Миллиардные доходы от техосмотра не поступают в бюджет, а оседают непонятно в чьих карманах

Прямо скажем, контрольно-счетная палата Законодательного собрания Приморья проверяет ГИБДД до обидного редко! А жаль. Так, глядишь, народные избранники чаще бы заглядывали в честные очи местных стражей дорожного движения. Вопросы бы им разные задавали, а мы, журналисты, депутатам бы помогали, пользуясь случаем. Так-то не больно интервью допросишься, не идут люди с «волшебной полосатой палочкой» на контакт с прессой — хоть ты тресни!.. Однако тут деваться было некуда, проверка показала ситуацию, крайне неприятную для руководства дорожной инспекции: многомиллионное нецелевое использование бюджетных средств. А попутно пришлось и на вопросы по техосмотру отвечать… 

Миллиардные доходы от техосмотра не поступают в бюджет, а оседают непонятно в чьих карманах

«Где деньги, Зин?..»
Автолюбители Приморья стонут уже не первый год: пройти техосмотр в обычном режиме — испытание не для слабонервных. Во Владивостоке, к примеру, народ очередь занимает в четыре утра, отмечаются, как в советские времена за колбасой! В ряде районов того хуже: народ по три-четыре дня в машинах ночует. Альтернатива этому беспределу всем известна: платишь пять-шесть тысяч рублей (по ценам прошлого года, в этом — не проверяли. — Прим. авт.), и тебе приносят талон техосмотра, что называется, на блюдечке с голубой каемочкой. Всё хорошо, только денег жалко. Опять же, понимаешь, что активно участвуешь в коррупционном процессе, что противно в принципе…

Жалобы на бардак с техосмотром достигли накала летом, когда губернатор Дарькин стукнул кулаком по столу и приказал — разобраться! Сказано было, а вот насчет «сделано» — сильно сомневаемся. Между тем, оказывается, из краевого бюджета даже средства выделяются целевым порядком. Так и сказано в строке бюджета: «для финансирования затрат на проведение технического осмотра транспортных средств и развитие материально-технической базы специализированных подразделений ГИБДД». Мы так понимаем, средства должны были быть потрачены на закупку специального оборудования, на отсутствие которого традиционно жалуются руководители дорожной инспекции. Мол, потому и отдают техосмотр на откуп алчным коммерсантам, что сами не в силах его проводить!..

Однако, по словам заместителя председателя контрольно-счетной палаты аппарата ЗС ПК Приморья Валентины Волковой, бюджетные деньги ушли несколько в ином направлении.

— На момент проверки не представлено сведений о наличии в ГИБДД специализированных подразделений, — утверждает Волкова. — Средства направлялись только на улучшение материально-технической базы в целом, поэтому на ситуацию по прохождению техосмотра по государственному тарифу это существенно не повлияло...

Что правда, то правда… Полагаем, автолюбители Владивостока подпишутся под каждым пунктом выводов, сделанных контрольно-счетной палатой ЗС ПК Приморья. 

— Кроме того, считаем, что в ГИБДД допущено нецелевое расходование средств в сумме 6,1 млн рублей, — заявила Волкова. — Деньги были израсходованы на нужды Управления УВД — 68 тысяч и на нужды самой Госавтоинспекции — 6 миллионов. 
Валентина Васильевна поведала также мутную историю с транспортом в количестве десяти единиц для ГИБДД, на которые был составлен акт приема-передачи в то время, когда машины еще находились в Японии… В общем, ныне справка КСП направлена в прокуратуру, а как дальше дело пойдет — видно будет. 

Разумеется, начальник краевого ГИБДД, господин Лысенко, приглашенный на заседание комитета, с такими выводами счетной палаты категорически не был согласен. Говорил, в частности, что ремонт актового зала, на который и бухнули 6 «лимонов», имеет прямое отношение к техосмотру, поскольку в этом самом клубе сотрудникам ГИБДД давали ценные, а иногда и секретные(!) указания по его проведению…
Однако, честно говоря, депутатов «нецелевые тонкости» интересовали мало. Главное внимание народные избранники сосредоточили собственно на проблемах техосмотра. Благо, машины есть у всех, так что беда общая.

