Сотни миллионов бюджетных рублей чиновники Владивостока «пилят» по своему разумению

Сотни миллионов бюджетных рублей чиновники Владивостока «пилят» по своему разумению

Первый тревожный звоночек прозвучал почти год назад: предприниматели Владивостока стали жаловаться на резкое сокращение числа проводимых мэрией аукционов, а значит, и возможностей бизнеса поучаствовать в них. Львиную долю работ по ремонту дорог и благоустройству города чиновники перестали выставлять на «торги», сделав категорически не публичной (и соответственно не прозрачной) систему распределения муниципальных заказов, тянувших на сотни миллионов бюджетных рублей. Среди коммерсантов пошли слухи: заказы теперь отдают либо за хорошие деньги «своим», либо «чужим» — но за «откаты».

Алло, это прачечная?

То ли с подачи предпринимателей, то ли по собственному наитию темой заинтересовалась прокуратура Владивостока. Проверка подтвердила — со второй половины 2009 года и по сей день количество проводимых администрацией города тендеров резко упало. Причиной, по мнению прокуроров, стало создание в городе Муниципального автономного учреждения «Благоустройство, озеленение, строительство и дороги Владивостока» (МАУ «БОСДВ») — именно этой конторе мэрия оптом передавала все вышеназванные функции. Так, в 2009 году трудолюбивое МАУ «освоило» 181 миллион бюджетных рублей, за девять месяцев 2010 года «наработало» 839 миллионов (с прицелом истратить до 31 декабря 1 056 миллионов бюджетных рублей). То есть более миллиарда целковых ушло из казны без всяких «конкурсов-тендеров», исключительно по разумению чиновников. 

Прокуратура решила, что это неправильно, безальтернативное «освоение» огромных муниципальных средств противоречит закону, все материалы были переданы в УФАС по Приморскому краю для изучения на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Аналогичное обращение поступило и из Управления ФСБ, где также узрели нарушение чиновниками законов РФ «О защите конкуренции» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Все чиновники делают ЭТО

Публичность, прозрачность и «равнодоступность» при распределении гос- и муниципальных заказов — это всегда процедура, любой конкурс (тендер, аукцион) требует времени, в условиях форс-мажора его зачастую нет. Форум АТЭС во Владивостоке — форс-мажор в чистом виде (времени мало, работы много), вполне логично, что генподрядчик «проекта», компания «Крокус», был просто назначен волевым порядком в Москве. И далее все государственные миллиарды распределял только он, без всяких демократических «финтифлюшек», исключительно «на доверии» и под личную ответственность. Что вполне допустимо — при условии добропорядочности и «заказчика», и «генподрядчика». 

Примерно такую же схему придумали во Владивостоке, поскольку тотально-авральный ремонт всех дорог — «форс-мажор» натуральный. Миллионы из федерального центра поступают «не понять как»: то грянут как «гром» среди ясного лета, то сыплют как «снег на голову» на исходе осени — а ведь надо успеть их еще в асфальт закатать… Чиновники мэрии не стали изобретать «велосипед»: чтоб не морочиться с тендерами-конкурсами, летом 2009 года соорудили местного генподрядчика «всего и вся» — Муниципальное автономное учреждение «БОСДВ». Однако, помимо экстренных «форс-мажорных» нужд, отрядили конторе практически всё обустройство города, целями конторы в уставе МАУ прописаны: обеспечение проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог, проектирование, реконструкция, капитальный, текущий ремонт и содержание объектов муниципальной недвижимости, обеспечение организации благоустройства и озеленения, создания условий для массового отдыха горожан, организация освещения улиц города, и в довершение конторе отписано «содержание мест захоронения граждан» — в общем, такой муниципальный «и швец, и жнец, и на дуде игрец», да еще и могильщик.

Тут любопытна не столько суть, сколько стилистика устава компании, среди обозначенных «целей» прописаны не «ремонт», «строительство», «озеленение» и т. п., а «организация…» и «обеспечение условий для…». И это притом что в самой городской управе таких «организаторов» пруд пруди, в первую очередь, это Управление содержания жилищного фонда и городских территорий, Управление культуры (если речь об организации отдыха) плюс непосредственные исполнители муниципальных функций: МУП «Дороги Владивостока» (починить), МУП «Владивостокское предприятие электрических сетей» (осветить), МУП «Некрополь» (похоронить) и далее по списку — одним сам закон велит «организовывать», а другим — оказывать муниципальные услуги, за это и получают свою зарплату из городской казны. 

Но коль появляется еще один «швец-жнец», фактически дублирующий функции муниципалитета, значит, это кому-нибудь нужно?
 
