Без государственной поддержки судостроение не поднять, считают профессиональные корабелы

Информация о том, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начинает сворачивать свои региональные подразделения — центры судоремонта и судостроения (ЦСС) — прошла в СМИ практически не замеченной. Не удивительно: как народились, так и «почили в бозе» — тихо, без каких-либо видимых результатов. 

Первым, согласно проекту указа президента РФ, под секвестр попадает ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта», не позднее 2012 года будут закрыты Северный и Западный центры. Дальневосточный центр судоремонта и судостроения протянет дольше — до 2013–2014 годов, пока не будет завершено строительство двух «знаменитых» суперверфей (в Большом Камне и Фокино) с участием иностранных партнеров — Daewoo Shipbuilding и Yantai Raffle. Как поясняют эксперты, на данном этапе региональные центры судоремонта и судостроения с поставленной перед ними задачей справились. Вопрос: насколько и каковы результаты усилий властей по реанимации судостроительной отрасли на Дальнем Востоке? 

Об этом наш разговор с Юрием Рыбалкиным — инженером-кораблестроителем, автором более 150 научных работ и изобретений в области проектирования, строительства и технической эксплуатации судов; генеральным директором ЗАО «Морская инженерная компания»:

— Юрий Георгиевич, ваша оценка с оценкой чиновников совпадает: центры справились с поставленной перед ними задачей?

— Смотря, о каких задачах идет речь. Единственно, что региональные центры сделали, это аккумулировали основные фонды десятков предприятий судоремонтно-судостроительной отрасли, включая оборонку, сконцентрировали акции всего комплекса в одних руках. Пока это руки государственные, но, судя по проистекающим в других госкорпорациях процессам, нельзя исключать, что сейчас для этих консолидированных активов подыскиваются «эффективные собственники» — олигархи, которым государство за бесценок продаст всё чохом, либо разделив «куски» по региональному принципу. Мы ведь всё это уже проходили?

— В этом смысле Дальневосточный центр бог миловал, он не попадает под правительственный «секвестр» — олигарха не могут найти?

— Олигархи у нас люди умные, желающих брать на себя такую «головную боль» среди них чудаков нет. Если взять Северо-западный центр судостроения, то при всех их проблемах, там всё же наблюдается позитив: есть портфель серьезных заказов, в первую очередь от государственных нефтегазовых компаний, и есть реальная прибыль. То же самое с Центральным ЦСС, там эффективно работают судостроительные заводы в Татарии, Рыбинске, Нижнем Новгороде и т. п… А вот Дальневосточный центр сегодня — сплошные убытки, год назад это было 19 миллиардов рублей, в 2010 году — около 9 миллиардов… И желающие погашать эти долги вряд ли найдутся. Не сомневайтесь, когда все долги будут погашены, когда за казенный счет будут построены новые суперверфи (дай бог) — вот тогда прикроют Дальневосточный центр и «эффективный собственник» тут же объявится. 

— То есть региональные центры — это посредники, производящие предпродажную подготовку? 

— Примерно так. Хотя изначально задача ставилась правильно: координация всех судостроительных работ на вверенной территории, в нашем случае речь о Дальнем Востоке, обеспечение кооперации между предприятиями-партнерами — и тут о каких-то результатах говорить не приходится. О том, что задача развития отрасли всерьез и не ставилась, говорит постоянная кадровая чехарда в ДВЦСС: они там маются от безделья, процентов семьдесят — это совершенно случайные люди, которые к судостроению имеют весьма опосредованное отношение. Но даже те профессионалы, которые в Центре работают — это в основном специалисты старой «школы». Со своею «высокой квалификацией» они устарели уже лет на двадцать — а ведь современное судостроение развивается и идет вперед семимильными шагами. Очевидно, что контора обречена.

— «Предпродажная подготовка» активов тоже дело серьезное: построить современные суперверфи — это вам не бумажками в конторе шуршать. 

— Но, судя по результатам, пока только «шуршат»; когда обещали запустить суперверфи? Первоначально это был 2011 год. В 2012-м со стапелей «Восток-Раффлс» уже должна была сойти первая буровая платформа — и где всё это? Согласно новой редакции федеральной программы экономического и социального развития региона (до 2015 года), на оптимальные производственные мощности верфи выйдут лишь к 2020 году, о 2012-м даже никто не вспоминает.

