Игорь Шувалов искал в Приморье «ключи» к новой жизни

На прошедшей неделе в крае работал первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, ставший в Приморье уже «своим». На то две причины: экономическая (чиновник курирует стройки АТЭС во Владивостоке) и политическая — Шувалов возглавил список регионального отделения «Единой России» на выборах депутатов Государственной Думы. Однако на состоявшейся пресс-конференции предвыборный характер своей поездки по региону Шувалов не подтвердил

— Сразу скажу: эту поездку неверно рассматривать как предвыборную, это была рабочая поездка, связанная с формированием госпрограммы развития территории на перспективу. Вы знаете, что в последние три года правительство очень активно работает в Приморском крае, и по понятным причинам наши усилия были сосредоточены во Владивостоке, где развернулось серьезное строительство, связанное с подготовкой к форуму АТЭС. Часть объектов уже сдана в эксплуатацию, завершается возведение университетского кампуса на острове Русский, строятся мосты, дороги, аэропорт, проложена ветка газопровода с Сахалина — всё это вы видите. И справедливо ставите вопрос: а что будет, когда строительство завершится и пройдет форум? Как раз этим мы занимаемся, изучая жизнь муниципальных образований края. Хотим понять, какие мероприятия необходимо заложить в федеральную программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Мое убеждение, что с завершением строительства объектов саммита Владивосток получит самую современную инфраструктуру с отличными дорогами, новыми лечебными учреждениями, образовательной базой, — но нужно «подтягивать» и весь край, в первую очередь северные территории, где мы побывали. 

— Общее впечатление от поездки по северам?

— Сложное. Настроения самые разные, люди с нами были предельно откровенны, да и мы не за словами благодарности ехали — нам нужен был серьезный разговор, понимание реальных проблем территории. И признаюсь, иногда диалог был предельно жестким. Многим ведь есть с чем сравнивать: вспоминали прежние времена, когда это была совершенно другая страна. Понятно, что люди на Дальнем Востоке всегда жили небедно: военные были хорошо обеспечены, лесники, моряки. А сейчас жизнь небогатая в общем, но есть понимание, что обратной дороги нет и невозможны уже былые «северные» коэффициенты и льготы, — жизнь надо строить на совершенно новой основе. Вопрос — какой? Вот это мы и пытались выявить: где ключи этой новой основы, какие проекты необходимо реализовывать здесь и сейчас. — В продолжение темы: 150 лет присутствия России на Дальнем Востоке было наполнено вполне определенными смыслами, в первую очередь это был военный форпост. Современное присутствие нас здесь обозначено не столь ясно, есть ли какая-то идеологическая концепция. То есть зачем мы здесь? 

— Насчет «военного форпоста» задачи никто не снимал, наше военное присутствие здесь было и будет. По поводу «идеологии»: надо продолжать освоение территории, нас здесь не так уж много, и мы обязаны создавать на Дальнем Востоке центры притяжения капиталов и людей. Тут ничего нового, и все работы во Владивостоке как раз решают такую задачу. Мы обязаны переломить ситуацию, когда люди уезжают отсюда, и у нас это получается. Теперь о «смыслах»: если Азиатско-Тихоокеанские рынки — это будущее глобальной экономики, то без крупных финансовых, образовательных, промышленных центров на Дальнем Востоке России не обойтись. И когда принималось решение о проведении саммита, именно Владивосток был заявлен нашей тихоокеанской столицей. Дороги, аэропорты, отели — это только начало, дальше должна появиться необходимая инфраструктура для развития внешнеэкономических отношений, торговли, бизнеса и т. д. Вот это наша задача — Владивосток как экономическая, образовательная, научная столица России на Дальнем Востоке, в этом новый смысл. 

— А чисто человеческие впечатления от встреч с северянами?

— Что порадовало — это высокий уровень образованности людей: даже в депрессивных районах люди не теряют надежды и отнюдь не «дремучи». Очень хорошо подготовлены, видно, что следят за развитием страны, понимают политическую ситуацию, остро ставят вопросы и хотят реально изменить ситуацию. Мне было интересно. Чего не хватает — это реального диалога с властью, далеко не везде люди видят перспективу своего дальнейшего существования на территории — тут надо работать и федеральным, и региональным властям.

Есть синдром, о котором мне говорили, но я не верил: по статистике, приморцы живут несколько лучше, чем многие европейские субъекты Федерации, — и по росту ВРП, по повышению доходов на душу населения, по основным инвестициям. Одновременно бытуют настроения: мы здесь всеми брошены, мы на краю земли, здесь всё так ужасно… Я даже не понимаю, откуда это берется. Но, во-первых, люди просто не соизмеряют, что происходит в других регионах России, во многих субъектах люди живут сложнее. Во-вторых, какой же здесь «край земли»: рядом Япония, США, Китай, Корея — это целая цивилизация.

— Разрабатываемая правительством программа предполагает, что за Владивостоком будет подтягиваться и весь край. Насколько это реально? 

— Работа предстоит тяжелая, но если построим «Большой Владивосток», экономически вбирающий в себя Артём и Уссурийск, то вполне реально будет создать инфраструктуру для развития бизнеса и социальной сферы на остальной территории Приморья. Эта задача решаемая и нам по силам. Главное, не нужно ничего обещать из области фантастики — нужно четко определить «точки роста» в Приморском крае, в которые пойдут инвестиции для развития, чтоб появились новые рабочие места. Не исключаю, что какие-то муниципалитеты останутся дотационными, если, к примеру, нужно сохранить природу и не развивать вредные производства, — это нормально. Мы были в одном муниципальном образовании, где есть два экологически «недоброжелательных» производства, — но на них работает местное население, и надо либо модернизировать эти «недоброжелательные» предприятия, либо найти иной бизнес. Но всё это нужно делать с людьми, обсуждая и взвешивая все «за» и «против» с местным населением.