Зачем «зажигают» МАУ

В первую очередь, это выгодно управе города: если за год, предшествующий созданию МАУ, во Владивостоке были проведены 143 аукциона на оказание муниципальных услуг по благоустройству и в сфере дорожной деятельности, то после появления новой «звезды» было организовано лишь 32 конкурса (с лета 2009-го по осень 2010-го). Как говорится, почувствуйте разницу. Процесс «распила» бюджетных средств упростился донельзя, минуя занудные (и часто непредсказуемые) аукционы-конкурсы, все казенные миллионы загоняются чохом в одну «контору» и под единое муниципальное задание. Так, в 2010 году чиновники «поручили» автономным умельцам: текущее содержание всей (!) дорожной инфраструктуры Владивостока, ликвидацию последствий снегопадов и уборку улиц от мусора (подметание, чистка урн, мойка и «пылесоска»), ремонт внутриквартальных дорог, подпорных стенок, лестниц, уличных фонарей, установку бордюров и праздничной иллюминации, «капремонт» зеленых насаждений, очистку акваторий прилегающих бухт и скалистых сопок, демонтаж незаконных ларьков, и в довершение — проектирование реконструкции морского фасада Владивостока… И это притом что в старательном МАУ «проектировщиками» даже не пахнет; в штате конторы пара десятков юристов-администраторов, семь мастеров по озеленению и восемьдесят рабочих озеленителей. Не надорвутся фасады проектировать?

Не надорвутся, поскольку сами трудяги максимум травку выщипывают, а весь многомиллионный объем работ отдают в подряды на сторону. Прокуратура так и квалифицировала: «МАУ БОСДВ фактически выступает в роли посредника между администрацией г. Владивостока и иными организациями при заключении договоров… за счет бюджетных средств, без проведения торгов» — то есть такая «помывочная» для казенных финансов, до боли знакомая нам по «стройкам века». И там уже всё непрозрачно — кому отдают подряды, за что и почем? Мало того что нет никаких документов, регламентирующих процедуру отбора доверенных фирм, предпринимателей города даже не извещают о том, что для них есть работа. Как пояснил в заседании УФАС представитель МАУ, «по закону мы не обязаны никого информировать… обычно компании приходят к нам сами… МАУ имеет право рассматривать предложение или отказать…подрядчика выбираем по срокам, стоимости и качеству, наличии спецтехники и т. д. ». 

В 2010 году в МАУ «сами пришли» МУП «Дороги Владивостока» (31 договор), МУП ВПЭС (3 договора), ООО «Примавтодор», ООО «ДальЕврострой» (5 договоров), ООО «Перекрёсток» (3 договора), ООО «Водоканал», ООО «Арслан», ООО «Суматори» и т. д. — в общей сложности, несколько десятков компаний, которые оказались в «курсе». К слову, среди «прозорливых» случился и Владивостокский бутощебеночный завод, принадлежащий семье Пушкарёвых: только за пару месяцев зимы (январь—февраль 2010 г.) он «освоил» 9 миллионов 830 тысяч бюджетных рублей на вывозке прошлогоднего снега с городских улиц. Это был самый весомый лот муниципального «задания», что вызвало неоднозначные толки среди транспортников.

МАУдит

Проблема не только в том, что не стало публичных конкурсов, где тоже не всё «прозрачно-радужно» — проблема в том, что к кулуарному назначению фирм-подрядчиков доверия еще меньше. Среди допущенных к муниципальному «пирогу» встречаются очень знакомые лица, к примеру, фирма «Арслан», отличившаяся в позапрошлом году поставкой на новогоднюю площадь льда по цене, вдвое выше рыночной. И к тому же норовившая приписать себе полмиллиона бюджетных рублей за невыполненные работы (данные Счётной палаты Владивостока). Чем обоснован такой «мудрый» выбор МАУ, можно только догадываться.