За техосмотр — ответишь! 
— Всё-таки по техосмотру напряженность не спадает. В общественные приемные по этому поводу просто вал звонков, — обратилась к Лысенко депутат Николаева. — Очереди в ГИБДД собираются с 5–6 утра. Но самое страшное: мы привыкаем к тому, что отдаем 5-6 тысяч рублей за талон! Во всяком случае, в своем окружении я слышу о том, что люди об этом говорят, — заметила Виктория Викторовна, тактично умолчав о том, пользуется ли она сама подобными услугами. Хотя женщине с такой фамилией, подозреваем, техосмотр домой бесплатно привозят!.. 

В ответ начальник краевой ГИБДД прочитал собравшимся краткую лекцию на тему развития техосмотра в Приморском крае. 

— Хотя за техосмотр, его порядок и проведение отвечает Госавтоинспекция, но, поскольку у нас нет своего оборудования, которое позволяло бы нам проверить машину, мы отдали часть своих функций коммерческим структурам. Закон это позволяет, — пояснил Лысенко. — После соответствующего постановления губернатора в этом году мы впервые провели конкурс среди предприятий, которые проверяют автомобили на предмет технического состояния. Раньше конкурсов не было, но прокуратура нас поправила. Особо отмечу, что в этих ПТО, пунктах технического обслуживания, которых сегодня по краю 55, работает гражданское население. Хотя к каждому ПТО для удобства водителей прикреплен сотрудник ГИБДД, который и выдает на месте талон техосмотра. Что же касается 6 тысяч... Водитель же не общается с сотрудником ГАИ, он общается с гражданским населением, которое работает на ПТО! Приехал — у него трещинка на лобовом стекле. Водитель говорит: ну не ставь отметку!.. Хорошо — тыща рублей. Не исключаю, что и гаишники и контролеры на этих ПТО сидят в связке, — самокритично признался Лысенко. И тут же предложил выход из ситуации: так создайте перед ПТО пункт преддосмотровой подготовки. Пусть водителю там все трещинки заделают, брызговики поставят, двигатель протрут. Вот там пусть водитель и платит деньги. И тогда у нас контролеры не будут брать «в карман»… 

На наш взгляд, краевой начальник ГИБДД говорил несколько не о том, о чем его спрашивали. Шесть тысяч в прошлом году стоил техосмотр, когда машина владельца и близко к этим самым ПТО не подъезжала. Копии документов в обмен на деньги: схема простая, как мычанье. У нас есть большое подозрение, что подобные вещи делаются именно в стенах ГИБДД, без всякого там участия «гражданского населения» на каких-то ПТО. Причем о размахе теневого техосмотра можно только догадываться. Какие суммы там крутятся, даже представить себе страшно. И все разговоры на этот счет будут в пользу бедных, пока этим вопросом не займутся специальные люди в специальных погонах. Понятно также, что произойдет это лишь в том случае, если будет дана команда сверху. Когда кто-то там, наверху, чего-то с кем-то не поделит и решит устроить показательную порку… О том, что бывает иначе, типа реальной борьбы с коррупцией в милицейских рядах, рассказывать нам не надо. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом…

Однако даже не массовая продажа техталонов поражает больше всего. Оказывается, деньги уходят неизвестно куда и в случае вполне законного прохождения техосмотра на тех самых ПТО. Выяснилось это на живом примере депутата Беспалова. 

— Мне в очередях с пяти утра стоять некогда было, — честно признался Владимир Георгиевич. — Поэтому я поехал в коммерческий пункт. Платишь там в двух кассах почему-то. Диагностику проходишь — плати отдельно, 800 рублей плюс 35 рублей за бланк. Потом идешь дальше, непосредственно техосмотр с участием ГИБДД, уже — 2 100, и тоже еще раз сбегай, за бланк заплати. Получается около 3 000. Вы сейчас назвали цифру — 450 тысяч машин прошло техосмотр в прошлом году. Давайте посчитаем, какие доходы должны быть? А если грузовые учесть, которые платят больше?.. Мне непонятно, при таком раскладе почему план по доходам в 220 млн рублей на прошлый год вы не выполнили? В чем здесь упущение? И почему я получил чеки только за оплату двух документов: за талон и за бланк? А на 2 100 и на 800 рублей мне ничего не дали. Как на коммерческих пунктах организован прием и учет денег с населения? И как потом эти деньги поступают к вам? Эта схема отработана?..

