Государство готово разделаться с владивостокским «Соллерсом»?

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ планирует в течение месяца урегулировать разногласия с Министерством экономического развития (МЭР) и утвердить соглашение по новому режиму промсборки автомобилей на территории России. Об этом, как передает «Autonews.ru», сообщил журналистам замглавы Минпромторга Андрей Дементьев. 

«В течение месяца договоримся об окончательном решении», – сказал он. Он отметил, что новое соглашение не будет отменять все предыдущие, которые были подписаны ранее, «так как это будет дополнительная опция для компании».

Как заявляла ранее глава МЭР Эльвира Набиуллина, МЭР свои предложения в Минпромторг уже направило. По ее словам, главный вопрос: какие проекты будут попадать под этот режим – объем проектов и масштаб продаж. «С одной стороны, они должны быть масштабные, так как если они будут маленькие, то это экономически невыгодно. Совсем высоко фиксировать тоже нецелесообразно, так как будут отсечены уже начатые проекты», – сказала Э. Набиуллина. Кроме того, она уточнила, что до сих пор не решен вопрос «ставить цифру (объема продаж) или нет, и если ставить, то какую планку». Э. Набиуллина не смогла уточнить, какой именно она будет, но отметила, что будет «точно выше, чем действующая».

Как заявлял Минпромторг, новый режим промсборки позволяет беспошлинно ввозить автокомпоненты при условии локализации их производства на уровне 60% к 2020 г. Новый режим также обязывает инвесторов вкладывать минимум 500 млн долл. в проекты в России и создавать здесь производство минимум 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и коробок передач, штамповку кузовов. Эти требования гораздо жестче нынешних условий, по которым работают иностранные автоконцерны: 25 тыс. машин с локализацией сварки и окраски кузова и сокращение ввоза компонентов на 30%. Предполагается, что положение по соглашению будет действовать в течение восьми лет. По мнению Минпромторга, предприятия, которые заключали договор о промсборке на старых условиях, могут перезаключить его на новых условиях. Предприятия, которые не захотят присоединиться к новому режиму промсборки, должны будут платить полную ввозную пошлину на машинокомплекты.

По словам Э. Набиуллиной, соглашения по промсборке иномарок в РФ будет разрешено перезаключать только до конца февраля 2011 г. До этого же срока можно будет заключать и новые договоры.

Таким образом, пишет Ф. Стрельцов, Минэкомразвития и Минпромторг дали понять, что государство намерено использовать инструмент промышленной сборки для того, для чего он собственно и разрабатывался – стимулировать на территории России производство собственных автомобильных компонентов. Несмотря на то, что более десяти компаний заключили соглашения по промышленной сборке и получили разрешения на импорт автомобильных кузовов и автомобильных деталей по сниженным пошлинам (по ставкам 0-5%), производство собственных российских компонентов выросло незначительно. Так, по словам депутата Государственной Думы РФ Александра Хинштейна, «фактически промсборка превращается в способ продаж иномарок без уплаты таможенных платежей. Есть примеры, когда на границе с машин снимают колеса, а затем в России их прикручивают, и вся локализация на этом заканчивается».

Получается, что, если новые требования по промышленной сборке будут приняты в планируемом варианте уже осенью 2010 года, то предприятия будут вынуждены в течение полугода принять судьбоносное решение: либо отказаться от режима промсборки совсем и утратить льготы на импорт автокомпонентов, либо выполнить новые более жесткие требования. Отметим, что глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов обещал «протолкнуть новую промсборку» еще в сентябре.

Новые правила по промышленной сборке, безусловно, могут серьезно навредить тем автомобильным предприятиям, которые уже работают в этом режиме.В настоящее время в России в режиме промсборки работают заводы Ford, Toyota, Volkswagen, Peugeot-Citroen, Nissan, GM, Hyundai, а также «ИжАвто», «УАЗ», «Автофрамос», «Соллерс», «АвтоВАЗ» и «ГАЗ». Специалисты отмечают, что не все из них смогут сохранить льготы на импорт автокомпонентов в течение ближайших десяти лет.

Соглашение по промышленной сборке между Минэкономразвития РФ и «Соллерс» было заключено в конце 2009 года и заканчивается в конце 2016-го. Согласно соглашению, на владивостокском заводе, созданном в цехах «Дальзавода», к 2012 году должна быть налажена сварка и окраска кузовов собираемых автомобилей, а к 2016-му — степень локализации (доля производства местных компонентов) должна составить около 30%.

В пресс-службе ОАО «Соллерс – Дальний Восток» отметили, что предприятие «полностью выполняет все вышеуказанные предписания. Компания «Соллерс» поддерживает новый курс развития автопрома в виде организации инжиниринговых центров и развития парка поставщиков. Сварка и окраска на заводе СОЛЛЕРС-Дальний Восток будет налажена к 2012 году, когда регион будет газифицирован, так как пока это технологически невозможно».

