Сотни миллионов бюджетных рублей чиновники Владивостока «пилят» по своему разумению

Первый тревожный звоночек прозвучал почти год назад: предприниматели Владивостока стали жаловаться на резкое сокращение числа проводимых мэрией аукционов, а значит, и возможностей бизнеса поучаствовать в них. Львиную долю работ по ремонту дорог и благоустройству города чиновники перестали выставлять на «торги», сделав категорически не публичной (и соответственно не прозрачной) систему распределения муниципальных заказов, тянувших на сотни миллионов бюджетных рублей. Среди коммерсантов пошли слухи: заказы теперь отдают либо за хорошие деньги «своим», либо «чужим» — но за «откаты».

Алло, это прачечная?

То ли с подачи предпринимателей, то ли по собственному наитию темой заинтересовалась прокуратура Владивостока. Проверка подтвердила — со второй половины 2009 года и по сей день количество проводимых администрацией города тендеров резко упало. Причиной, по мнению прокуроров, стало создание в городе Муниципального автономного учреждения «Благоустройство, озеленение, строительство и дороги Владивостока» (МАУ «БОСДВ») — именно этой конторе мэрия оптом передавала все вышеназванные функции. Так, в 2009 году трудолюбивое МАУ «освоило» 181 миллион бюджетных рублей, за девять месяцев 2010 года «наработало» 839 миллионов (с прицелом истратить до 31 декабря 1 056 миллионов бюджетных рублей). То есть более миллиарда целковых ушло из казны без всяких «конкурсов-тендеров», исключительно по разумению чиновников. 

Прокуратура решила, что это неправильно, безальтернативное «освоение» огромных муниципальных средств противоречит закону, все материалы были переданы в УФАС по Приморскому краю для изучения на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Аналогичное обращение поступило и из Управления ФСБ, где также узрели нарушение чиновниками законов РФ «О защите конкуренции» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Все чиновники делают ЭТО

Публичность, прозрачность и «равнодоступность» при распределении гос- и муниципальных заказов — это всегда процедура, любой конкурс (тендер, аукцион) требует времени, в условиях форс-мажора его зачастую нет. Форум АТЭС во Владивостоке — форс-мажор в чистом виде (времени мало, работы много), вполне логично, что генподрядчик «проекта», компания «Крокус», был просто назначен волевым порядком в Москве. И далее все государственные миллиарды распределял только он, без всяких демократических «финтифлюшек», исключительно «на доверии» и под личную ответственность. Что вполне допустимо — при условии добропорядочности и «заказчика», и «генподрядчика». 

Примерно такую же схему придумали во Владивостоке, поскольку тотально-авральный ремонт всех дорог — «форс-мажор» натуральный. Миллионы из федерального центра поступают «не понять как»: то грянут как «гром» среди ясного лета, то сыплют как «снег на голову» на исходе осени — а ведь надо успеть их еще в асфальт закатать… Чиновники мэрии не стали изобретать «велосипед»: чтоб не морочиться с тендерами-конкурсами, летом 2009 года соорудили местного генподрядчика «всего и вся» — Муниципальное автономное учреждение «БОСДВ». Однако, помимо экстренных «форс-мажорных» нужд, отрядили конторе практически всё обустройство города, целями конторы в уставе МАУ прописаны: обеспечение проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог, проектирование, реконструкция, капитальный, текущий ремонт и содержание объектов муниципальной недвижимости, обеспечение организации благоустройства и озеленения, создания условий для массового отдыха горожан, организация освещения улиц города, и в довершение конторе отписано «содержание мест захоронения граждан» — в общем, такой муниципальный «и швец, и жнец, и на дуде игрец», да еще и могильщик.

Тут любопытна не столько суть, сколько стилистика устава компании, среди обозначенных «целей» прописаны не «ремонт», «строительство», «озеленение» и т. п., а «организация…» и «обеспечение условий для…». И это притом что в самой городской управе таких «организаторов» пруд пруди, в первую очередь, это Управление содержания жилищного фонда и городских территорий, Управление культуры (если речь об организации отдыха) плюс непосредственные исполнители муниципальных функций: МУП «Дороги Владивостока» (починить), МУП «Владивостокское предприятие электрических сетей» (осветить), МУП «Некрополь» (похоронить) и далее по списку — одним сам закон велит «организовывать», а другим — оказывать муниципальные услуги, за это и получают свою зарплату из городской казны. 

Но коль появляется еще один «швец-жнец», фактически дублирующий функции муниципалитета, значит, это кому-нибудь нужно?
 