На заметку ГИБДД: всем депутатам надо на дом техосмотр привозить, а то вопросы вредные задавать начинают!.. 

Бюджету — «фигвам», деньги — коммерсантам! 
— Да разделите вы коммерческую деятельность и деятельность МВД! — взмолился в ответ Лысенко. — Если вы не хотите, чтобы водитель шел к коммерсантам, давайте создадим муниципальные предприятия. Но мы сегодня идем к коммерсанту! Поймите, что ГИБДД собранных там денег практически не касается. Какие отношения возникают между контролером и водителем на пунктах ПТО, инспектор не знает. И я думаю, что не нужно туда влезать. Если будут созданы муниципальные предприятия, будем работать по муниципальным расценкам. Но пока мы у коммерсантов проходим это дело…
— Я не понял, что, деньги на счет от коммерсантов не поступают? — поразился Беспалов. 

— У нас только пошлина государственная, 300 рублей, всё! — заявил Лысенко. — Больше ни к каким деньгам мы отношения не имеем.

— Так зачем вы тогда проводите конкурсы и даете им право зарабатывать? — не понял депутат. — Вы же берете с них восьмую, а то и десятую часть того, что они зарабатывают. Это же незаконное обогащение получается...

— Это уже экономика пошла, — подключился к разговору председатель комитета Пинский. — Не надо забывать, что у ГИБДД нет таких возможностей закупать оборудование, чтобы проводить техосмотр…

На наш взгляд, это не экономика — это полный бред получается. Мыслимое ли дело: на техосмотре коммерсанты зарабатывают миллиарды рублей в год, и это чистая арифметика. А ГИБДД видит с этих денег гулькин нос. И кто-нибудь верит, что это действительно так оно и есть?.. И что нет здесь, как утверждает депутат Беспалов, «коррупционной составляющей»?..

— Какой выход вам видится как профессионалу? — поинтересовалась у Лысенко депутат Галина Медведева.

— Создавать муниципальные предприятия, — повторился начальник ГИБДД. — Возможна организация выездных пунктов. На базе «КамАЗа» приехать в любой район, разлатать вагончик — и пожалуйста… У нас эта тема идет хорошо: думаю, в этом году будут пункты передвижной диагностики.
Стесняемся спросить, у кого это, «у нас»? И сам термин «тема» в устах начальника краевого ГИБДД … коробит, что ли… Таким языком, как мы слышали, обычно «чисто коммерсы» выражаются. Хотя, наверное, не стоит так уж придираться. Слышали же своими ушами: ни копейки в карман ГИБДД. А уж тем более — в свой собственный, да боже упаси!..

В общем, всё хорошо с техосмотром. Бодро! Судя по всему, кому-то в жизни сильно «свезло», и он теперь этой темой «рулит». Кому именно, история умалчивает, но слухи ходят разные. Мол, якобы к организации пунктов коммерческих ПТО прямое отношение имеют такие крутые в Приморье граждане, что ни в сказке сказать, ни уголовное дело завести… Потому как чисты перед законом, аки белые лебеди на пруду. И будут они плавать в мутной воде еще долго-долго. Как говорится, пока или шах помрет, или ишак сдохнет, пишет Елена Воронцова (ТОК).

Сдается нам, на этом прекрасном фоне все разговоры про организацию неких муниципальных предприятий, которые будут заниматься техосмотром, — блеф чистой воды. Кто ж будет рубить крылья корове, которую так прекрасно доят уже столько лет? Пускай еще полетает!.. 

15:46, 23.01.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Миллиардные доходы от техосмотра не поступают в бюджет, а оседают непонятно в чьих карманах

You must be logged in to post a comment.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100