Во Владивостоке откроется первая персональная выставка Сергея Герасимова

26 мая в галерее Portmay в 17.00 состоится открытие первой персональной выставки Сергея Герасимова. Автор закончил в 1991 году Дальневосточный институт искусств и с тех пор преподает во Владивостокском художественном училище. 

Он редкий участник выставок и, может быть, именно поэтому его отдельные работы, что изредка появлялись в коллективных экспозициях, оставляли ощущение неожиданности и значительности художественного высказывания и вместе с тем – некой недоговоренности, тайны.

На персональной выставке «Галерея снов» мир художника впервые распахнулся перед зрителем, открывая современность, которая вызывает немало исторических и культурных ассоциаций, показывая интерьеры и пейзажи, где соединились реальность и фантазия, обнажая обыденные житейские ситуации, таящие в себе вечные нравственные и философские проблемы. Как заметил поэт Николай Ушаков, «чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь».

Действительно, поначалу зритель вполне может оказаться в роли девушки с картины «Созерцание», которая в трансе замерла посреди галереи на мраморной плите, утопающей в луговых цветах, над головой ее бесконечное небо, в которое уходят, растворяясь, стены, и смотрит она на неразрешимую загадку 20 века – «Черный квадрат» Малевича. Ясная, почти геометрически чистая композиция полотна, его светлое пространство, погруженное в тишину и покой, — все, казалось бы, располагает к прозрачному созерцанию, но постепенно картина пробуждает интеллектуальное беспокойство, она порождает вопросы, на которые едва ли отыщется единственно верный ответ. Собственно говоря, все эти вопросы, которые возникают у зрителя, и есть содержание произведения, его философский смысл.

Творчество Сергея Герасимова в последние годы – это загадочная игра философских идей и метафорических образов. В своих работах он выстраивает изобразительную, театральную по своей структуре мизансцену, в которой соединяются прошлое и настоящее, реальность и фантазия, привычная обыденность и сюрреалистический сон. И на этой сцене вновь и вновь сталкиваются вопросы жизни и смерти, небесного и земного, добра и зла. Вообще, вся драматургия его произведений часто разворачивается, что называется, на миру, и это достигается постоянным композиционным решением, когда персонажей окружает открытое пространство – русское поле, ночной город, бесконечная пустыня, или даже мифические небеса, которые простираются одновременно и над прошлыми веками, и над сегодняшним днем. Личный интерьер художника, атрибуты его профессиональной и духовной жизни – живописный станок, подрамник с чистым холстом, стол, компьютер, сны и призраки, вызванные на свет авторскими чувствами, мыслью и воображением, — весь этот мир затворника вдруг оказывается на перекрестье времени и пространства, под небом, которое видело и отразило все, и все сохранило навсегда. Так и сюжеты картин Герасимова подчас несут в себе и современные, и вневременные приметы, словно одно зеркало входит своим отражением в другое.

Даже на полотнах, представляющих, казалось бы, сугубо реалистические сюжеты, порой возникает тревожная атмосфера скрытой от нас реальности, намек на метафизическую глубину действительности. Особенно это ощущается в «Портрете старушки». Поражает художественный минимализм художника, при помощи которого он достигает эмоциональной и духовной выразительности. Участников этого холста, а точнее, метафизической фотографии, снятой словно с обратной стороны реальности, можно перечислить по пальцам: старушка в черном на стуле, кот, непременный спутник старушек, сверкающий, словно резные врата смерти, черный пустой буфет, висящее на его углу полотенце, и стоящая на краю тарелка с пасхальными яйцами, крашенными луковой шелухой. Это одновременно и образ конкретной старушки, и образ русской вдовы, потерявшей своего мужа ветерана, о чем говорит полотенце в темно-оранжевую полоску, похожее на гвардейскую ленточку, и образ поколения, эпохи, страны. Наконец, эта картина – воплощенная экзистенциальная мысль о пространстве смерти, внутри которого таится возрождение, о нем и напоминают пасхальные яйца.

Философскую мысль и вполне литературные сюжеты, какими и отличается его творчество, художник преображает в конкретный вещественный образ, написанный с почти фотографической достоверностью. Такой эстетический сплав точной предметности изображения с отвлеченными идеями, фантасмагорическими видениями на грани и за гранью галлюцинации, был прочно утвержден в искусстве прошлого века художниками-сюрреалистами, с которыми у автора немало точек соприкосновения. Хотя Сергей Герасимов, надо сказать, в отличие от своих предшественников редко проникает в самые темные лабиринты подсознания, где мысль и чувство превращаются в абсурд, иррациональный ужас и хаос, ему важно все-таки сохранить живую идею во всей ее многозначности. Но вместе с тем он и не прячется от острых, порой мучительных вопросов бытия. Вот почему живописец в картине «Художник и модель», оказавшись лицом к лицу со смертью, ставит на станок холст и готовится написать свою гостью. А как же иначе, на то он и художник…

16:22, 18.05.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Во Владивостоке откроется первая персональная выставка Сергея Герасимова

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100