«Турецкий гамбит»: скандалы на острове Русском становятся системой

В конце прошлой недели представители ЗАО «Крокус» дали брифинг для представителей СМИ, изложив свою версию по поводу очередного скандала, разразившегося на стройках острова Русского. Напомним, в канун первомайских праздников более двухсот рабочих-турков, прибывших на строительство объектов АТЭС, отказались работать, требуя выплатить заработанное.

Общение важного генподрядчика с журналистами само по себе уже событие: обычно столичный «строитель» не реагирует на региональные СМИ, отмахиваясь от публикаций, как от назойливой мухи, принципиально не замечая критики. Та же судьба ждала и очередную заметку в одной из местных газет — если б история об обманутых турках не попала сначала в федеральные СМИ, а потом не вышла бы на международный уровень. Судьбой своих граждан обеспокоилось посольство Турции в России — «не замечать», а тем более, замять скандал было уже невозможно. 

Про «злых» субподрядчиков

Заместитель директора дальневосточного филиала ЗАО «Крокус» Ярослав Воcкресенский так объяснил журналистам происходящее: компания «Регионтехстрой» (субподрядчик) завезла на остров восемь десятков турецких рабочих по техническим визам, т. е. для исполнения определенного вида работ — наладки оборудования опреснителей и бетонно-асфальтовых заводов. Однако выяснилось, что рабочие не имели должной квалификации, поэтому не могли быть использованы, задействовать гастарбайтеров на других объектах не позволяли визы, строго ориентированные на определенный круг работ. Так что турки три месяца жили на острове, пользуя общежитие и столовую стройки, однако вернуть их обратно на родину субподрядчик не мог за неимением денег. «Зачем их вообще привезли на Русский, мы затрудняемся ответить, это уже дело ООО «Регионтехстрой»», — умыл руки представитель «Крокуса». — Что касается зарплаты, то платить рабочим просто не за что, они не работали ни одного дня». 

— Со своей стороны, понимая напряженность сложившейся ситуации, мы перечислили авансом компании «Регионтехстрой» 15 миллионов рублей, чтобы ускорить вывоз рабочих. 60 человек уже отправлены на родину, скоро будут отправлены остальные, — успокоил Ярослав Воскресенский. Соответственно нерадивому субподрядчику генподрядчик выставил счет — 18 миллионов целковых (аванс плюс питание-проживание).

Не ясным остался вопрос о турецких стекольщиках, работавших также по найму ООО «Регионтехстрой». Насколько известно, это они начали забастовку (наладчики позже присоединились), отказавшись работать на остеклении корпусов из-за невыплат зарплаты, и именно они подали официальную жалобу в УВД ПК, погнали информационную «волну» в средствах массовой информации. Координатор работ по фасадам Мэхмед Аксой тогда жаловался: после двух месяцев работы им вместо обещанной зарплаты $ 4 000 в месяц предложили по $ 300 на руки и обратный билет домой — при условии, что рабочие оставляют расписку в том, что зарплату им выдали полностью. Работодатель стекольщикам объяснял: денег нет, потому что их не перечисляет генподрядчик. Тогда-то в прессе впервые и всплыли те самые 15 миллионов рублей, перечисленные «Крокусом» субподрядчику 19 апреля: стекольщики думали, это деньги для них, однако по версии г-на Воскресенского это аванс на билеты домой не сгодившимся наладчикам оборудования. И совсем непонятным остался вопрос, куда же тогда делась зарплата рабочих, если даже «аванс» генподрядчик намерен востребовать через суд? Про стекольщиков г-н Воскресенский на брифинге лишь заметил: рабочие из-под необязательного «Регионтехстроя» желают перевестись под начало «Крокуса», и это возможно. 