Зачем «зажигают» МАУ

В первую очередь, это выгодно управе города: если за год, предшествующий созданию МАУ, во Владивостоке были проведены 143 аукциона на оказание муниципальных услуг по благоустройству и в сфере дорожной деятельности, то после появления новой «звезды» было организовано лишь 32 конкурса (с лета 2009-го по осень 2010-го). Как говорится, почувствуйте разницу. Процесс «распила» бюджетных средств упростился донельзя, минуя занудные (и часто непредсказуемые) аукционы-конкурсы, все казенные миллионы загоняются чохом в одну «контору» и под единое муниципальное задание. Так, в 2010 году чиновники «поручили» автономным умельцам: текущее содержание всей (!) дорожной инфраструктуры Владивостока, ликвидацию последствий снегопадов и уборку улиц от мусора (подметание, чистка урн, мойка и «пылесоска»), ремонт внутриквартальных дорог, подпорных стенок, лестниц, уличных фонарей, установку бордюров и праздничной иллюминации, «капремонт» зеленых насаждений, очистку акваторий прилегающих бухт и скалистых сопок, демонтаж незаконных ларьков, и в довершение — проектирование реконструкции морского фасада Владивостока… И это притом что в старательном МАУ «проектировщиками» даже не пахнет; в штате конторы пара десятков юристов-администраторов, семь мастеров по озеленению и восемьдесят рабочих озеленителей. Не надорвутся фасады проектировать?

Не надорвутся, поскольку сами трудяги максимум травку выщипывают, а весь многомиллионный объем работ отдают в подряды на сторону. Прокуратура так и квалифицировала: «МАУ БОСДВ фактически выступает в роли посредника между администрацией г. Владивостока и иными организациями при заключении договоров… за счет бюджетных средств, без проведения торгов» — то есть такая «помывочная» для казенных финансов, до боли знакомая нам по «стройкам века». И там уже всё непрозрачно — кому отдают подряды, за что и почем? Мало того что нет никаких документов, регламентирующих процедуру отбора доверенных фирм, предпринимателей города даже не извещают о том, что для них есть работа. Как пояснил в заседании УФАС представитель МАУ, «по закону мы не обязаны никого информировать… обычно компании приходят к нам сами… МАУ имеет право рассматривать предложение или отказать…подрядчика выбираем по срокам, стоимости и качеству, наличии спецтехники и т. д. ». 

В 2010 году в МАУ «сами пришли» МУП «Дороги Владивостока» (31 договор), МУП ВПЭС (3 договора), ООО «Примавтодор», ООО «ДальЕврострой» (5 договоров), ООО «Перекрёсток» (3 договора), ООО «Водоканал», ООО «Арслан», ООО «Суматори» и т. д. — в общей сложности, несколько десятков компаний, которые оказались в «курсе». К слову, среди «прозорливых» случился и Владивостокский бутощебеночный завод, принадлежащий семье Пушкарёвых: только за пару месяцев зимы (январь—февраль 2010 г.) он «освоил» 9 миллионов 830 тысяч бюджетных рублей на вывозке прошлогоднего снега с городских улиц. Это был самый весомый лот муниципального «задания», что вызвало неоднозначные толки среди транспортников.

МАУдит

Проблема не только в том, что не стало публичных конкурсов, где тоже не всё «прозрачно-радужно» — проблема в том, что к кулуарному назначению фирм-подрядчиков доверия еще меньше. Среди допущенных к муниципальному «пирогу» встречаются очень знакомые лица, к примеру, фирма «Арслан», отличившаяся в позапрошлом году поставкой на новогоднюю площадь льда по цене, вдвое выше рыночной. И к тому же норовившая приписать себе полмиллиона бюджетных рублей за невыполненные работы (данные Счётной палаты Владивостока). Чем обоснован такой «мудрый» выбор МАУ, можно только догадываться.

Аудиту было подвергнуто и само МАУ, правда, посчитали его старания лишь за полгода (с июля по конец декабря 2009 г.) и только средства, освоенные на ремонте внутриквартальных дорог. Как и следовало ожидать, работы на сумму более 100 миллионов рублей производило МУП «Дороги Владивостока», а МАУ «БОСДВ» лишь передавало бюджетные деньги и «контролировало» процессы. Выводы Счётной палаты не обнадеживают: во-первых, под чутким контролем «озеленителей» в ноябре 2009 года катали асфальт при отрицательных температурах на улицах Борисенко, Пограничной, Бестужева, Некрасовской и т. д. — в нарушение всех строительных правил и норм. Во-вторых, 2 миллиона 535 тысяч рублей из полученных МАУ субсидий не были подтверждены актами выполненных работ и данными бухучета. Кроме того, аудит зафиксировал завышение стоимости материалов. По заданию КСП Центр судебных негосударственных экспертиз «Индекс» проверил ремонт автомобильной дороги по улицам Суханова, Уборевича и Семёновской. Экспертиза установила: при реальной стоимости работ в 12 миллионов 434 тысячи рублей (по среднекраевым рыночным расценкам) к оплате предъявлена и оплачена сумма в 14 миллионов 852 тысячи, обоснованность роста стоимости материалов подрядчиками не подтверждена, констатирует КСП. То есть завышение стоимости работ — на 2 миллиона 417 тысяч (почти 20 процентов!) — и это только на трех «посчитанных» улицах города. А если с экспертами обсчитать все ремонтируемые дороги да приплюсовать к ним «капремонт» насаждений, установку бордюра, зачистку скалистых склонов и похороны горожан?.. При такой «бухгалтерии» не такой уж бездарной кажется комбинация с МАУ-посредником, через которое перекачиваются сотни миллионов бюджетных рублей.

