30 лет назад командование Тихоокеанского флота погибло в авиакатастрофе

Тридцать лет назад произошла крупнейшая авиакатастрофа, которая унесла жизни шестнадцати советских адмиралов и генералов — почти всей верхушки ТОФ.

В Петербург прилетели родственники погибших. Фото — КП

7 февраля 1981 г. самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза. Летели из Пушкина (Ленинградская обл.) во Владивосток. На борту находились сам адмирал Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, другие высокого ранга пассажиры – всего 52 человека. В том числе 16 адмиралов и генералов. А также супруга командующего Валентина Спиридонова и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина.

Около 16 часов по московскому времени самолет вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли на 50 м, он внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 т горящего керосина из баков хлынули в салон, лишив шанса на спасение даже тех пассажиров, которые чудом могли остаться в живых.

Впрочем, были и «счастливчики» – те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, утром 7 февраля из «Пушкина» вылетел самолет Северного флота. 

И на нем – начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов. Ему Спиридонов разрешил навестить дочь на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии – оно улетело в Петропавловск рейсом «Аэрофлота».

Человеческий фактор 
РАССЛЕДОВАНИЕМ катастрофы занялась специальная комиссия. Рассматривались разные версии, в том числе теракт. Однако причина оказалась более чем прозаической. Виноват… обычный «человеческий фактор»!
 
В советские годы дефицитом было все – продукты, одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Центральные города снабжались лучше глубинки. Офицеры и адмиралы Тихоокеанского флота, оказавшись на сборах в северной столице, были рады возможности пройтись по магазинам. Говорят, офицерам-«камчадалам» на борту флотского Ту-104 просто не хватило места. Кресла в кормовом отсеке «тушки» занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой (в моду входили первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны). И даже – писк моды! – югославские и чешские мебельные гарнитуры – «стенки». При этом, не забудем, с учений везли сотни килограммов планшетов, карт, схем. Все это – «совсекретно», опечатано и размещено в огромных металлических сейфах и пеналах! Кроме того, командование ТОФ сумело добыть в Северной Пальмире несколько тонн дефицитной тогда хорошей типографской бумаги – ее тяжеленные рулоны тоже загрузили в самолет грузоподъемностью девять тонн.

В итоге перед взлетом Ту-104 оказался перегруженным (по аэрофлотовским правилам, допускается лишь 20 кг багажа на пассажира!). Причем перегруженным по личному разрешению командующего флотом. Командир экипажа – подполковник Анатолий Инюшин – не спорил. Ему оставалось два месяца до пенсии. Он уже привык к начальственному «надо» – да и кто же на флоте перечит начальству?..

Положение усугубилось тем, что «экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета». Позже комиссия установила: центровка общей массы оказалась за установленными пределами – ближе к хвосту. А там весь проход завалили тяжеленными грузами – бумагой и мебелью! Это ухудшило аэродинамику самолета. А ведь известно: то, что неощутимо на земле, проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки!
 
Из документов расследования
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 февраля 1981 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, окрестности военного аэродрома близ г. Пушкин
Тип ВС: Ту-104А
Регистрация ВС: СССР-42332
Авиакомпания: ВМС СССР
Описание: Самолет Ту-104А авиации ТОФ с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе главкомом Э. Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток, разбился сразу после взлета с военного аэродрома «Пушкин». Вскоре после отрыва, на высоте около 50 м, самолет вышел на критические углы атаки, потерял скорость, завалился вправо, с большим креном рухнул на землю, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту. Расследованием установлено, что самолет был перегружен и имел заднюю центровку, выходящую за рамки допустимого диапазона.
Попав в условия умеренного сдвига ветра, неустойчивый самолет свалился.

Апельсиновый дождь
Из воспоминаний тех, кто тоже мог погибнуть.
 
Рудольф ГОЛОСОВ, вице-адмирал в отставке:
– Даже во время Великой Отечественной войны не было такого случая, чтобы в одночасье погибало все командование флота. Не стало опытнейших офицеров, непросто оказалось найти им замену. Думаю, катастрофа во многом изменила судьбу флота. Я тоже должен был находиться в том самолете. Но за час до рейса отпросился у командующего и улетел в Североморск...

Борис ДЕМИН, подполковник запаса, в 1981 году – секретарь парторганизации авиадивизии, в которую входил Ту-104А адмирала Э. Спиридонова:
– Самолет был старый, планировалось, что его вскоре спишут. И экипаж на нем подобрался предпенсионный, то есть опытный. Перед трагедией его командир, подполковник Анатолий Инюшин, жаловался на партсобрании: помогите совладать с нарушениями, которые допускает в полетах на самолете начсостав флота! Но сам он в загрузку Ту-104 не вмешался: кому охота вступать в пререкания с начальством перед пенсией? Хотя загрузились с нарушениями – хвост утяжелили.

