почетного легиона базы, генерал-майор, Герой России Игорь Михайлович Нерестюк – высокий, сухощавый, лет сорока пяти, с цепким, внимательным взглядом, исключительно сдержанный, к моей просьбе отнесся доброжелательно:

– Приветствую любую деятельность, направленную на благо отечественной авиации и патриотическое воспитание молодежи!

Общение с командиром такого ранга всегда сопровождается дефицитом времени. В данном случае это усложняло мою задачу. Тем более что человек с богатой, насыщенной биографией, как правило, трудно идет на контакт, боясь показаться нескромным. Лишь когда я коснулся непосредственно темы полетов, генерал заметно оживился. Тем не менее для начала некоторые моменты его биографии.

История молодого паренька из Днепропетровска, в детстве заболевшего авиацией, на первый взгляд схожа с множеством таких же историй. Мечтал о небе, поступил в летное училище, закончил, летал на фантастической технике (на Су-15 ходил почти за два звука), учился дальше, продвигался по службе. Не разговори я генерала – и писать было бы почти нечего.

А было так. Первая же попытка Игоря стать летчиком провалилась – при вступлении в аэроклуб не прошел медкомиссию.

«Слабое сердце», – сказали врачи.

Вот здесь впервые и проявились у Игоря Нерестюка природная целеустремленность и настойчивость, помноженные еще на интуитивную любовь к небу. Чтобы не терять зря времени, поступил в промышленный техникум и усиленно занялся спортом. Не ради спортивных достижений – здоровья ради!

Старания принесли успех. Да еще какой! В 1983 году И. Нерестюк закончил прославленное Борисоглебское высшее военно-авиационное училище летчиков им. В. Чкалова. Летчик-истребитель, лейтенант. Место службы – Украина, Белоруссия. Его техника –сверхзвуковой Миг-21, затем высотный перехватчик Су-15.

В ВВС редко учитывают пристрастие летчика к тому или иному типу аэроплана. Как поется в песне: «Партия сказала, комсомол ответил – есть! » И вот уже в 1985 году летчик-штурмовик лейтенант И. Нерестюк принимает самое активное участие в боевых действиях в Афганистане на штурмовике Су-25. В составе авиаполка полковника А. Руцкого, будущего генерала, Героя Советского Союза и вице-президента России. Там, в Афганистане, И. Нерестюк и подтвердил расхожий тезис, что хороший летчик летает на любой технике. 440 (!) боевых вылетов на штурмовку при активном противодействии зенитных средств душманов совершил старший лейтенант И. Нерестюк. За образцовое выполнение боевых заданий был награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине». Хотя командованием полка был представлен к куда более высокой награде. Но Родина тогда оказалась скупой на похвалу.

Несколько слов о самом Су-25. Давно замечено, что любое стоящее дело получается чаще всего тогда, когда начало его зарождается по велению ума и сердца. А не по приказу. Доказательством сего и служит самый эффективный по результатам боевого применения самолет фронтовой авиации штурмовик Су-25. Ведь работа по его созданию в ОКБ П. О. Сухого была начата в инициативном порядке.

Вспомните картину А. Саврасова «Грачи прилетели». Предвестники весеннего возрождения – грачи, своим прилетом символизирующие продолжение жизни. Кто-то удивительно тонко, ассоциативно подметил боевое предназначение штурмовика: не только уничтожить противника, но и спасти жизни своих солдат, вовремя оказав им огневую поддержку с воздуха.

– «Грачи» прилетели! – Сколько раз с теплом, надеждой и благодарностью встречали их появление в небе попавшие, казалось бы, в безвыходное положение десантники. Надо полагать, не одного советского солдата спас летчик – ст. лейтенант И. Нерестюк, совершивший столько боевых вылетов.

Я попросил генерала рассказать о каком-нибудь ярком боевом эпизоде, но он промолчал. Он лишь сказал:

– В Афганистане я обрел профессиональное становление, как боевой летчик. Мы, молодые офицеры, там впервые осознали свою причастность к войне, осознали свою роль в ней. Авианаводчик ли, ведущий пары или десантник – каждый знал, что от его конкретных действий зависит жизнь его товарищей. Там мы поняли, насколько мы нужны друг другу и насколько мы необходимы государству, Родине.

Слушая генерала, я невольно подумал, что, конечно же, в его памяти намертво отложились и смертельно опасные штурмовые удары, и спасенные жизни наших ребят, и их смерти, как и неизбежные смерти мирных афганцев – это война! И нести ему теперь эту тяжелую ношу всю жизнь. Потому что в отличие от компьютера человеческое спасение не имеет клавиши «Delete», нажав на которую, можно убрать из памяти этот, наверное, невыносимо тяжелый груз.

После Афганистана была еще одна горячая точка – Таджикистан, затем Чечня. Когда в 1999 году Басаев, пользуясь слабостью государственной власти, предпринял наглую попытку захватить Дагестан, авиаудары штурмовиков подполковника, Героя России И. Нерестюка быстро охладили воинственный пыл ваххабитов.

Честно говоря, я давно уже запутался в сложной хронологии служебной биографии генерала. Проще было бы признать, что вся служба Игоря Михайловича Нерестюка проходила в одной большой горячей точке – на войне.

Звание Героя России подполковник И. Нерестюк получил в 1996 году. В Чечне. В наградном листе записано: «За успешное выполнение специального задания». Конечно же, я рассчитывал услышать, как минимум, краткий комментарий захватывающего боевого эпизода, но генерал бесстрастно заметил, что та запись дает исчерпывающую информацию.

Офицер И. Нерестюк не только воевал, но и постоянно учился. Помните, в начале статьи я говорил о его врожденной целеустремленности и тогда еще интуитивной любви к небу? Теперь эта любовь, думаю, давно стала осознанной. Потому что в 1993 году он с отличием закончил Военно-воздушную академию им. Ю. Гагарина, а в 2006 году – академию Генерального штаба. Тогда же получил назначение на должность командира авиадивизии на западе страны.

В связи со структурной реорганизацией Вооруженных сил РФ в рамках проводимой реформы с 2009 года генерал-майор, Герой России И. Нерестюк – командир вышеназванной гвардейской авиа-базы. Но главное, что есть в служебном активе Игоря Михайловича Нерестюка, – его уникальный боевой опыт. Более 770 (!) боевых вылетов. Из них только в Афгане за 1,5 года – 440. Это высочайший показатель высочайшего профессионального мастерства.

Для сравнения. В годы Великой Отечественной войны совершили боевые вылеты: А. Покрышкин –более 600; И. Кожедуб – 330; А. Ефимов (штурмовик) – 220. Конечно, сравнение может показаться некорректным из-за разницы временных рамок. Да и не было в Афгане и других «горячих точках» противодействия истребителей противника. Но в небе Великой Отечественной не летали «стингеры», удар которых неотвратим.

Как говорил Ефим Копелян за кадром, – информация к размышлению.

Человек – творец своей судьбы. Можно стать успешным бизнесменом, постоянно считающим прибыль. В погоне за дешевой популярностью можно всю жизнь хипповать или подвизаться на ниве поп-музыки. Наконец, можно стать большим госчиновником (рано или поздно идущим на сделку с совестью).

А можно выбрать совершенно иной путь – трудный, но высокий, романтический и невероятно интересный. Быть может, самый нужный Родине. Этот путь в небе. Среди избравших его я не встречал еще разочарованных.

14:32, 15.08.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Каждый год в третье воскресенье августа страна отмечает День Воздушного Флота

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100