Аудиту было подвергнуто и само МАУ, правда, посчитали его старания лишь за полгода (с июля по конец декабря 2009 г.) и только средства, освоенные на ремонте внутриквартальных дорог. Как и следовало ожидать, работы на сумму более 100 миллионов рублей производило МУП «Дороги Владивостока», а МАУ «БОСДВ» лишь передавало бюджетные деньги и «контролировало» процессы. Выводы Счётной палаты не обнадеживают: во-первых, под чутким контролем «озеленителей» в ноябре 2009 года катали асфальт при отрицательных температурах на улицах Борисенко, Пограничной, Бестужева, Некрасовской и т. д. — в нарушение всех строительных правил и норм. Во-вторых, 2 миллиона 535 тысяч рублей из полученных МАУ субсидий не были подтверждены актами выполненных работ и данными бухучета. Кроме того, аудит зафиксировал завышение стоимости материалов. По заданию КСП Центр судебных негосударственных экспертиз «Индекс» проверил ремонт автомобильной дороги по улицам Суханова, Уборевича и Семёновской. Экспертиза установила: при реальной стоимости работ в 12 миллионов 434 тысячи рублей (по среднекраевым рыночным расценкам) к оплате предъявлена и оплачена сумма в 14 миллионов 852 тысячи, обоснованность роста стоимости материалов подрядчиками не подтверждена, констатирует КСП. То есть завышение стоимости работ — на 2 миллиона 417 тысяч (почти 20 процентов!) — и это только на трех «посчитанных» улицах города. А если с экспертами обсчитать все ремонтируемые дороги да приплюсовать к ним «капремонт» насаждений, установку бордюра, зачистку скалистых склонов и похороны горожан?.. При такой «бухгалтерии» не такой уж бездарной кажется комбинация с МАУ-посредником, через которое перекачиваются сотни миллионов бюджетных рублей.

Есть еще один «мутный» пунктик в биографии МАУ: в ведении учреждения находится масса техники — от экскаваторов, КамАЗов, мусоровозов и катков до подметальщиков, автопылесосов, снегоуборочников и садовых тракторов — всего 58 шт. Это притом что в штате структуры не числится даже простой водила, не говоря об экскаваторщиках или трактористах. На вопрос, кто «рулит» этой вверенной техникой, представитель МАУ на комиссии УФАС сказал: «Затрудняюсь ответить, работает ли эта техника». И это уже вопрос к депутатам и Счётной палате Владивостока (а может, и к более компетентным «экспертам»). Ведь еще не «посчитан» самый бюджетоемкий 2010 год, между тем только в начале прошлого года из казны в МАУ «БОСДВ» «отрядили» 15 миллионов рублей «на приготовление песко-солевой смеси», 8 миллионов 800 тысяч — на «реконструкцию зеленых насаждений», 11 миллионов 300 тысяч рублей — на ремонт подпорных стенок, 2 миллиона — на очистку акваторий бухт, столько же — на «ликвидацию последствий стихийных бедствий», 21 миллион — на текущий ремонт лестниц, 3 миллиона — на ремонт люков и ливневых решеток, 16 миллионов 500 тысяч — на разметку дорог и установку дорожных знаков и т. д. и т. п. Всего же, напомним, в 2010 МАУ «БОСДВ» «освоило» более миллиарда казенных рублей — то есть посчитать есть что. 

Конец «слободки»?

Между тем, рассмотрев все нюансы дела, Комиссия УФАС решила: признать факт нарушения администрацией города Закон № 135 «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном ограничении конкуренции на рынке работ и услуг в сфере ремонта и обустройства дорог, озеленения и пр., посредством установления муниципальных заданий для МАУ «БОСДВ» и делегированием ему права заключения договоров с подрядчиками без аукционов. Признано незаконным наделение Автономного учреждения полномочиями органа местного самоуправления, о чем свидетельствует устав МАУ, местами до неприличия совпадающий с Уставом Владивостока. 

Администрации Владивостока предписано: привести в соответствие с антимонопольным законодательством Устав МАУ «БОСДВ» и соответствующие «задания» мэрии автономщикам. Вернуть конкурсы на круги своя, обеспечив размещение муниципальных заказов в сферах дорожной деятельности, благоустройства, озеленения и т. д. посредством проведения торгов, как предписывает федеральное законодательство. 

Известно также, что администрация Владивостока уже обжаловала решение УФАС, однако на днях Арбитражный суд ПК отказал в удовлетворении ходатайства мэрии, но можно не сомневаться — чиновники пойдут с жалобой выше. Ведь если сегодня завалится МАУ «Благоустройство, озеленение строительство и дороги Владивостока», то вслед за ним посыплется устроитель гулянок «Центр культуры Владивосток» (монопольно осваивающий бюджетные миллионы на «всенародных» гуляниях и празднествах), «потекут» и другие конторы, работающие ровно по той же схеме. 

Компетентные органы, по слухам, ими уже активно интересуются, причем не только формальной, но и «содержательной» (сущностной) стороной вопроса. И вот интересно, если чего «нароют», кто отдуваться за бюджетные миллиарды будет — чиновники мэрии или узбеки-озеленители из нехорошего МАУ? 

Ольга Рыкова, «Тихоокеанский комсомолец».

11:47, 27.02.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Сотни миллионов бюджетных рублей чиновники Владивостока «пилят» по своему разумению

You must be logged in to post a comment.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100