Прославленные «стройки века» тяжёлым катком прошлись по приморским строителям

После последней инспекции строек АТЭС Дмитрий Медведев остался доволен рачительностью подрядчиков. «…Это единственная стройка в стране, где запланированные расходы не превысили фактические. Везде идет удорожание, осуществляются выходы на руководство страны с предложениями дать всё больше и больше денег… Здесь этого нет, и это неплохой признак», — хвалил Медведев строителей. Главе государства было невдомек, что, перед тем как высадить его на остров, «рачительные» строители загнали в леса с глаз подальше тысячи работяг, крайне недовольных такой «экономией». И считающих, что экономят деньги на стройке за их кровный счет. 

Стлали мягко…
Всхлипы о недоплате, а то и банальном «кидалове» на объектах саммита стали уже неотъемлемой частью местных информпотоков, к скандалам с зарплатами на стройках АТЭС привыкли, как сводкам погоды и статистике ДТП. Лишь за последний месяц прошли сообщения: с апреля не выдают зарплату строителям супераэропорта, идут задержки зарплаты на стройке суперокеанариума, узбеки на стройке суперуниверситета грозят заблокировать штаб строительства…
 
Реакция компетентных органов — от ответственного генподрядчика компании «Крокус» до всевозможных инспекций и прокуратуры — весьма вялая. В основном кивают на мелких «стрелочников» — недобросовестных субсубподрядчиков, которые якобы и «кидают» рабочих, «замыливая» зарплату… При этом никто не признался, что главным «кидалой» является генеральный заказчик всех «строек века» — государство в лице правительства РФ и лично Минрегиона, установивших унизительно низкие для «рабочего класса» расценки. 

А ведь поначалу «стлали мягко»: было обещано, что стройки АТЭС — это не только «светлое завтра», но и гарантированное «сегодня» Владивостока, в годину кризиса они обеспечат нам поголовное трудоустройство (речь шла о 56 тысячах рабочих мест). Сначала всё так и было, соотношение местных строителей и гастарбайтеров (в основном из стран СНГ) составляло 70 процентов к 30 процентам. Три года спустя пропорция изменилась ровно наоборот: на стройках саммита нынче трудятся более 70 процентов завезенных строителей и чуть более двадцати процентов местных. 

На днях члены некоммерческой организации СРО «Альянс строителей Приморья» обратились к губернатору Сергею Дарькину: «…Строительная отрасль Приморского края находится на пределе своих возможностей, если ситуация не исправится… уже весной будущего года работать на многочисленных стройках будет некому»… 

…да твёрдо спать 

Проблемы у местных строителей начались весной 2009 года, когда под предлогом того же «кризиса» пошла речь об «оптимизации» расходов. После очередного визита в край первого вице-премьера Шувалова заместитель главы Минрегиона Ашлапов признался, что смета на стройки будет урезана на 15 процентов. Но это не секвестр — это оптимизация, успокоил чиновник. «Премьер-министр и президент заявили, чтобы мы искали средства с учетом снижения цен на строительные материалы, а также оптимизировали работы», — пояснял Ашлапов. Под этим предлогом тогда много чего «урезали», к примеру, дорога п. Новый – Де-Фриз – Патрокл, первоначально задуманная как связующая (с выходами на б. Тихую и Снеговую Падь), в рамках оптимизации была так обчекрыжена и «спрямлена», что в лучшем случае станет окольной ВИП-трассой для очень узкого круга пользователей. Но это полбеды — настоящая беда коснулась практически всех строителей, которых «оптимизировали» по самое «не могу». Индексы их зарплат (для госстроек рассчитывает Центр ценообразования) в одночасье снизились на 20–30 процентов. Зарплата главной тягловой силы любой стройки — рабочих 4-го разряда — упала с 23,7 тысячи рублей до 15 тысяч в месяц. 

«Мы в шоке… оплата труда строителей вернулась на уровень 2007 года», писали весной 2009-го представители отрасли губернатору, грозя витком социальной напряженности. Чиновники с пониманием отвечали: «...Это трудно пережить, но экономический кризис не должен препятствовать развитию края… в условиях экономической нестабильности мы ищем пути оптимизации…» — в общем, расценки так и остались не то чтоб «грабительскими», но откровенно дискриминационными в отношении строителей саммитовских объектов.

Дискриминация 

Пошел третий год, как стоимость труда рабочих на стройках АТЭС «зависла» на уровне кризисного 2009 года. И если страна из «проклятого» кризиса уже выбирается, то краевые строители лишь сильней увязают в нем. И ежегодное повышение расценок на 5 процентов ситуации не улучшает, это даже не перекрывает инфляцию, так что реальные доходы рабочих продолжают катиться вниз. 
— Мы провели исследование, сравнили наши расценки с расценками на таких же госстройках, в частности в Сочи, — рассказывает директор СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко. — И выяснили, что там вообще никакого падения не было, только рост, хотя кризис, он ведь и в Сочи кризис. Посмотрели пошире: ни где в стране нет такого снижения стоимости труда строителей, у соседей хабаровчан расценки выше наших на 20 процентов, на Камчатке и Сахалине — на 40 процентов! Выходит, у нас рабочие самые бедные. 

