После успешных гастролей в Приморье начинается новый театральный сезон

Академический театр имени Максима Горького вернулся с гастролей из США. Это уже не первая поездка труппы в Новый Свет. На этот раз в гастрольной копилке Денвер, штат Колорадо. Как оказалось, у американской публики востребованы и идеи художественного руководителя театра, и мастерство владивостокских актеров. Народный артист России, заслуженный деятель искусств и художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий — о гастролях, зрителях, звездах и скандалах.

После успешных гастролей в Приморье начинается новый театральный сезон

Об Америке и «Ревизоре»

— Гастрольная география поездок главного приморского театра «до неприличия» обширная, потому что театр всё же провинциальный. Чехословакия, Япония, Китай, Республика Корея, Япония, охвачена даже глубинка КНР — Дуннин. И уже в который раз — Америка...

— В этом году — это Шекспировский фестиваль в штате Колорадо. Поступило предложение поставить русскую пьесу. Мы говорим: выбирайте. Они: хотим «Ревизора». Выбор вызвал у меня внутреннюю улыбку. Для них мы в этом вопросе вроде как впереди планеты всей. Но мы-то знаем: в пьесе — не только о взяточничестве. Там есть истории, которые понятны и американскому, и российскому зрителям... И юмор понятен — это главное! Конечно, было беспокойство. Как это, Держиморда — на английском языке, как эту «говорящую фамилию» перевести?

У нас была хорошая труппа. Они провели кастинг, набрали артистов из Нью-Йорка, Денвера, Лос-Анджелеса. Сначала они с нами осторожничали, но потом мы сблизились и сделали великолепный спектакль. В первую очередь говорю — артисты сделали это. О себе что говорить, этого «Ревизора» я уже поставил в России. Американская постановка — вроде бы «перенос» Гоголя, а с другой стороны, это всё — новое! Не может быть прямого переноса такого сложного материала, когда другой язык, другая страна. И мы, как мне кажется, выиграли этот спектакль. А поскольку нам скучно и мы привыкли похулиганить, то мы взяли с собой в Америку наших артистов, художников, переводчиков и решили ввести их в совместный проект. И получился спектакль, который доставил удовольствие и зрителям, и актерам. Импровизация, присущая нашим артистам сделала свое дело — на нее откликнулись.

О зрителях

— Я думаю, что в Москве не очень хорошо относятся к зрителю. В столице режиссеры и актеры думают, что они боги, когда создают свои спектакли. А зрители пойдут в театр в любом случае. Московский зритель, на мой взгляд, великолепен тем, что он любит театр, который не всегда заслуживает любви.

Американский зритель — благодарный зритель. Там в Америке, равно как и в Японии, и Корее, существует ПОТРЕБНОСТЬ пойти на русский театр, посмотреть русское искусство, увидеть и услышать русских артистов.
А лучший зритель — владивостокский. 

— Это патриотизм в вас говорит?

— И да, и нет. Мы, театр и зрители, влюбляли в себя друг друга десятки лет. Там, где ничего не положено, — нечего и взять... А мы были честными, не врали, не кокетничали. Да, ломали друг друга. Да, были девяностые. Было время для спектаклей «Змеелов» и «Красный конь на синей траве». Но ведь всё равно потом была культура. Культура такая, какая она есть. Мы сейчас искренни по отношению друг к другу. И надо сохранить эту экологию, которая называется культурой. Мы обязаны порядочно относиться к тем, кто ходит по улицам нашего города. Они же верят, что произойдет какая-то благополучная история, похожая на то, что они видят в спектакле... А артисты — передатчики между улицей, сценой, литературой и зрительным залом. Они — декабристы, серьезно!

О «стройках века» и театре оперы и балета

— Я радуюсь всему, что сейчас происходит в городе. Рад тому, что он весь перерыт и напоминает Сталинград. Рад, потому что знаю, чем это всё закончится. Я помню, когда приезжал сюда Хрущёв и сказал «О! Сан-Франциско! Здесь будет мост». Не прошло и полвека. Это реализуют сейчас — другие люди, другое поколение. У меня беспокойство по другому поводу — чтобы это всё было сохранено, мост сохранен.