— Финансовый кризис? Инвесторы передумали? 

— Полагаю, инвесторы, видя медлительность (скажем мягко) российской стороны, крайне осторожно подходят к проекту, хотя изначально их планы были оптимистичны: рынок Сингапура перенасыщен деньгами, а тут предлагают проект, который государство обязуется обеспечить гарантированными заказами надолго вперед. Если вы помните, речь шла о строительстве более тысячи судов для транспортного, рыбодобывающего флотов, для нефте- и газодобычи, а также транспортировки сырья… То есть резон у зарубежных инвесторов был. Другое дело, что судостроительных «планов громадье» на глазах усыхает. Так на «Восток-Раффлс» теперь планируют строить только одну буровую установку плюс четыре рабопромысловых судна в год; на «Звезде-ДСМЕ» — лишь четыре газовоза и пять танкеров. Но и это под очень большим вопросом, поскольку стройка почти не движется. Так, согласно финансовому плану «Восток-Раффлс», в бюджете этого года не предусмотрено ни рубля инвестиций в производство, а то, что сегодня происходит на заводе «Звезда», в лучшем случае можно назвать «модернизацией» уже существующего производства (там восстанавливают судоподъемные механизмы, модернизируют часть старой верфи, которая давно не используется). Вряд ли это можно назвать началом строительства новой современной судоверфи. О чем говорить, если российская часть проекта до сих пор не имеет финансирования. Никто не спешит раскошеливаться: тут на носу Олимпиада, саммит АТЭС, чемпионат мира по футболу…С этими имиджевыми проектами не осрамиться бы. То есть происходит то, что имеем везде и всюду: планы, стратегии, комплексные программы грандиозные — а на выходе «пшик». Хотя все «капсулы», где надо закопаны, камни «заложены», ленточки перерезаны, кнопки нажаты… Имитация — вместо реальной деятельности, обозначение активности, не более. 

— Может статься, что проекты вовсе не будут реализованы?

— Не думаю, но в том виде, в котором они анонсированы, не вижу особого смысла. Нельзя было изначально ориентировать эти верфи так «узко» — только на строительство буровых платформ, как в Дунае, или на строительство супертанкеров, как Большом Камне. Это в корне неверно: и платформы, и танкеры — продукция штучная, я бы сказал, разовая, и, как правило, это долгострой. Те же газовозы исторически строят лишь три страны в мире — наисложнейшее производство. Это самые технологически продвинутые суда, немцы недавно попробовали строить и отказались — не пошло. А при нынешнем состоянии отечественного судостроения, при полном развале отечественного приборо- и машиностроения, отсутствии какой-либо кооперации, это в принципе нереально. Чтобы быть эффективной, верфь должна ориентироваться на массовое строительство определенного типа судов. В нашем случае это могли быть транспортный и рыбацкий флоты, которых в бассейне катастрофически не хватает. Тут главное — не страдать гигантоманией; мечтать о том, что кто-то ждет нас с нашей продукцией судостроения на внешнем рынке, тоже глупо — а вот насытить внутренний рынок мы могли бы, здесь потребность огромная.

— Но моряки-рыбаки как черт от ладана шарахаются от отечественного «судостроителя».

— Они и от зарубежного шарахаются. Увы, у многих отечественных бизнесменов философия временщиков: урвать, утащить, пока можно, набить карманы — а там хоть трава не расти. Обновлением плавсредств такие временщики не «грузятся», в результате мы имеем самый старый и самый аварийный в мире флот, от его услуг отказываются даже «родные» экспортеры и импортеры. Одна только цифра: участие отечественного транспортного флота в общем объеме перевозок российских грузов (как внешнеэкономических, так и транзитных) снизилось до 5 процентов — всё остальное обслуживают зарубежные судовые компании. У рыбаков ситуация не лучше. За последние 20 лет число судовладельцев в бассейне возросло в 50 раз, при этом численность рыбацких судов уменьшилась в полтора раза. В большинстве компаний — по 1–3 судна, при таких «мощностях» и при таких «оборотах» обновлять флот в принципе невозможно. Отсюда и результат: львиная доля рыбацких судов — уже натуральные «бабушки-дедушки». 

— То есть объективно новый флот нужен, но субъективно ни денег, ни потребности обновлять его нет?