— Вы посетили самые сложные северные территории, в том числе и «проблемный» для всех властей Дальнегорск. Наиболее остро там стоят проблемы ЖКХ и градообразующего предприятия «БОР», не решаемые годами…

— Я считаю, что в Дальнегорске нет порядка, и это главная их проблема. Вот в Уссурийске почему всё нормально? Потому что мэр с головой. А когда руководство слабовато, то, сколько денег ни дай, всё порядка не будет. Дальнегорцев волнуют высокие тарифы ЖКХ, где-то люди перешли на альтернативное отопление и теперь не могут узаконить отказ от услуг монополиста. Я считаю, это безобразие, поскольку люди всё переоборудовали, установили приборы, — надо дать им возможность легализовать всё это. Что касается высокой стоимости услуг, то всю информацию по тарифообразованию нужно сделать максимально открытой, чтоб население знало, откуда берутся такие суммы. В первую очередь это старые технологии, большие потери, дорогое топливо — и это притом, что 50 процентов тарифа дотируется краем. Ситуацию надо решать: менять генерацию, вводить новые технологии, заниматься энергосбережением — и нужен газ. Тот газ, который привели в Приморье с Сахалина, должен пойти на газификацию муниципальных образований. Мы это будем делать.

— Проблема градообразующих предприятий… 

— Это вторая проблема. У многих людей нет постоянной работы. На том же предприятии «БОР» постоянные задержки зарплаты, большая накопленная задолженность. И если собственники порядок на предприятии не наведут, мы вместе с губернатором будем действовать так же, как в Светлогорье… Рабочие «БОРа» ставят вопрос о национализации предприятия, но это будет неправильно. Знаете, сколько в стране таких предприятий? Мы готовы помочь кредитами, Банк Развития для того и создан, только вы должны представить свой инвестиционный план — сегодня на «БОРе» его просто нет. Так что будем работать с собственником.

— Возвращаясь к Владивостоку: сегодня на стройках саммита заняты десятки тысяч рабочих из стран СНГ, что с ними будет, когда всё завершится? Далеко не все субподрядчики готовы вывозить рабочую силу из региона. 

— Я скажу честно, средств на это у нас пока нет. Но мы серьезно ищем возможности для того, чтобы все эти подрядные организации продолжали работать в Приморском крае. У нас есть программы, в том числе и по обеспечению жильем военнослужащих, по Академии наук и т. д. И нам сейчас нужно как-то консолидировать спрос на работающие подрядные организации. Поскольку жалко уже сработавшиеся коллективы и ту первоклассную технику, которая в огромном количестве завезена в край, — всё это должно еще поработать на Приморье. У вас ведь собрался уникальный строительный коллектив, глава Минрегионразвития везде говорит, что студентам архитектурных и строительных специальностей можно проводить в Приморье «мастер-классы». Здесь на одной площадке сосредоточены самые разные объекты: университет, мосты, дороги, аэропорт, жилье, океанариум и т. д. На этих стройках сегодня фактически возрождается российская проектная школа, нарабатываются современнейшие технологии, и не использовать это для дальнейшего развития края будет неправильно. 

— Многие жители Владивостока скептично относятся к развернувшимся стройкам, есть сомнения и в качестве производимых работ на том же мосту…

— Ну, во-первых, сумасшедших среди строителей нет: кто ж будет сдавать мост, который рискует рухнуть? Я тоже слышал немало забавных историй про мост через Босфор Восточный, например, что строят его с различных берегов в разных плоскостях и посередине они никогда не встретятся. А по поводу корпусов ДВФУ сначала говорили, что ничего не построят — всё разворуют, а когда корпуса выросли, стали говорить, что всё рухнет… Я отношусь к этим «слухам» с известной долей иронии, но, если проблема недоверия есть, ее надо решать. Думаю, для скептиков нужно организовывать специальные экскурсии на остров Русский. Подводить их к пилонам, чтоб могли всё потрогать, пощупать, везде заглянуть — чтобы сами прошлись по стройплощадке и задали строителям свои вопросы. А что касается моста на остров Русский, то в нашей стране еще не было таких объектов — это высший уровень, современные технологии. И там круглосуточно будет производиться электронный мониторинг состояния конструкции. Но подчеркну, если будет хоть малейшее сомнение насчет безопасности, никто не будет торопиться с вводом моста.

— И все-таки есть проблема оторванности от центральной части России, в первую очередь это огромные расстояния и высокие транспортные тарифы, что затрудняет товарообмен. Здесь есть перспективы? 

— Безусловно. В основном мы субсидировали тарифы при движении товаров из центральной части России на Дальний Восток, теперь нужно активизировать перевозки и в обратном направлении. Причем это будет касаться не только морепродуктов, но и тех же автомобилей, которые уже производятся в Приморье и которые будут производиться (вы знаете, что «Тойота» всерьез рассматривает строительство здесь производственных мощностей). Кроме того, продукция сельского хозяйства, например того же меда: если будет правильная тарифная политика, ваша продукция пойдет в центральную часть России, тут я согласен. При этом задача осваивать экспортный потенциал не снимается. 

«ДВВ», Зина Сидорова.

00:28, 14.10.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Приморье → Игорь Шувалов искал в Приморье «ключи» к новой жизни

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100