Работники оборонного предприятия в Приморье несколько месяцев не могут получить расчёт и зарплату

50-й ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения расположен в дивном месте Владивостока: «замаскированный» буйной зеленью, он комфортно вытянулся вдоль Золотого Рога, откуда в старые добрые времена и черпал свое «вдохновение», поддерживая боеготовность кораблей Тихоокеанского флота. Похоже, что нынче этот «источник» иссяк (речь не о бухте, а о потребностях флота), как пишут «Дальневосточные Ведомости» для многих сегодня «полтинник» — как зеленое «бельмо на глазу»: с начала года завод простаивает, без толку занимая «золотое» по сути место.

…И тихо почил в бозе
«Такой завод до Урала один, в лучшие времена здесь работали до 1 000 человек, — вспоминают работники предприятия. Бывшие. — Это были высококвалифицированные специалисты по ремонту военной техники — боевых кораблей, подводных лодок — с производственным стажем по 20–40 лет. Ремонтировали артиллерийское и оптическое оружие для Военно-морского флота и сухопутных войск, выполнялись работы для ПВО, ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), пограничников...

Нынче от тех «профессионалов» на заводе остались с десяток «кризисных» менеджеров, уборщики да охрана, ликвидация завода идет по давно обкатанной схеме. В рамках «оптимизации» оборонки завод акционировали и ввели в образованный холдинг Оборонсервис, после чего производство тихо свернули. Способ прост: чтоб уморить животину, надо просто перестать ее кормить (госзаказами). Не сразу, поскольку ТОФ всё-таки отправляет свой флот на ловлю пиратов, их без пушек не напугаешь, но фактически некогда мощный поток госзаказа «полтиннику» был перекрыт. Проработав какое-то время «авансом», производство заглохло, началась чехарда с руководством (за полгода сменились три гендиректора). Бразды были переданы москвичам, на которых и пала самая «грязная» работа — фактическое закрытие предприятия. По умыслу ли, по головотяпству ли, но одновременно завод лишился лицензии на допуск к гостайне, положенного сертификата соответствия, пошел слух о грядущей реорганизации и объединении с 44-м ремонтным заводом… В конечном итоге завод мертво встал, в несколько заходов все работники были уволены — часть по заявлению о переводе на 44-й завод (слияния с котором так и не состоялось), остальных по соглашению… Завершив «расчистку пространства», московские управители испарились, оставив с финансовым «носом» более трех десятков работников. Нынче они обивают пороги судов и прокуратур, требуя возвратить им долги по зарплате и сделать полный расчет.

Нужды народные
Справедливости ради отметим, и прокуроры, и приставы, и суды к «народным нуждам» оказались отзывчивы. Первомайская прокуратура удостоверилась, что с февраля были прекращены трудовые отношения с 44 работниками, однако до сих пор полный расчет не произведен. Заявления «пострадавших» были переданы мировому судье, который всё подтвердил и отписал ряд судебных приказов о взыскании с ОАО «50 РЗ РАВ» в пользу истцов недополученных.

Однако исполнить приказ нет никакой возможности, на том основании, что у завода денег нет. «Как нет?! » — возмущаются пострадавшие, если многие площади на заводе сдаются в аренду: на территории оптико-механического участка сейчас автосервис, чуть подальше автостоянка, сдается в аренду столовая в два этажа… Значит, какие-то деньги в кассу завода поступают», возмущаются бывшие мастера по вооружению.

— Это «косяк» предыдущих руководителей, — считает нынешний (и третий по счету за год) генеральный директор «полтинника» Олег Мазаловский. — Ведь еще год назад было ясно, что госзаказа не будет, зачем же людей держать?! На других оборонных заводах всё сделали грамотно: вовремя всех уволили, со всеми рассчитались, а здесь… Директор тянул до последнего, знал, что денег не будет, но рабочих не увольнял и, соответственно, не платил им зарплату. Я не знаю, может, жалел людей, может, надеялся, что всё образуется — но надо же понимать, последние 20 лет мы живем в другом измерении. Тут надо быть прагматиком, без всяких сантиментов, — выговаривает гендиректор. — Что будет с людьми? Сейчас денег нет, это точно, и никакие приставы без разрешения Минобороны ничего арестовывать и продавать здесь не могут. Ситуация такова: сейчас заканчивается инвентаризация, посмотрим, что есть (в смысле излишеств), оценим, выставим на торги и по результатам рассчитаем рабочих. Я думаю, месяца полтора-два, и деньги люди получат.