Есть еще один «мутный» пунктик в биографии МАУ: в ведении учреждения находится масса техники — от экскаваторов, КамАЗов, мусоровозов и катков до подметальщиков, автопылесосов, снегоуборочников и садовых тракторов — всего 58 шт. Это притом что в штате структуры не числится даже простой водила, не говоря об экскаваторщиках или трактористах. На вопрос, кто «рулит» этой вверенной техникой, представитель МАУ на комиссии УФАС сказал: «Затрудняюсь ответить, работает ли эта техника». И это уже вопрос к депутатам и Счётной палате Владивостока (а может, и к более компетентным «экспертам»). Ведь еще не «посчитан» самый бюджетоемкий 2010 год, между тем только в начале прошлого года из казны в МАУ «БОСДВ» «отрядили» 15 миллионов рублей «на приготовление песко-солевой смеси», 8 миллионов 800 тысяч — на «реконструкцию зеленых насаждений», 11 миллионов 300 тысяч рублей — на ремонт подпорных стенок, 2 миллиона — на очистку акваторий бухт, столько же — на «ликвидацию последствий стихийных бедствий», 21 миллион — на текущий ремонт лестниц, 3 миллиона — на ремонт люков и ливневых решеток, 16 миллионов 500 тысяч — на разметку дорог и установку дорожных знаков и т. д. и т. п. Всего же, напомним, в 2010 МАУ «БОСДВ» «освоило» более миллиарда казенных рублей — то есть посчитать есть что. 

Конец «слободки»?

Между тем, рассмотрев все нюансы дела, Комиссия УФАС решила: признать факт нарушения администрацией города Закон № 135 «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном ограничении конкуренции на рынке работ и услуг в сфере ремонта и обустройства дорог, озеленения и пр., посредством установления муниципальных заданий для МАУ «БОСДВ» и делегированием ему права заключения договоров с подрядчиками без аукционов. Признано незаконным наделение Автономного учреждения полномочиями органа местного самоуправления, о чем свидетельствует устав МАУ, местами до неприличия совпадающий с Уставом Владивостока. 

Администрации Владивостока предписано: привести в соответствие с антимонопольным законодательством Устав МАУ «БОСДВ» и соответствующие «задания» мэрии автономщикам. Вернуть конкурсы на круги своя, обеспечив размещение муниципальных заказов в сферах дорожной деятельности, благоустройства, озеленения и т. д. посредством проведения торгов, как предписывает федеральное законодательство. 

Известно также, что администрация Владивостока уже обжаловала решение УФАС, однако на днях Арбитражный суд ПК отказал в удовлетворении ходатайства мэрии, но можно не сомневаться — чиновники пойдут с жалобой выше. Ведь если сегодня завалится МАУ «Благоустройство, озеленение строительство и дороги Владивостока», то вслед за ним посыплется устроитель гулянок «Центр культуры Владивосток» (монопольно осваивающий бюджетные миллионы на «всенародных» гуляниях и празднествах), «потекут» и другие конторы, работающие ровно по той же схеме. 

Компетентные органы, по слухам, ими уже активно интересуются, причем не только формальной, но и «содержательной» (сущностной) стороной вопроса. И вот интересно, если чего «нароют», кто отдуваться за бюджетные миллиарды будет — чиновники мэрии или узбеки-озеленители из нехорошего МАУ? 

Ольга Рыкова, «Тихоокеанский комсомолец».

11:47, 27.02.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Сотни миллионов бюджетных рублей чиновники Владивостока «пилят» по своему разумению

Пион 28.02.2011, 11:46

Ничего не изменится. Кто что нарыл, возьмет свою долю.Кому надо закроет дело по признакам, что нет состава. Быдлу скажут все нормально, будут еще факты приходите. Т.Е. это большая прачечная машина. Игра чиновников в казаков разбойников, а ну ка поймай.Вся система порочна и гнилая, Россия -это большая Кущевская станица. Нами правят ЦАПКИ.Они баре -хотят насилуют народ, хотят АТЭСы плантруют, Олимпиады -но это просто игра для них и забава.Народ российский для них скот и пластилин.Что хочу -то и слеплю.От нас уже ничего не зависит.Выборы =это блеф для народа.

корефан 28.02.2011, 13:25

Слышь, Пион, ты прав на все 100 процентов, жаль только, что подавляющая часть населения не понимает этого. И судя по тому, что 20 лет все терпят этих чудовищ, не поймут уже никогда...

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100