С 1 сентября вступил в силу модернизированный закон о такси

Однако получить разрешение на работу такси в большинстве регионов — грандиозная проблема. Кроме того, с 1 января вступят в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях, благодаря которым за нарушения таксишных правил будут наказывать очень строго. Общественные организации пытаются и таксистов оставить на плаву, и народ не лишить удобного транспорта, депутаты думают.

О ситуации рассказывает член экспертного совета Комитета Госдумы по транспорту Вячеслав Лысаков.

Корр.: Все карательные меры вступают в силу с первого января. Почему вдруг именно сегодня снова возник вопрос о такси?

Вячеслав Лысаков: Закон вступил в силу с первого сентября. Все местные власти должны были подготовить свои законы о том, как будет работать такси. Сами таксисты должны были легализовать свой бизнес на основании этих законов. Кроме того, с 1 января вступают в силу поправки в КоАП. И с этой даты такси в России начнет умирать, если не предпринять экстренных мер.

Коор.: Почему такой трагический прогноз?

Лысаков: Изначально закон был предназначен для Москвы. Я решил разобраться в этом вопросе. Проблема в чем? Для крупных городов он более-менее приемлем. Его первоочередная задача — ввести в правовое поле тех, кто занимается такими перевозками. И избавиться от так называемых бомбил, которые не платят налоги.

Согласен, что в этой отрасли надо наводить порядок. Эту сферу надо регулировать. Законодательство в этой части необходимо.

Корр.: Что вас не устраивает?

Лысаков: Те вещи, которые приемлемы для крупного бизнеса, для крупных таксопарков — а таких всего два процента рынка России, — совершенно не подходят для малого бизнеса. Закон больше ориентирован на Москву и практически не учитывает интересы региональных таксистов, а также их пассажиров. Кроме того, он дает слишком большую свободу местным властям в части установления правил для таксистов.

Корр.: В чем он ущемляет права граждан?

Лысаков: Смотрите: более 90 процентов используемых в качестве такси автомобилей принадлежат физическим лицам. Таким образом, эти машины вместе с их водителями и владельцами остались вне федерального закона. Закон не предусматривает работы на арендованных машинах. Машина должна быть либо в собственности, либо в лизинге. А если она арендована, то таксист не получит разрешения работать. То есть его загоняют работать в теневом бизнесе. Таким образом мы только пополняем ряды бомбил. Идея запрещения работать на арендованных машинах была в том, чтобы обновить транспортный парк. Пусть берут в лизинг. Но банковские условия оказываются совершенно неподъемными. Я наши банки называю «Банк-формирования». Они не дают нормальному человеку кредит. Либо дают, но на кабальных условиях. И люди оформляют этот кредит на родственников, знакомых. Машина должна вернуть ему деньги для возврата долга. Но по этому закону машина не может использоваться в качестве такси, соответственно, он не может на ней работать, потому что она записана на родственников и используется на условиях аренды. Значит, этот человек уйдет в тень.

Корр.: Проблемы только в этом?

Лысаков: Конечно же, нет. Вот еще один конкретный пример. Как я говорил, местные власти получили много полномочий. Но им этого оказалось мало. В итоге в Краснодарском крае вышел документ, в соответствии с которым будущие таксисты должны предоставить не четыре документа, как в Москве, а 19 документов. В Москве получить разрешение на таксомоторную деятельность можно бесплатно. В Краснодарском крае этот документ стоит больших денег. Вот что пишут мне из саморегулируемой организации по такси Краснодарского края. Они занимают 60 процентов рынка города и 30 процентов рынка края. По их мнению, причина массового ухода в нелегалы таксистов Краснодарского края — в том числе огромные штрафы на водителей-предпринимателей и на юрлица. В первом случае до 30 тысяч рублей, во втором — до 90 тысяч рублей. Примечательно, что по административному кодексу максимальный штраф на физическое лицо — не более 5 тысяч рублей. Причем поводом для штрафа может послужить отсутствие при себе любого документа из огромного перечня.

Но и это еще не все. Местные власти могут до суда останавливать деятельность таксопарка на месяцы

Корр.: То есть местные законы противоречат российским?

Лысаков: Закон часть положений определяет на федеральном уровне, а часть отдает на усмотрение субъектов Федерации. И здесь субъекты Федерации начали фантастическое нормотворчество. Крупный бизнес может выполнить этот закон. Но в России есть поселки, есть маленькие города. Местные таксисты готовы платить в бюджет, готовы работать по новым правилам, но правила к ним предъявляются неподъемные.