— Этот «конфликт интересов» как раз и должно урегулировать государство, задача которого сохранить Россию как морскую державу. И тут нужна политическая воля, без активной реальной поддержки государства судостроения не поднять. Нужны и верфи с участием иностранного капитала. Скажу больше: считаю, что для строительства новых современных верфей необходимо максимально использовать режим «свободной экономической зоны», который подразумевает как минимум освобождение импортируемого оборудования (судового и технологического) от НДС, таможенных пошлин и сборов, освобождает от налогообложения прибыль судоверфей, направляемую на развитие, гарантирует льготные транспортные, энерготарифы и т. д. и т. п. 

— Но всё равно строить суда в России на порядок дороже, чем в Китае, к примеру. Об это говорят все судовладельцы.

— Отчасти согласен. Но, во-первых, относительно низкая стоимость нашей судостроительной стали плюс невысокая стоимость труда (25–30 процентов от стоимости в Корее и Японии), помноженные на потенциально неограниченный спрос, — всё это дает определенный выигрыш по сравнению с заграницей. Ну и еще одно важное условие — это создание наилучших (по сравнению с зарубежными конкурентами) финансово-экономических условий строительства судов. А это субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, получаемым в российских банках; предоставление рыбопромысловым компаниям долгосрочных квот и в объемах, позволяющих уложиться в нормативные сроки окупаемости судов и так далее…

То есть механизмы известны, но без участия государства их не запустить. Увы, пока я не вижу серьезного осознания проблемы со стороны государства. Нет понимания, что флот возродить — это не ленточку перерезать и «капсулу» заложить, это гораздо серьезнее. 

Записала Марина Лобода («ДВВ»).

13:21, 01.10.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Без государственной поддержки судостроение не поднять, считают профессиональные корабелы

important link 31.12.2019, 04:47

I simply want to mention I am newbie to blogging and site-building and definitely savored you're blog site. Almost certainly I’m planning to bookmark your blog post . You really have terrific well written articles. Appreciate it for sharing your webpage.

Ervin Mark 14.01.2020, 04:03

I would like to thank you for the efforts you have put in writing this blog. I'm hoping to see the same high-grade content by you later on as well. In truth, your creative writing abilities has encouraged me to get my own website now 😉

Felisa Hime 15.01.2020, 19:49

May I simply just say what a comfort to uncover someone who really knows what they're discussing on the net. You definitely know how to bring a problem to light and make it important. A lot more people ought to look at this and understand this side of the story. I was surprised that you're not more popular given that you certainly possess the gift.

viagra 17.01.2020, 10:20

Hi, I believe your blog may be having internet browser compatibility problems. When I look at your blog in Safari, it looks fine however, if opening in I.E., it's got some overlapping issues. I merely wanted to give you a quick heads up! Aside from that, wonderful site!

Go Here 18.01.2020, 02:19

I simply want to say I'm very new to blogs and truly savored this web-site. Likely I’m likely to bookmark your site . You amazingly have very good well written articles. Thanks for sharing your web site.

healthy fresh recipes 04.03.2020, 08:15

Your style is so unique in comparison to other people I have read stuff from. Many thanks for posting when you've got the opportunity, Guess I'll just book mark this site.

healthy fresh recipes 05.03.2020, 00:27

Good info. Lucky me I discovered your website by chance (stumbleupon). I've book marked it for later.

achat base de données b2b 05.03.2020, 12:36

After looking into a number of the blog articles on your site, I truly like your technique of blogging. I saved it to my bookmark website list and will be checking back in the near future. Please visit my website as well and tell me what you think.

Maritza Drahota 06.03.2020, 15:33

Good write-up. I certainly love this site. Thanks!

achat base de données b2b 07.03.2020, 00:04

I was able to find good info from your content.

Desire Widgeon 08.03.2020, 09:58

It’s nearly impossible to find experienced people about this topic, but you sound like you know what you’re talking about! Thanks

like this 11.03.2020, 01:12

I just want to tell you that I am all new to blogging and site-building and certainly loved this web blog. More than likely I’m going to bookmark your website . You surely come with fabulous well written articles. Thanks for revealing your blog.

GoFounders Philippines 13.03.2020, 07:52

I absolutely love your website... Very nice colors & theme. Did you develop this amazing site yourself? Please reply back as I’m attempting to create my own site and would love to find out where you got this from or what the theme is named. Appreciate it.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100