Прославленные «стройки века» тяжёлым катком прошлись по приморским строителям

После последней инспекции строек АТЭС Дмитрий Медведев остался доволен рачительностью подрядчиков. «…Это единственная стройка в стране, где запланированные расходы не превысили фактические. Везде идет удорожание, осуществляются выходы на руководство страны с предложениями дать всё больше и больше денег… Здесь этого нет, и это неплохой признак», — хвалил Медведев строителей. Главе государства было невдомек, что, перед тем как высадить его на остров, «рачительные» строители загнали в леса с глаз подальше тысячи работяг, крайне недовольных такой «экономией». И считающих, что экономят деньги на стройке за их кровный счет. 

Стлали мягко…
Всхлипы о недоплате, а то и банальном «кидалове» на объектах саммита стали уже неотъемлемой частью местных информпотоков, к скандалам с зарплатами на стройках АТЭС привыкли, как сводкам погоды и статистике ДТП. Лишь за последний месяц прошли сообщения: с апреля не выдают зарплату строителям супераэропорта, идут задержки зарплаты на стройке суперокеанариума, узбеки на стройке суперуниверситета грозят заблокировать штаб строительства…
 
Реакция компетентных органов — от ответственного генподрядчика компании «Крокус» до всевозможных инспекций и прокуратуры — весьма вялая. В основном кивают на мелких «стрелочников» — недобросовестных субсубподрядчиков, которые якобы и «кидают» рабочих, «замыливая» зарплату… При этом никто не признался, что главным «кидалой» является генеральный заказчик всех «строек века» — государство в лице правительства РФ и лично Минрегиона, установивших унизительно низкие для «рабочего класса» расценки. 

А ведь поначалу «стлали мягко»: было обещано, что стройки АТЭС — это не только «светлое завтра», но и гарантированное «сегодня» Владивостока, в годину кризиса они обеспечат нам поголовное трудоустройство (речь шла о 56 тысячах рабочих мест). Сначала всё так и было, соотношение местных строителей и гастарбайтеров (в основном из стран СНГ) составляло 70 процентов к 30 процентам. Три года спустя пропорция изменилась ровно наоборот: на стройках саммита нынче трудятся более 70 процентов завезенных строителей и чуть более двадцати процентов местных. 

На днях члены некоммерческой организации СРО «Альянс строителей Приморья» обратились к губернатору Сергею Дарькину: «…Строительная отрасль Приморского края находится на пределе своих возможностей, если ситуация не исправится… уже весной будущего года работать на многочисленных стройках будет некому»… 

…да твёрдо спать 

Проблемы у местных строителей начались весной 2009 года, когда под предлогом того же «кризиса» пошла речь об «оптимизации» расходов. После очередного визита в край первого вице-премьера Шувалова заместитель главы Минрегиона Ашлапов признался, что смета на стройки будет урезана на 15 процентов. Но это не секвестр — это оптимизация, успокоил чиновник. «Премьер-министр и президент заявили, чтобы мы искали средства с учетом снижения цен на строительные материалы, а также оптимизировали работы», — пояснял Ашлапов. Под этим предлогом тогда много чего «урезали», к примеру, дорога п. Новый – Де-Фриз – Патрокл, первоначально задуманная как связующая (с выходами на б. Тихую и Снеговую Падь), в рамках оптимизации была так обчекрыжена и «спрямлена», что в лучшем случае станет окольной ВИП-трассой для очень узкого круга пользователей. Но это полбеды — настоящая беда коснулась практически всех строителей, которых «оптимизировали» по самое «не могу». Индексы их зарплат (для госстроек рассчитывает Центр ценообразования) в одночасье снизились на 20–30 процентов. Зарплата главной тягловой силы любой стройки — рабочих 4-го разряда — упала с 23,7 тысячи рублей до 15 тысяч в месяц. 

«Мы в шоке… оплата труда строителей вернулась на уровень 2007 года», писали весной 2009-го представители отрасли губернатору, грозя витком социальной напряженности. Чиновники с пониманием отвечали: «...Это трудно пережить, но экономический кризис не должен препятствовать развитию края… в условиях экономической нестабильности мы ищем пути оптимизации…» — в общем, расценки так и остались не то чтоб «грабительскими», но откровенно дискриминационными в отношении строителей саммитовских объектов.

Дискриминация 

Пошел третий год, как стоимость труда рабочих на стройках АТЭС «зависла» на уровне кризисного 2009 года. И если страна из «проклятого» кризиса уже выбирается, то краевые строители лишь сильней увязают в нем. И ежегодное повышение расценок на 5 процентов ситуации не улучшает, это даже не перекрывает инфляцию, так что реальные доходы рабочих продолжают катиться вниз. 
— Мы провели исследование, сравнили наши расценки с расценками на таких же госстройках, в частности в Сочи, — рассказывает директор СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко. — И выяснили, что там вообще никакого падения не было, только рост, хотя кризис, он ведь и в Сочи кризис. Посмотрели пошире: ни где в стране нет такого снижения стоимости труда строителей, у соседей хабаровчан расценки выше наших на 20 процентов, на Камчатке и Сахалине — на 40 процентов! Выходит, у нас рабочие самые бедные. 

Дискриминация не только по географическому, но и по национальному признаку: по сообщениям СМИ, северокорейские рабочие на тех же стройках саммита получают до 45 тысяч рублей, китайцы — от 800 до 1 400 долларов ежемесячно. Если, конечно, с ними расплачиваются. Но мы говорим даже не о полученном «на руки», а об официальных расценках — как родимое государство оценивает труд гастарбайтеров и как ценит труд своих граждан. 