Каков флот, таков и ремонт
Помимо финансового бывших работников оборонки волнует и патриотический аспект дела. Судьба завода им непонятна, они считают, что под флагом «оптимизации оборонной промышленности» завод потихоньку растаскивается. Площади сдаются в аренду, оборудование вывозится, со складов продается всё, что можно, металлоконструкции спиливаются и сдаются на лом (по этой причине одно из зданий уже завалилось)… И это притом, что ни о какой ликвидации предприятия официально не заявлялось. «Завод имел серьезную и очень ценную производственную базу, немалые матзапасы, однако нынче за крепко запертой проходной идет разбазаривание государственного добра. На наши обращения во все инстанции нет никакой реакции», — жалуются заводчане в высшую, по их мнению, инстанцию — Госдуму.

Кто, где и как сейчас ремонтирует корабли, можно только догадываться: официально подрядчик определяется тендером, который проводит Москва (Оборонсервис). Там критерий один — кто дешевле подрядится, по этой причине среди победителей нередки конторы типа «Рога и копыта», которые, взявшись за государственный «гуж», идут подряжать на ремонт… тех же самых оставшихся не у дел мастеров угробленного завода — но уже совсем за «другие» деньги. То есть дешево. И вовсе не факт, что ремонт «летучей сборной бригады» да без тройного заводского контроля будет качественным. Не факт, что отремонтированная таким «макаром» пушка пульнет куда надо и в нужный момент. Так считают специалисты.

Хотя с точки зрения «оптимизации» оборонки, может, и правильно, столичным менеджерам видней. Но с точки зрения перспективы… «Сейчас флот еще держится на специалистах из “бывших”, — говорит один из опытных ремонтников, — но в основном это люди предпенсионного возраста, уйдут они, кто их заменит — узбеки? Ведь именно на заводах всегда “ковались” высококвалифицированные кадры, слагались целые династии профессионалов», — вздыхает специалист.

Хотя у всего есть свое объяснение: каков флот, такова и база. При катастрофическом убывании боевых мощностей ремонтные мощности стали просто избыточными, так что желание столичных менеджеров их «оптимизировать» вполне логично. Ну а уж если те «мощности» квартируют на «золотом» берегу Золотого Рога, будьте уверены, оптимизировать 4,5 га зеленущей площади найдется немало желающих и среди местных.

К тому же решение на поверхности «плавает»: накупим «Мистралей», ремонтировать их будут командированные французы. «И на кой мы вообще тут нужны будем, — смеется один из опытнейших ремонтников. — Хотя сейчас командиры буквально плачут, им же надо пиратов идти ловить, перед походом нас зазывают к себе, с миру по нитке собирают бригаду — мы всё сделаем, они лично с каждым расплачиваются из кармана, всё по-честному. Видно, переживают, но как люди военные, сказать ничего не могут», — рассказывает мастер вооружения.

Олег Мазалевский тоже военный, помимо «полтинника» приходится «гендиректорствовать» еще на двух оборонных заводах Приморья. «Что будет дальше с заводом, решает Москва. Я человек военный, что приказано, то исполняю. На 50-м моя задача — провести инвентаризацию, — говорит служивый. — Как Оборонсервис дальше видит судьбу завода, не знаю. Но судите сами: в советские времена (1989 год) Тихоокеанский флот насчитывал до 600 вымпелов (кораблей то есть), и все заводы были при деле. А сейчас? Сокращается армия, сокращается техника и, соответственно, ремонтная база… Точнее, «оптимизируется». Не исключаю, что в будущем обслуживать флот будут выездные бригады заводов-изготовителей вахтовым методом. А с теми, что здесь работали, мы обязательно рассчитаемся, там деньги-то небольшие, всего полтора миллиона рублей…

09:00, 18.09.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Работники оборонного предприятия в Приморье несколько месяцев не могут получить расчёт и зарплату

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100