Профессиональное образование в приморской глубинке: дело в людях. И технике

Когда мы приходим на рынок, к примеру, за морковкой, то между чистенькой китайской и грязненькой приморской выбираем последнюю. Почему? Китайцы пугают нас излишним увлечением удобрениями, а наше — оно как-то роднее, где родилось, там и пригодилось. Короче, любим мы приморские овощи, рис, соевое масло больше, чем китайское. А потому надо, чтобы всё это наше у нас кто-нибудь выращивал. 

Фото — Ирина Ангарская

30 лет куют кадры

В Приморском крае всего 6 училищ (по-нынешнему — лицеев), готовящих кадры для сельского хозяйства: № 52 в Черниговке, № 53 в Чернышевке, 354-е в Чугуевке, 359-е в Чкаловке, № 57 в Камень-Рыболове, № 60 в Михайловке и № 55 в Кировском.

Лицей № 55 на пороге 40-летия, он был создан в 1972 году как мелиоративное училище — тогда в Приморье была пора мелиорации, в осушение дальневосточных земель вкладывались большие деньги. Училище было единственное в своем роде на Дальнем Востоке, в нем обучалось 1 800 человек. К концу советской власти программу мелиорации прикрыли, и училище стало готовить машинистов-трактористов, пчеловодов, популярных с началом перестройки бухгалтеров, поваров-кондитеров, пользователей персонального компьютера, официантов и барменов.

Сейчас в Кировском учится 320 сельских ребят по трехгодичной программе и еще 120 человек повышают свою квалификацию. Есть условия для занятий спортом: кикбоксинг, волейбол, футбол. Есть свой экоцентр, есть хорошая студия корнепластики. Есть общежитие на 340 человек, столовая, в которой ученики бесплатно питаются — «домашние», кировские студенты на 20 рублей в день, живущие в общежитии приезжие из окрестных сел и других районов — на 40 рублей, а сироты, выпускники детдомов (их в училище 42) — на 80 рублей. Не бог весть какие суммы (в больницах питание на 100 рублей в день), но никто не будет отрицать, насколько это важно, особенно для сирот, которым не так уж много путей открыто и в образовании, и в получении жилья — не секрет, что городские лицеи, у которых проблем с набором меньше, чем у сельских, брать детдомовцев не очень-то и хотят.
Зарплата у преподавателей, как у учителей в школе. То есть молодой преподаватель, если он откуда-нибудь возьмется, будет получать 3 700 руб. оклада, плюс дальневосточную надбавку, плюс приграничную (интересно, что в Кировском по одну сторону Уссури эта надбавка есть, а на другом берегу — уже нет) — итого 6 000 руб., ниже прожиточного минимума. Преподаватель высшей категории получает 7 000 руб. Приходится совмещать полторы-две ставки. На 12 тыс. руб. такого совмещения женщины еще работать идут, а вот чтобы пришел мужчина… — на такие деньги семью не прокормишь. 

Так что преподаватели в основном солидного возраста. Да и не выпускают нынче мастеров производственного обучения. Раньше такие кадры ковали в Иркутском пединституте, а сейчас вообще нигде не куют. А ведь обучение в начальном профобразовании специфическое — половина его проходит на практике. 

В средине июня проходил краевой смотр-конкурс «Нам здесь жить и работать на этой земле», в жюри была даже первая леди края Лариса Белоброва. Впервые для таких конкурсов была устроена защита бизнес-проектов «Я — фермер», среди волнующих молодежь тем «Выращивание овощных культур в тепличном хозяйстве», «Пчеловодство», «Гусиная ферма». Двое победителей этих смотрин были приглашены учиться в сельхозакадемию. Конкурс на лучшего тракториста проходил в Кировском, и кировчанин Евгений Пятков занял второе место. А на открытии прозвучали слова: «Сегодня сельское хозяйство края переживает не лучшие времена, именно поэтому так важно уделять внимание молодым специалистам». 

Автономка и ресурсные центры

Мы беседуем с директором кировского лицея Анатолием Палёхой о перспективах подготовки сельских пахарей — а значит, и о перспективах приморского сельского хозяйства. Стало известно, что половину лицейского общежития отдадут под мировой суд, который сейчас размещается в арендованном здании напротив лицея. Для краевой казны, конечно, экономия, если суд разместить в бюджетном заведении. Но не перекроет ли такой шаг перспективы? Будет ли комиссия комитета по имуществу, подбирающая здание для мирового суда, размышлять не об имущественных, а о сельскохозяйственных перспективах?