В Москве сделано все идеально. Есть информационная площадка, можно зайти на сайт и получить всю информацию, куда обращаться, что делать и что предъявлять. Для столицы этот закон приемлем. Но есть еще таксисты в регионах. Общая численность, по нашим подсчетам, более миллиона человек. Как выкинуть с рынка миллион человек?

Надо сказать, что в законодательстве не предусмотрено доходной статьи в связи с выдачей разрешений на работу такси. Однако многие регионы выдачу этих разрешений трактуют именно как доходную часть.

Корр.: То есть разрешение на работу стало платным?

Лысаков: Эта норма в регионах обернулась сплошным запрещением бизнеса такси. Тебя штрафуют на пять тысяч за недостающую бумажку. А очередь на получение этой бумажки — месяцы.

Между тем такси в последнее время стало социальным, да и единственным общественным транспортом во многих регионах. Проезд от точки до точки до 100 рублей. При этом независимо от количества пассажиров. Город Шахты Ростовской области. 30 рублей из любого конца в другой. Камышин Волгоградской области — то же самое 15 рублей. И там таксист сдает выручку за день 500 рублей. В нее входит все: и зарплаты, и амортизация, и горючесмазочные материалы.

Корр.: У вас есть конкретные предложения?

Лысаков: Мы предлагаем исключить запрет работать на арендованной машине. Если такое невозможно, предусмотреть переходный период. Человек уже взял машину в аренду. Ему теперь нужно вернуть деньги обратно.

В некоторых субъектах потребовали от предпринимателей явиться лично с машиной и документами и ответ будет в течение 45 суток. Хотя всю эту процедуру можно провести на сайте госуслуг в течение часа без личного посещения чиновника.

Кроме того, я уверен, что один окончательный и бесповоротный список документов для тех, кто желает работать в такси, необходимо утвердить сейчас и в законодательстве на федеральном уровне. И тогда местные законодатели не будут придумывать собственные ограничения.

комментарий

«Закон о такси на самом деле не так страшен, как его малюют», — заявил "РГ" один из его авторов, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Он выслушал много критики в адрес новых правил перевозки пассажиров и по большей части с ней не согласен. К примеру, он категорически не согласен с тем, что разрешение сложно получить. «Нет ничего проще — можно сделать это либо через департамент, либо через московский портал госуслуг, — поясняет он. — К тому же, выдаются они бесплатно. А в Нью-Йорке, например, лицензия на перевозку пассажиров такси стоит 30 тысяч долларов, в Италии — 150 тысяч евро, в Париже — 200 тысяч евро. И число этих лицензий ограничено. Они передаются по наследству».

Многие не довольны тем, что закон запрещает использовать арендованные машины. «Это сделано лишь для того, чтобы обезопасить передвижение людей, — объясняет Свешников. — В свое время Норвежский институт экономики транспорта изучил опыт организации общественных перевозок в каждой европейской стране за последние 20 лет. В Европе тоже в 90-е годы хотели уйти от госрегулирования общественных перевозок, отдав их на откуп рынку. Но, как только государство устранялось от этого процесса, моментально падало качество оказываемых услуг. Поэтому со временем там появились и лицензирование таксомоторной деятельности, и финансовая ответственность оператора такси. По-другому — это банковская гарантия. То есть владелец машины, которая используется в качестве такси, должен предъявить государству за первую машину наличие на своем банковском счете порядка 9 тысяч евро, за последующие — по 4 тысячи. Таким образом, он как бы говорит: я могу не только эксплуатировать эти машины, но и содержать в надлежащем состоянии — обеспечивать им регулярное техническое обслуживание и ремонт».

Из всего этого, по словам Свешникова, в федеральном законе оставлено только требование эксплуатировать машины, находящиеся в собственности либо юридического лица, либо индивидуального предпринимателя. «Ну а если человек взял машину у соседа в аренду, где гарантия, что она исправна, — подчеркивает Свешников. — что у нее все нормально с тормозами? А потом, если это арендованная машина, то пассажиры, которые в ней едут, не застрахованы. А если такси легальное, получившее разрешение, то на него оформляется страховка, в которой застрахованным от несчастных случаев оказывается каждое пассажирское место».

10:48, 05.10.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Россия → С 1 сентября вступил в силу модернизированный закон о такси

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100