…и про умного «Крокуса» 

Неясным также остался вопрос о принципах подбора подрядных организаций — как случилось, что уважаемый «Крокус», собаку съевший на всякого рода проектах, взял (в который уж раз!) на «президентскую» стройку столь безответственного партнера? Генподрядчик в лице г-на Воскресенского ответил: «Регионтехстрой» хорошо зарекомендовал себя на строительстве других объектов, в том числе «Крокус сити молл», Agalarov City Estate в Москве — претензий к компании не было. По мнению компетентных органов, их и быть не могло: согласно данным Инспекции по труду ПК (она разбирается в возникшем конфликте), компания ООО «Регионтехстрой» была зарегистрирована в Первопрестольной …лишь в феврале 2011 года — о каких же тогда агаларовских стройках вел речь г-н Воскресенский? Тем не менее, он строжился: «Если компания до 25 мая не организует работы, сорвет сроки выполнения (видимо, на остеклении — Ред.), придется с ними распрощаться».

В конечном итоге прошедший брифинг ситуацию только запутал, уж больно история с нерадивым «Регионтехстроем» напоминает конфуз со злополучным ООО «Моноблок». Напомним, компания также работала в субподряде у «Крокуса» (через посредника «Интерстрой-М») и так же отметилась систематическим «кидаловым», причем не только рабочих, но и целый строительных фирм, работавших на стройках саммита в субподряде. Однако «Крокус» в упор никаких нарушений не видел, покуда скандалы не дошли до Генеральной прокуратуры и не попали в федеральные СМИ. «Не замечать», а тем более, замять конфуз было уже невозможно, и только тогда появился официальный релиз от «Крокуса»: считая недопустимым влияние данных инцидентов на репутацию как компании-генподрядчика, так и всего строительства важного государственного объекта, дальневосточный филиал ЗАО «Крокус» провел полную проверку деятельности ООО «СК «Моноблок»… «Результаты вопиющие, принято решение отстранить компанию от работ на объекте ДВФУ. Кроме того, генподрядчик ужесточает требования к подрядчикам, и впредь любая субподрядная организация будет находиться под нашим пристальным контролем», — строжился тогда всё тот же г-н Воскресенский… 

Как говаривал незабвенный премьер Черномырдин: «Ну, никогда такого не было — и вот опять! ». 

Версия «со стороны»

Между тем люди сведущие утверждают: злой «Моноблок» исчез, но не вовсе: по тому же адресу (Океанский пр., 72/а), на тех же квадратных метрах и практически в том же составе (Араз Аликсандер оглы Гусейнов и Ко) образовалась фирма под новой вывеской: ООО «Стройсервис». По слухам, именно этот новый «надежный» подрядчик нынче берет на себя очень серьезные объемы работ на стройках саммита (надо полагать, «под пристальным контролем» «Крокуса», как заверял г-н Воскресенский). 

Дилетанты подумают — полтергейст… Люди сведущие утверждают: система. Так, на форуме Саморегулируемой организации (СРО) «Альянс строителей Приморья» один из экспертов изложил свою версию происходящего на «стройках века». «Как поступают московские генподрядчики? Они присылают на объект команду из 3–10 человек, делят объект на части, на каждую назначают «генеральных» субподрядчиков (как правило, это московский друг, брат или сват генподрядчика) — им поручают организовывать всю работу». Себе генподрядчик берет «генподрядный» процент, в среднем 10 процентов. В свою очередь и назначенный «ген-субподрядчик» берет себе «десятину», делит вверенную ему часть на «кусочки» и отдает их в подряд другим «суб-субподрядчикам», те строят ровно такую же схему… И такая цепочка может состоять из пяти и более звеньев — но лишь последнее звено имеет реальных рабочих и реальные мощности для производства работ, остальные только процент «отщипывают».