Театр оперы и балета. Что это? Ну, во-первых, это — статус. В советское время такие театры строили только в городах-миллионниках. Площадка фантастическая, два зала на 1 500 и 300 мест. Я вообще надеюсь, если мне удастся (кстати, губернатор Приморского края высказывал такое предложение), что наш академический театр окажется на площадке строящегося театра оперы и балета, потому что такая площадка должна работать 24 часа в сутки.

А в нынешнем здании можно сделать филиал театра Горького. Кроме того, сюда можно приблизить и другие театры города, у которых нет своих помещений или они в аварийном состоянии. Когда же в театре оперы и балета будут работать приглашенные опера и балет, мы будем работать здесь, в этом здании.

О Гармаше и Хабенском 

— Сергей Гармаш — хороший артист. Его очень любит зритель. Абсолютно точно. Он играет в «Пяти вечерах» в театре «Современник». Потому-то я и решил пригласить его в наш спектакль, сыграть с нашими актерами на нашей сцене. По договоренности он должен был приехать пятнадцатого числа, но приехал раньше. «Нет, Фима, я приеду раньше. Мне надо репетировать». Вот, пожалуйста, отношение актера к профессии! Зал был полностью забит зрителями. А наши как играли! Света Салахутдинова! Это ведь школа для наших — играть вместе с мастерами. Он (Сергей Гармаш) звонил мне в Америку и говорил своим хриплым голосом: «Фима, спасибо. Ну, не знаю. Какие артисты! Какой театр! » И мне это было — просто елей по сердцу. Зал аплодировал тридцать минут. Такое у нас было только на премьере «Поминальной молитвы». Гармаш был после этого в шоке. Он даже пить перестал. АРТИСТ! Мы повторим эти «Пять вечеров» опять в феврале. Повторим мы и с Хабенским. Мы с ним встретились, провели переговоры. Он будет ставить на сцене нашего театра «Белую гвардию». Он сам хочет играть и первый раз пробовать себя в качестве режиссера. Он хочет заняться благотворительностью, открыть школу Хабенского во Владивостоке. В его школе будут учиться бесплатно. Он должен был к нам приехать в середине августа для встречи с труппой. Но всё пришлось перенести на март следующего года. Причина: Константин сейчас снимается в зарубежной картине с Джонни Деппом. Съемки идут в Лондоне. Что ж, мы будем его ждать.
 
О новом театральном сезоне

— Мы открываем свой театральный сезон 23 сентября. Люди ждут «Товарища». У нас билеты проданы. Зритель ждет и спектакль «Жена, любовница, сиделка». Впереди премьеры: «Полет над гнездом кукушки» и «Леди на день». Премьера «Алхимиков» Астрахана будет в октябре. «Шум за сценой» просто повторяем в режиссерской версии Игоря Гуревича, но в новых костюмах и новых декорациях. Будут задействованы и другие артисты. Те, кто играл в спектакле раньше, уже, как вы понимаете, в другом поколении. Наш театр пополнился двумя новыми выпускницами Академии искусств. Они будут играть в спектакле «С любимыми не расставайтесь».

Очень жаль, что ушла из жизни Татьяна Данильченко... Когда ты работаешь в театре, понимаешь, что не додаешь. А они отдают всё. Это я о Татьяне Михайловне. Да, надо уметь быть благодарным. Ушло много артистов, потому что мы переходим в автономное учреждение. У нас наступает новая жизнь, а это очень трудная доля — сам зарабатывай, сам сохраняй свой театр. Но мы все выдержим, всё сохраним. С нами наш зритель.

Записал Василий Красюк — «ТОК».

13:44, 11.09.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → После успешных гастролей в Приморье начинается новый театральный сезон

You must be logged in to post a comment.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100