— В принципе есть госкомпании, где платят по-честному. В Газпроме, в Роснефти, Транснефти ребята серьезные, они понимают: за «три рубля» толкового не построишь, и как-то госрасценки обходят, но это исключение, — говорят строители. — В основном мы работаем «в ноль» без прибыли, не имея возможностей развиваться и еле сводя концы с концами. В худшем случае компании работают в убыток и разоряются, только за прошлый год в нашем СРО обанкротилось десять строительных фирм, в наступившем году таких будет больше, — вздыхает строитель. — Понятно, что рынок, понятно, что в нем выживает сильнейший, но… Это московский подрядчик может сюда приехать, настроить «тяп-ляп», рабочих «кинуть», свое урвать и съехать — после него хоть трава не расти. Нам так нельзя, мы не можем «кинуть» своих рабочих, с которыми много уже построено и с которыми предстоит работать. Мы не можем гнать откровенную халтуру, поскольку нам в этом городе жить и смотреть в глаза людям.

Цена «оптимизации» 

Режут «цены» не только на труд, но и на стройматериалы. Тот же центр ценообразования, к примеру, установил, что стоимость одного квадратного метра «фанеры комбинированной, 15 мм» будет 176 р. за «квадрат» — против рыночных 530 р.; керамогранит при рыночной цене 510 р. за кв. метр будет стоить 260 р., а «керамогранит стеновой при реальной цене 460 р. по госрасценкам выходит 187 рублей за «квадрат». То есть занижение «цен» уже не на треть, а ровно вдвое! А если к суровым расценкам приплюсовать аппетиты субсубподрядчиков, каждый из которых от сметы норовит отщипнуть, то что имеем в «сухом остатке»?..

Даже думать не хочется. Выйдет ровно как в той прибаутке: «Можно из этой шкурки сшить шапку? — Можно. — А две? — Тоже можно. — А три… четыре… пять…? » Да при желании всё построить можно, вопрос — как и какого качества? 

— Из-за того, что нормальные кадры на таких зарплатах не держатся, часто на «стройках века» работает кто попало, что обязательно сказывается на качестве, — утверждают строители. — Это со стороны кажется, что залить колонну легко: «бери больше, кидай дальше», на самом деле это всегда технология, и прежде чем что-то получится, нужно руку набить. А когда «набивать» при такой текучке, ведь там не стройка, а «проходной двор»: одних завезут, «кинут», вывезут — завозят других «лохов»… Какой тут профессионализм? — разводит руками Федоренко. — Сразу оговорюсь, речь не о мостостроителях: мы работали и с омским «Мостовиком», и с УСК «Мост» — там ребята в своем деле «зубры», и рабочих-профессионалов, как правило, привозят своих — платят сполна по своим расценкам. Но это скорей исключение из общего правила строек. 

Дальше будет сложнее, полагают строители. Построить железные рамы-каркасы, обложить их блоками, застеклить — это лишь половина дела. Самые сложные работы внутри: начинка «коробки» инженерными коммуникациями, системами обеспечения, отделка… тут уже узбеками не обойдешься. И как бы ни повторилась история с демонстрацией Путину жилого массива в Снеговой Пади: когда премьер осматривал одну из квартир готового якобы к заселению микрорайона, на крыше титаном грели воду, имитируя бурное водоснабжение. Так это один премьер — а когда на остров съедутся два десятка премьеров плюс соседские президенты?! Для их джакузи мальчиков с ведрами не наберешься… 

* * *
Авторы обращения к губернатору признаются, особой надежды на результат у них нет и расценки на труд строителей останутся неизменными до окончания строек саммита. «Это скорее задел на будущее, — говорят строители. — Мы надеемся, когда “стройки века” закончатся, госрасценки всё же будут повышены, и заживем нормально»... 
Дело за малым: год простоять да осень продержаться. 

«Дальневосточные ведомости», Зина Сидорова.

Арас АГАЛАРОВ: «Рабочие на Русском получают по 40 тысяч рублей в месяц плюс жилье, питание и одежда» (сообщил федеральным СМИ один из богатейших бизнесменов России с состоянием $ 1,1 млрд, владелец компании ЗАО «Крокус»). По мнению генподрядчика, проблемы у строителей возникают исключительно по вине субподрядчиков. «Задаем им вопрос, на что ушел авансовый платеж, в который входит и оплата рабочим, и, как правило, после этого разговора деньги на зарплату своим строителям у них находятся», — рассказал Агаларов.

В это же время

В администрации края прошло заседание межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края. Губернатор Приморья дал поручение обеспечить приоритетное трудоустройство жителей края при реализации крупных инвестиционных проектов. «Мы должны удовлетворить потребности в рабочей силе, в первую очередь за счет региональных ресурсов», — подчеркнул Сергей Дарькин. 

07:58, 24.07.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Прославленные «стройки века» тяжёлым катком прошлись по приморским строителям

More Help 31.12.2019, 03:42

I simply want to tell you that I am just all new to weblog and absolutely loved you're blog site. Most likely I’m want to bookmark your site . You really have fantastic articles. Cheers for sharing your web site.

Ivan Pingitore 13.01.2020, 09:23

After looking over a handful of the blog posts on your web page, I really appreciate your way of blogging. I book-marked it to my bookmark website list and will be checking back soon. Please visit my web site too and let me know what you think.

Charleen Neely 14.01.2020, 05:09

I absolutely love your blog... Great colors & theme. Did you make this web site yourself? Please reply back as I’m looking to create my very own website and want to find out where you got this from or what the theme is called. Thanks!

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100