Вот как видится эта цепочка на острове Русском строительному эксперту (на лето 2010 г.): «Крокус»-«Интерстрой»-«Моноблок»-«Строительные технологии»-«Мокран» — ни у кого, кроме «Мокрана», нет собственных рабочих. В итоге выходит: с учетом того, что «Крокус» еще отдаст 10 процентов госзаказчику, до реального исполнителя дойдет лишь 50 процентов от стоимости подряда — и что должен делать подрядчик, чтоб хватило не то что на зарплату рабочим, но хотя бы на покрытие накладных расходов? ». Это не всё, утверждает эксперт. Характерно, что с генподрядчиком никто никаких договоров напрямую не заключает, для этого учреждается «генеральный субподрядчик» объекта — какая-нибудь фирма-однодневка (назовем ее «Интерстой») с уставным капиталом 10 тысяч рублей и доверительными отношениями с «хозяином» стройки. Вот увидите, когда объект будет сдан, «Интерстой» исчезнет, не расплатившись ни с одним из подрядчиков за несколько последних месяцев. При этом генподрядчик будет утверждать, что знать ничего не знает, за «Интерстой» не отвечает и вообще в деятельность хозяйствующего субъекта не может вмешиваться. Эксперт делает вывод: причина того, что объекты строятся низкого качества и как попало, в коррупции — как госчиновников, так и представителей бизнеса, которые «в доле». Партнеров, подрядчиков выбирают не по показателю «цена/качество», а по принципу: сколько занесет? точно ли занесет? не сдаст ли в органы? Вот такой печальный анализ, заключает источник форума профессиональных строителей. 

Еще раз заметим, это лишь версия, но всё происходящее на «стройках века» лишь подтверждает «печаль» эксперта. О сомнительном качестве строительных работ не раз писали и местные, и федеральные СМИ — но ни разу надзорные органы эти «сигналы» не подтверждали. Между тем с острова Русского продолжают ползти тревожные слухи: на корпусах № 4 и № 5, где трудились подрядчики «Моноблока», всерьез повело фундаменты, и то, что сейчас их латают на ходу — это лишь для близиру. 

Не исчерпаны и скандалы международного уровня: по неофициальным данным, уже перезрел трудовой конфликт почившего «Моноблока» с северокорейскими рабочими, которым компания задолжала 47 миллионов (!) рублей. И это уже не шутки, помимо частного — это прямой ущерб бюджету соседней республики, и Генеральное консульство КНДР этим крайне обеспокоено. Если конфликт не будет урегулирован и выйдет в публичную плоскость, генподрядчику «Крокусу» очередного брифинга не избежать. 

Везде и всюду?

Между тем злой рок «неуплат» преследует и другие приморские «стройки века». На днях хабаровское ОАО «Дальмостострой» обратилось в арбитражный суд с иском на «Тихоокеанскую мостостроительную компанию». Как следует из официального сообщения хабаровчан, выполненные и принятые в 2008–2010 годах, а также в январе и феврале 2011 года работы оплачены не в полном объеме. Согласно договору с мостостроителями, «Дальмостострой» обязался выполнить строительно-монтажные работы на сооружении мостового перехода через бухту Золотой Рог во Владивостоке, что и сделал. Однако оплата за уже выполненные и принятые работы производится не в полном объеме, цена предъявленного иска — 793 589 516 рублей. ОАО «Дальмостострой» неоднократно обращалось в адрес генподрядчика — ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» — с требованием произвести оплату за выполненные работы, но стремление решить вопрос в досудебном порядке не нашло понимания у мостостроителей — отсюда иск в арбитражный суд ценой почти восемьсот миллионов. Строительство моста через бухту Золотой Рог является стратегическим объектом, так как проект реализуется в рамках подготовки Владивостока к проведению саммита стран АТЭС в 2012 году, говорится в официальном пресс-релизе. «Дальмостострой» официально заявляет: отказ генподрядчика оплачивать выполненные работы может привести к срыву сроков строительства моста — одного из ключевых объектов саммита.

Зина Сидорова, «ТОК».

14:00, 14.05.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → «Турецкий гамбит»: скандалы на острове Русском становятся системой

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100