Владивосток: автобусники стонут, власти думают

«Как на Руси повелось, — начал свою речь на круглом столе по проблемам муниципального транспорта начальник краевого департамента промышленности и транспорта Игорь Хрущёв, — все хорошо разбираются в хоккее и транспорте». Камешек был явно в «огород» прессы…

Ну да, пытаемся разобраться, поскольку являемся пассажирами. И может быть, наше положение пешеходов и пассажиров гораздо ближе к пониманию проблем городского транспорта, нежели у вице-губернатора Виктора Мясника, которому поручено курировать единую краевую транспортную инвестиционную программу и который до недавнего времени занимался исключительно энергетикой. Ну, все на Руси в транспорте разбираются — значит, все, включая пассажиров и вице-губернаторов.

Фото — Валентин Труханенко

«Небось цену на проезд хотят поднять» — подумалось при известии о круглом столе. Так и оказалось. Автобусники давно стонут, что их затраты утвержденным в крае тарифом не окупаются. У нас ведь как: сначала тариф не поднимается, чтобы не будить народное лихо, потом автобусники стонут, потом опять тариф тормозится, потом после стона транспортников поднимается… И так и продолжается сказка про белого бычка, не имеющая отношения к экономике.

Так что суть круглого стола более-менее понятна: показать, что власть ну очень хотела, чтобы при подорожании проезда в городском автобусе до 15, а то и до 19 рублей одновременно улучшился бы и сервис. И чтобы все видели и чувствовали, что власть этого хотела за круглым столом переговоров.

А поскольку суть более-менее понятна, приведем цифры и факты, которые удалось за круглым столом почерпнуть. Шины за последние годы подорожали на 70 процентов, запчасти — на 50–60 процентов, техосмотр — в 10 раз, налоги выросли на 14–34 процента, а тариф не поднимался с 2008 года. То есть на закупку новых автобусов денег не остается. Закупают поэтому что подешевле. В Артёме, например, закупили российские автобусы. Но, слава богу, с американскими двигателями, а то бы они уже не ездили. Во Владивостоке из 1 100–1 200 автобусов (точная цифра управленцам неизвестна) за год потеряли 300, закупили 80 бэушных корейских и десяток «газелей». Если плата за проезд будет 15 рублей (как почти везде по Дальнему Востоку), то и дальше будут закупать жуткое б/у. А если утвердят 18–19 руб., то можно будет обновить парк на 50 процентов более-менее приличными автобусами (б/у хотя бы 5-летней давности). Интересно при этом, что себестоимость поездки по Владивостоку может составить и 13 рублей, и 28, в зависимости от длины поездки, но тариф должен быть единым по краю. 

Игорь Кравцов, директор ООО «Экспресс», рассчитывал, закупая «газели», что тариф будет плавно расти на рубль в год. Но тариф не рос, и «газель» к тому же, как выяснилось, «жрет» топлива в два раза больше, чем указано в паспорте. А местный «Соллерс» не дал на пробу пару автобусов.

Все города и веси уже обрисовали инвестиционные перспективы на ближайшие несколько лет, чтобы можно было принять краевую инвестиционную программу по поручению губернатора, и только Владивосток не видит будущего дальше 2011 года. Город саммита, форпост России на ДВ, и т. п., и т. д., и даже город воинской славы, как подметил Игорь Хрущёв, не может сделать себе инвестиционную программу обновления городского транспорта! И всё потому, что у города непонятные отношения с компаниями-перевозчиками. Половина из них вообще не может подтвердить свои затраты. Все машины в аренде, налогов не платят, за рулем гастарбайтеры, договор на год. Хапнули — смылись. Какие тут инвестиции? «Понятных» же компаний всего 30 процентов. 

Но даже в «понятных» творится непонятное. Из компании «Дальавтотранс», которой руководит директор еще советской закалки Сергей Андрияш, водители высшей категории сбежали на стройки саммита, поскольку зарплата за три года поднялась всего на 10 процентов и составляет от 12 до 45 тыссяч руб. Но за 45 тысяч надо отработать 145 часов только непосредственно за рулем, а это не каждому под силу. Надо бы и премировать, и обучать водителей. Но тариф не позволяет. Отсюда за рулем — на 30–50 процентов узбеки, таджики, киргизы. Они, как правило, не представляют, что там, у автобуса, внутри, и уже загубили треть автобусного парка.

Конкурсы на пассажирские перевозки во Владивостоке не проводятся. Но обещают провести в мае. А за круглым, стало быть, столом вырабатывались самые общие критерии.

Уж скорее бы. А то сказка про белого автобусного бычка подзатянулась. При договорах всего лишь на год банки не дают автобусным фирмам кредитов — говорят, ну вас, проблемный у вас бизнес, вот будет договор годика на три, тогда и приходите. А нет кредитов — нет инвестиций.

Интересно было узнать, отчего же так долго (аж с 2008 года) не пересматривался тариф. Представительница краевого департамента отметила, что 40-процентная доля в тарифе падает на топливо. А бензин в 2008 г. стоил 27 руб., в 2009 г. — 22,3 руб., в 2010 г. — 23 руб., то есть дешевел, а остальные затраты организации слабо обрисовывали. Так что повышаться тарифу было не с чего. В январе нынешнего года бензин резко «скакнул» до 27,6 руб. (сейчас, правда, по 25 руб., поскольку УФАС работает над снижением цены под присмотром президента), но отсутствие в предоставленных компаниями расходах инвестпрограмм снова не позволило департаменту поднять тариф. И не позволяет краю составить общую инвестиционную программу. А нет инвестпрограммы — нет новых автобусов… 

Ирина Ангарская, «ТОК».

18:00, 12.03.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Владивосток: автобусники стонут, власти думают

Bobs 12.03.2011, 18:36

На «Заре», автобусы ожидая очереди выезда на линию, стоят по 50 минут невыключая двигателя! Т.е. солярки им не жаль т.к. денег на нее вполне хватает? На кой тогда тарифы поднимать?

Learn More 11.03.2020, 02:21

I just want to mention I am just very new to blogging and site-building and actually liked your blog site. Most likely I’m planning to bookmark your blog . You surely have fabulous article content. Thanks a lot for sharing your web page.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100