Приморские портовики: «То, что мы делаем сегодня — это детский лепет, и все наши достижения — это не «благодаря», а вопреки…»

Итоги прошедшего года подвели на экспертном совете при Законодательном собрании Приморья бизнесмены, ученые, руководители крупных предприятий края. В центре внимания стоял вопрос о развитии портового хозяйства территории.

Приморские портовики: «То, что мы делаем сегодня — это детский лепет, и все наши достижения — это не "благодаря", а вопреки…»

 

На первый взгляд, ситуация в этой отрасли «более чем…». Как доложил экспертам главный докладчик, руководитель ОАО «ДНИИМФ» Ярослав Семенихин, портовая жизнь Приморья отличается стабильностью и уверенным ростом. В последние годы вывоз сырья за рубеж из России заметно возрос (нефть, уголь, зерно, лес и всё такое), и приморские порты с его перевалкой достойно справляются. Грузооборот края выходит на докризисный уровень и по сравнению с 2005 годом увеличился на 30 процентов — это в общих цифрах. Если в частности, то рост в основном обеспечила перевалка нефти, железная дорога стала фактически нефтепроводом на колесах. Остальные портовые терминалы сохранили объемы на прежнем уровне либо снизили их. Но в общей массе всё выглядит очень прилично.

Судя по развернувшемуся обсуждению, специалистов такая «приличность» не успокаивает, их серьезно заботят и сегодняшнее благополучие (оно хрупко), и завтрашний день — в виду отсутствия четкой и внятной перспективы развития отрасли. Все признают: производительность труда на транспорте у нас значительно уступает производительности у соседей. В Европе работают транспортные коридоры, у нас в принципе нет «коридоров» — есть направления. Действия «смежников» (как прежде говаривали) не скоординированы, всяк тянет одеяло на себя, всяк ищет свою выгоду, решает свои задачи, строит свои планы, и нет такой силы, которая бы всё это объединила. 

Федеральный центр, монополизировав все ресурсы и полномочия на себя, с этой задачей не справляется. Эксперты считают, что вопреки декларациям о приоритетном развитии дальневосточных территорий, на практике эти благие намерения финансово не подкреплены (по крайней мере, в части организации логистически-транспортной системы региона). Участие федералов в развитии портового хозяйства ничтожно, за счет центра в Приморье построены только причалы на острове Русском, реконструированы пассажирские причалы во Владивостоке — это всё. 

Не справляется центр и с «руководящей и направляющей» функцией. Составлена масса федеральных программ, проектов, доктрин и стратегий, а результата нет. Есть стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, федеральная целевая программа развития транспортной системы России на 2010–2015 годы, программа социально-экономического развития Дальнего Востока, под финиш 2010 года правительство утвердило стратегию развития морской деятельности в РФ до 2030 года… То есть рисовать проекты у столичных стратегов получается, беда в том, что зачастую часто они друг с другом даже не пересекаются, в результате выходит: «кто — в лес, кто — по дрова», признают приморцы.

То же самое происходит и в практической сфере управления транспортным комплексом; органов управления в этой прибыльной сфере — пруд пруди: семь контролирующих служб, двадцать четыре (по данным СРС) контрольных органа и масса «руководящих» — Минэкономики, Минтранс, Росморпорт, Росрыболовство и т. д. В самих портах сосредоточена масса стивидорских и экспедиторных компаний, работа которых также не согласована… И всяк гребет под себя, что естественно, но крайне неэффективно в масштабе всего хозяйства, убеждены эксперты. 

Есть в Приморье примеры комплексного решения вопроса, но это скорее исключение, чем правило. Порт Восточный: когда разрабатывали его концепцию, совместно работали три различных отраслевых института, и все задачи решали в связке — портовики, моряки, железнодорожники. Такой подход должен быть во всех портах Приморья, да и в масштабах всего края. В противном случае страдает дело; взять порт Владивосток: планов у него громадье, но всё упирается в железную дорогу, которая сдерживает развитие и рост объемов. 

Территории необходим единый центр управления и координации всего транспортного комплекса, считают специалисты, причем не в далекой столице, а в регионе — с соответствующими полномочиями и финансами. Однако все предложения местных создать такую структуру в Приморье (или хотя бы наделить полномочиями уже существующий филиал Росморпорта) Москвой отклоняются. «Такого не будет, вы там всё разворуете и ничего не построите», — корили приморских просителей «кристально честные» федералы на одном из недавних совещаний в столице. И это также большая проблема: московские столоначальники ни рубля не желают выпустить из своих «мозолистых рук». Доходит до смешного: тендер на разработку программы развития морского порта Петропавловск-Камчатский выиграла некая столичная организация, космической ориентации (ОАО «Импульс»), как будто космодром собираются строить. И так повсеместно, все мало-мальски бюджетоемкие «объекты», в том числе и сугубо местной, морской, специфики, в последнее время на тендерах выигрывают исключительно сухопутные (но талантливые) москвичи, пишет Марина Викторова (ТОК).
 
Впрочем, и местным чиновникам не занимать «талантов»: один из участников совещания сокрушался по поводу волокиты вокруг земли:
— Сколько решаем проблему строительства сухих портов — вопрос ни с места, — признается почетный президент Владивостокского морского порта Михаил Робканов. — Ведь почему у нас низкая производительность: 3 тысячи штук контейнеров с судна мы обрабатываем по пять суток — это позор! Потому что некуда выгружать, в порту контейнеры стоят в пять ярусов, а вывезти некуда, мы не можем в родном Приморье получить землю, не под коттеджи — под сухой порт! Я лично обратился к одному высокопоставленному чиновнику администрации края: помогите с землей! Уже на завтра этот участок был у какой-то компании, а мне говорят — нет проблем. Покупайте: три миллиона долларов — и земля ваша. И это руководители края! Двадцать лет мы не можем решить проблему южного приморского терминала.

Михаила Робканова поддержал генеральный директор ОАО «ВМТП» Вячеслав Перцев:
— Вопрос о развитии транспортных узлов архиважный, порт — это ядро, а вокруг — огромное хозяйство, которое может и должно зарабатывать огромные деньги, кормить город — во всем мире так. То, что мы делаем сегодня — это детский лепет, и все наши достижения — это не «благодаря», а вопреки. Одной из главных рекомендаций нашего экспертного совета должна стать разработка комплексной программы развития портов Приморья, без этого ничего не будет.
 
Итоги совета подвел председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков. «Понятно, что сейчас все усилия сосредоточены на грядущем АТЭС, но жизнь 2012 годом не заканчивается. Надо думать, чем будем жить, когда пройдет форум, закончится финансирование, высвободятся ресурсы… Поставленные сегодня проблемы кажутся актуальными, и мы должны всерьез готовиться уже к следующему этапу развития края, связанному с функционированием собственной инфраструктуры. С тем, чтобы людям хотелось и было, зачем здесь жить.

12:39, 16.01.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Приморские портовики: «То, что мы делаем сегодня — это детский лепет, и все наши достижения — это не «благодаря», а вопреки…»

You must be logged in to post a comment.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100