Таким образом, «Соллерсу» придется или повторно заключать соглашение по промышленной сборке, но уже на новых условиях Минпромторга, или ввозить компоненты без льгот по таможенным платежам. Второе выглядит маловероятным, так как грозит компании колоссальными издержками. По расчетам, ранее сделанным РИА «Дейта», только на таможенных пошлинах при импорте тысячи кузовов компания экономит порядка пяти миллионов евро. Если «Соллерс» утратит льготы на импорт автокомпонентов, то при сборке во Владивостоке хотя бы двадцати пяти тысяч машин в год (что предусмотрено действующим соглашением по промсборке) дополнительные издержки в виде таможенных пошлин превысят сто миллионов евро (более 150 миллионов долларов) в год. Такие расходы из российских компаний может взять на себя разве что «АвтоВАЗ».

Ситуация усугубляется тем, что «Соллерс» по итогам 2009 года оставался убыточной компанией, и, скорее всего, не располагает значительным объемом денежных средств для инвестиций, а по новым условиям, предлагаемым Минпромторгом, для организации промышленной сборки необходимы инвестиции в размере не менее 500 млн. долларов.

Напомним, по итогам 2009 года «Соллерс» более чем в десять раз увеличил чистый убыток по МСФО. Причина не только в падении продаж, но и в обслуживании долга «Соллерса», который приблизился к $900 млн. По итогам деятельности в 2009 году, выручка компании упала на 44% — до 34,7 млрд. рублей. Компания оставалась операционно убыточной — убыток составил 1,6 млрд руб. (годом ранее была операционная прибыль). EBITDA «Соллерса» сократилась сразу в 20 раз — до 264 млн. руб. Чистый убыток вырос в 13 раз — до 5 млрд. руб.

Даже если «Соллерс» сможет организовать во Владивостоке производство со степенью локализации в 60% (что большинством экспертов оценивается как маловероятное, так как в регионе нет технической, научной и сырьевой базы), компании придется еще и довести объемы производства в цехах «Дальзавода» до 300 тысяч автомобилей в год. Понятно, что Дальневосточный регион потреблять такое количество автомобилей не сможет – с начала года на Дальнем Востоке было продано всего двести автомобилей, и за несколько лет вряд ли объемы продаж компании вырастут в сто тысяч раз. Потребитель «Соллерса» находится в западной России, откуда и было в свое время перенесено производство корейских внедорожников. Но в таком случае резко возрастают транспортные издержки компании.

Руководство «Соллерса» неоднократно отмечало, что при переносе производства во Владивосток выигрывает за счет снижения транспортных издержек. Однако, в экономической теории считается, что при производстве ориентированного на потребителя товара (это касается и автомобилей, и бытовой техники, и мебели) дешевле перевозить компоненты, а не готовый к употреблению продукт. Но в свое время эту проблему за «Соллерс» решило государство – Правительство компенсирует РЖД до 500 млн. рублей в год, обеспечивая бесплатную транспортировку корейских внедорожников на запад. Вероятно, этим объясняется и согласие «Соллерса» на перенос производства из Набережных Челнов. В случае если бы сборочные цеха оставались в Татарстане, «Соллерсу» пришлось бы оплачивать транспортировку комплектующих, которые производятся в Южной Корее, через всю Россию.

Но если «Соллерсу» потребуется транспортировать на Запад России 300 тысяч автомобилей в год, то это будет стоит государству не менее 6 миллиардов рублей ежегодно, и неизвестно, будет ли Правительство тогда спасать владивостокское предприятие, а не просто попросит вернуть его назад в Татарстан.

Экономист Михаил Терский:

— «Понятно, что в основе решения о переносе автосборочного производства «Соллерса» была политическая воля, личная просьба руководства страны, вызванная желанием как-то компенсировать потери региона от повышения таможенных пошлин на подержанные автомобили. Экономическое обоснование размещения цехов «Соллерса» во Владивостоке найти сложно, причина – значительные логистические издержки, которые превышают издержки на транспортировку компонентов. Вероятно, что в 2016—2017 годах, после окончания соглашения по промсборке, «Соллерс» может уйти из региона. Однако, говорить об этом сложно, так как если государство политической волей создает автосборку во Владивостоке, не исключено, что оно и дальше будет его поддерживать, независимо от экономической целесообразности».

В Дальневосточном центре политических исследований считают, что проект «Соллерса» во Владивостоке активно используется властями для отвлечения внимания общественности от проблем более серьезных. Создание работающего и платящего налоги предприятия с о значительными заказами — отличный пиар-ход, но степень недоверия ко всему, искусственно привнесенному «из Центра», порой в ущерб некоторых категорий граждан, в обществе растет. На вопрос «лопнет» ли «Соллерс» можно ответить другим вопросом – готово ли государство платить за иллюзию благополучия? А это зависит от того, насколько долговременным будет внимание Москвы к Дальнему Востоку».

15:00, 30.10.2010 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Государство готово разделаться с владивостокским «Соллерсом»?

fstrelcov 31.10.2010, 21:38

Ссылку на себя сразу не заметил, хотел повозмущаться) Спасибо

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100