Одной из перспектив подготовки молодых рабочих Анатолий Николаевич считает создание ресурсных центров. Дело в том, что пока обучение идет на допотопных комбайнах, а закупить новые не под силу отдельно взятому училищу. Из краевого бюджета финансируется зарплата, услуги ЖКХ и стипендия учащимся, плюс на ремонт в этом году выделили 400 тысяч руб. Само училище зарабатывает не так уж много: 1,8 млн руб. в прошлом году на продаже собственной картошки, сои и зерна и платной переподготовке кадров, и в этом надеются заработать 2,4 млн. А новый трактор стоит 2 млн, а комбайн — 4 млн. Так что было бы неплохо, если бы дорогостоящая материальная база была бы сосредоточена в одном месте на все сельхозучилища, раз каждое по отдельности не может ее себе позволить. 

В Хабаровском крае такой ресурсный центр уже есть — на базе Хорского училища, для него закуплена новая техника, компьютерный класс. Хотелось бы, чтобы и на базе кировского лицея сделали такой ресурсный центр. А пока на практику учеников отправляют в ЗАО «Шмаковское».

Ходят разговоры и об «автономке» — переводе всех профтехучилищ в автономные учреждения. Но для того чтобы чувствовать себя нормально, будучи автономным, лицею надо зарабатывать, по подсчетам директора Палёхи, около 7 миллионов рублей. Городскому училищу еще можно столько заработать, а сельскому вряд ли. Им бы на селе контингент набрать — аукается демографический спад да развал деревень. Нынешним летом на весь Кировский район 130 выпускников школ, а план набора в лицей — 150 человек. Вся надежда на молодежь из других районов.

Беседую на эту тему уже с другим директором училища — владивостокского № 9. Александр Ильченко еще и председатель совета директоров владивостокских учебных заведений начального профобразования, и зампредседателя аналогичного краевого совета. Оказывается, не всё так печально в приморском профобразовании. Только что принята программа его развития, какой в Приморье отродясь не было, и в ней прописано создание трех ресурсных центров: сельскохозяйственного на базе кировского лицея, сварочного на базе владивостокского училища № 9 и слесарного на базе училища № 32. И уже даже в этом году будет выделено на эти центры 100 млн федеральных рублей. Хватит и на современные тракторы, и на белорусские комбайны. Примерно 20 млн руб. из этой суммы пойдет на сварочный центр: 10 млн — на пристройку к зданию училища и 10 млн — на новейшие точечные, плазменные и другие аппараты. «Ресурсные центры нужны, как воздух! » — говорит Александр Григорьевич. Ведь пока приходится обучать рабочих на «дедовской» дуговой сварке, в то время как оборудование поставляется из Японии и Кореи, и это полуавтоматы, на которых надо заново учить работать. 

Так что, можно сказать, у Александра Ильченко приподнятое настроение по поводу открывающихся перспектив. Тем более что в этом году, как никогда и даже несмотря на саммит, училищу выделили на капремонт 7,6 млн руб — заменят все окна, сделают ондулиновую кровлю над мастерскими, облицуют фасад. А что касается перевода на «автономку», то с ней будет даже лучше — больше свободы распоряжаться деньгами, а в случае чего возможен и обратный ход. Будет госзаказ на нужные для края профессии, будут и деньги.

***
Вот такая ситуация с профучилищами, которых, как мне казалось, почти и не осталось. Гораздо «престижнее» учиться на слесаря или сварщика где-нибудь во ВГУЭС, которому дали лицензию на начальное профобразование, чем отвечать знакомым, что учишься в ПТУ. С созданием ресурсных центров у ПТУ есть шанс покончить с ложной престижностью «вузовского» обучения на слесаря или сварщика. Сейчас, конечно, «провал» с наполняемостью — в Ольгинском районе, например, просят оставить училище, не закрывать, а там из плановых 100 учеников набирается всего 15. Училища из-за нехватки учеников соединяют, превращают в филиалы. В крае лет 8 назад было 60 ПТУ, и все по полтыщи человек, а осталось 31. Но это такое же временное явление, как недавнее отсутствие детей в детсадах. Демографический провал кончится, край после саммитовского толчка оживет, и потребуются не гастарбайтеры, а нормальные рабочие, которые будут жить и квалифицированно работать на этой земле. 

«Дальневосточные ведомости», Ирина Ангарская. 

11:14, 13.08.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Приморье → Профессиональное образование в приморской глубинке: дело в людях. И технике

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100