Дискриминация не только по географическому, но и по национальному признаку: по сообщениям СМИ, северокорейские рабочие на тех же стройках саммита получают до 45 тысяч рублей, китайцы — от 800 до 1 400 долларов ежемесячно. Если, конечно, с ними расплачиваются. Но мы говорим даже не о полученном «на руки», а об официальных расценках — как родимое государство оценивает труд гастарбайтеров и как ценит труд своих граждан. 

— В принципе есть госкомпании, где платят по-честному. В Газпроме, в Роснефти, Транснефти ребята серьезные, они понимают: за «три рубля» толкового не построишь, и как-то госрасценки обходят, но это исключение, — говорят строители. — В основном мы работаем «в ноль» без прибыли, не имея возможностей развиваться и еле сводя концы с концами. В худшем случае компании работают в убыток и разоряются, только за прошлый год в нашем СРО обанкротилось десять строительных фирм, в наступившем году таких будет больше, — вздыхает строитель. — Понятно, что рынок, понятно, что в нем выживает сильнейший, но… Это московский подрядчик может сюда приехать, настроить «тяп-ляп», рабочих «кинуть», свое урвать и съехать — после него хоть трава не расти. Нам так нельзя, мы не можем «кинуть» своих рабочих, с которыми много уже построено и с которыми предстоит работать. Мы не можем гнать откровенную халтуру, поскольку нам в этом городе жить и смотреть в глаза людям.

Цена «оптимизации» 

Режут «цены» не только на труд, но и на стройматериалы. Тот же центр ценообразования, к примеру, установил, что стоимость одного квадратного метра «фанеры комбинированной, 15 мм» будет 176 р. за «квадрат» — против рыночных 530 р.; керамогранит при рыночной цене 510 р. за кв. метр будет стоить 260 р., а «керамогранит стеновой при реальной цене 460 р. по госрасценкам выходит 187 рублей за «квадрат». То есть занижение «цен» уже не на треть, а ровно вдвое! А если к суровым расценкам приплюсовать аппетиты субсубподрядчиков, каждый из которых от сметы норовит отщипнуть, то что имеем в «сухом остатке»?..

Даже думать не хочется. Выйдет ровно как в той прибаутке: «Можно из этой шкурки сшить шапку? — Можно. — А две? — Тоже можно. — А три… четыре… пять…? » Да при желании всё построить можно, вопрос — как и какого качества? 

— Из-за того, что нормальные кадры на таких зарплатах не держатся, часто на «стройках века» работает кто попало, что обязательно сказывается на качестве, — утверждают строители. — Это со стороны кажется, что залить колонну легко: «бери больше, кидай дальше», на самом деле это всегда технология, и прежде чем что-то получится, нужно руку набить. А когда «набивать» при такой текучке, ведь там не стройка, а «проходной двор»: одних завезут, «кинут», вывезут — завозят других «лохов»… Какой тут профессионализм? — разводит руками Федоренко. — Сразу оговорюсь, речь не о мостостроителях: мы работали и с омским «Мостовиком», и с УСК «Мост» — там ребята в своем деле «зубры», и рабочих-профессионалов, как правило, привозят своих — платят сполна по своим расценкам. Но это скорей исключение из общего правила строек. 

Дальше будет сложнее, полагают строители. Построить железные рамы-каркасы, обложить их блоками, застеклить — это лишь половина дела. Самые сложные работы внутри: начинка «коробки» инженерными коммуникациями, системами обеспечения, отделка… тут уже узбеками не обойдешься. И как бы ни повторилась история с демонстрацией Путину жилого массива в Снеговой Пади: когда премьер осматривал одну из квартир готового якобы к заселению микрорайона, на крыше титаном грели воду, имитируя бурное водоснабжение. Так это один премьер — а когда на остров съедутся два десятка премьеров плюс соседские президенты?! Для их джакузи мальчиков с ведрами не наберешься… 

* * *
Авторы обращения к губернатору признаются, особой надежды на результат у них нет и расценки на труд строителей останутся неизменными до окончания строек саммита. «Это скорее задел на будущее, — говорят строители. — Мы надеемся, когда “стройки века” закончатся, госрасценки всё же будут повышены, и заживем нормально»... 
Дело за малым: год простоять да осень продержаться. 

«Дальневосточные ведомости», Зина Сидорова.

Арас АГАЛАРОВ: «Рабочие на Русском получают по 40 тысяч рублей в месяц плюс жилье, питание и одежда» (сообщил федеральным СМИ один из богатейших бизнесменов России с состоянием $ 1,1 млрд, владелец компании ЗАО «Крокус»). По мнению генподрядчика, проблемы у строителей возникают исключительно по вине субподрядчиков. «Задаем им вопрос, на что ушел авансовый платеж, в который входит и оплата рабочим, и, как правило, после этого разговора деньги на зарплату своим строителям у них находятся», — рассказал Агаларов.

В это же время

В администрации края прошло заседание межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края. Губернатор Приморья дал поручение обеспечить приоритетное трудоустройство жителей края при реализации крупных инвестиционных проектов. «Мы должны удовлетворить потребности в рабочей силе, в первую очередь за счет региональных ресурсов», — подчеркнул Сергей Дарькин. 

07:58, 24.07.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Прославленные «стройки века» тяжёлым катком прошлись по приморским строителям

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100