В чем вина нового бортинженера – он пришел в экипаж только перед вылетом, с Ту-16. Конечно, для перестраховки командиру экипажа нужно было на время взлета перегнать всех пассажиров в носовой салон самолета. Ну сели бы адмиралы потеснее, потерпели бы полчаса... И это решение было очевидным, в том числе – для командующего авиацией флота. Но тот промолчал о перегрузе – вслед за Инюшиным. Видимо, понадеялся на авось.

В гибели самолета и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, человеческий фактор, внезапное усиление ветра.
 
Рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана апельсинами! Словно над «Пушкиным» прошел апельсиновый дождь: офицеры везли их семьям из Питера в Приморье.

Кстати, протокол того партсобрания у меня сразу после катастрофы изъяли...

Виноваты все

По просьбе родственников всех погибших похоронили в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Кроме генерал-лейтенанта авиации Павлова, останки которого жена увезла в Киев, и супругов Макаренко, похороненных во Владивостоке.

Семьям погибших выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот – на детей. Вышло постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Семьям предложили выбрать для проживания любой город СССР. В Ленинград (ныне Санкт-Петербург) уехали 26 семей. Другие выбрали Москву, Владивосток, Киев, Севастополь.

Лишь много лет спустя на Серафимовском кладбище Петербурга появился мемориал. Раньше на стеле было выбито: «Военным морякам-тихоокеанцам», а на могилах сиротились скромные таблички с ФИО – даже без званий! Со временем о ставшем причиной катастрофы «адмиральском» перегрузе подзабыли и на памятнике добавили: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года», а также выбили православный крест.

Справка «АН» 
Созданный на базе реактивного бомбардировщика Ту-16 первый реактивный пассажирский самолет Советского Союза Ту-104А в 1970–1980-е годы – представительский самолет вип-класса (на таких летали члены Политбюро ЦК КПСС и даже лично Леонид Брежнев). Эта модификация Ту-104 поднимала и перемещала без дозаправки на расстояние 3000 км 70 пассажиров или 9 тонн груза. За годы эксплуатации разбились 16 Ту-104А. Первый Ту-104 погиб в 1958 году, причем пилот авиарейса Москва–Пекин докладывал на землю все подробности смертельного пике, а в конце падения даже успел попрощаться.

Список военных моряков-тихоокеанцев, погибших седьмого февраля 1981 года

1. Спиридонов Эмиль Николаевич адмирал
2. Павлов Георгий Викторович генерал-лейтенант авиации
3. Сабанеев Владимир Дмитриевич вице-адмирал
4. Тихонов Василий Федорович вице-адмирал
5. Белашев Виктор Григорьевич вице-адмирал
6. Постников Василий Сергеевич контр-адмирал
7. Николаев Виктор Антонович контр-адмирал
8. Рыков Владимир Васильевич генерал-майор авиации
9. Корбан Владимир Яковлевич контр-адмирал
10. Коновалов Владимир Харитонович контр-адмирал
11. Митрофанов Феликс Алексеевич контр-адмирал
12. Леонов Геннадий Федорович контр-адмирал
13. Чулков Джемс Константинович контр-адмирал
14. Пирожков Рэмир Иванович контр-адмирал
15. Данилко Степан Георгиевич генерал-майор авиации
16. Махлай Виктор Петрович контр-адмирал
17. Пивоев Владимир Ильич капитан 1 ранга
18. Бережной Виктор Павлович капитан 1 ранга
19. Прокопчик Анатолий Васильевич капитан 1 ранга
20. Асеев Владислав Петрович капитан 1 ранга
21. Туробов Юрий Николаевич капитан 1 ранга
22. Волк Саул Григорьевич капитан 1 ранга
23. Морозов Владислав Игнатьевич капитан 1 ранга
24. Цыганков Владимир Дмитриевич капитан 1 ранга
25. Лобачев Юрий Григорьевич капитан 1 ранга
26. Погосов Борис Погосович капитан 1 ранга
27. Чеканский Казимир Владимирович полковник м/с
28. Граф Евгений Григорьевич капитан 1 ранга
29. Делибатаньян Артур Арович капитан 2 ранга
30. Подгаецкий Георгий Васильевич капитан 2 ранга
31. Сорокатюк Владимир Дмитриевич подполковник
32. Инюшин Анатолий Иванович подполковник
33. Бабкин Анатолий Иванович капитан 3 ранга
34. Субботин Виталий Алексеевич майор
35. Науменко Сергей Иванович капитан
36. Рупасов Михаил Николаевич капитан
37. Зубарев Валентин Иосифович старший лейтенант
38. Послыхалин Владимир Александрович старший лейтенант
39. Шевченко Геннадий Геннадьевич старший лейтенант
40. Барсов Анатолий Владимирович старший лейтенант
41. Акентьев Александр Николаевич старший лейтенант
42. Вахтеев Анатолий Иванович прапорщик
43. Амельченко Борис Иванович мичман
44. Дворский Виктор Степанович старший матрос

23:14, 07.02.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Общество → 30 лет назад командование Тихоокеанского флота погибло в авиакатастрофе

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100