Региональная система профессионального образования в Приморье будет модернизирована

В Приморском крае полным ходом идет модернизация образования. С 1 сентября учителям была повышена зарплата на 30 процентов. И это далеко не предел. По словам губернатора Сергея Дарькина, средний уровень зарплаты приморских учителей вырастет к 2013–2014 годам до 30 тысяч рублей, а уже в следующем году она составит 23–24 тысячи рублей (то есть сравняется со средней зарплатой в экономике края). До конца года каждый учитель, работающий с детьми, получит новый ноутбук, школы края постоянно оснащаются новым оборудованием (например, интерактивными досками), внедряются современные образовательные программы и т. д. 

«Наше образование качественное, но оно должно соответствовать требованиям XXI века», — считает губернатор края. В стороне от школьного не осталось и профессиональное образование. Приморский край вошел в число победителей федерального конкурса на получение субсидий для модернизации этой системы, которая также должна соответствовать современным требованиям. О настоящем и будущем региональной системы профессионального образования, о процессе модернизации этой важнейшей для развития экономики края сферы мы говорим с заместителем директора департамента образования и науки Приморского края Екатериной Черновицкой. 

Рабочие специальности на вес золота

— Екатерина Вениаминовна, что сейчас представляет собой краевая система профессионального образования и с какими трудностями она сталкивается?

— В ведомственном подчинении Приморского края находятся учреждения начального и среднего профессионального образования. На территории края работают еще и федеральные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Система достаточно большая, сложная и развитая, филиалы и учреждения находятся не только в крупных городах Приморья, таких как Владивосток, Уссурийск, Артём, Находка, но и практически во всех отдаленных районах края можно получить то или иное профессиональное образование. Однако система сталкивается с определенными сложностями и препятствиями для развития. Допустим, если говорить о подведомственной нам структуре начального профессионального образования, то с середины 90-х годов учебно-производственная база сжималась, уменьшалась, а то и вовсе отдельные направления деятельности в учреждениях были ликвидированы, так как система начального профессионального образования привязана была к конкретным предприятиям края. Тем не менее, учреждения и коллективы сохранились, используя свой собственный потенциал. Сегодня в чем заключаются сложности? Количество учреждений осталось практически прежним, но многие из них не заполнены даже наполовину. 

— Виновата низкая рождаемость в 90-е — 2000-е годы?

— И не только. Начиная с 90-х годов, большой сдвиг интереса у молодежи и семей произошел в сторону высшего профессионального образования. Именно этот уровень профессионального образования большинство молодежи выбирает для себя как приоритет. И вот мы пришли сейчас к такому плачевному результату, когда экономика края и Дальневосточного региона в целом испытывают острую нехватку в рабочих кадрах разной квалификации.

— Какие специальности наиболее востребованы на рынке труда?

— Сейчас реализуется в крае большое количество инвестиционных проектов, и их реализация требует рабочих рук. Например, у всех на виду строительство объектов города и края к саммиту стран АТЭС. Так что строительная сфера испытывает наиболее характерный дефицит кадров. Если говорить о дорожном строительстве, то на сегодняшний день у нас практически ни одно училище не готовит таких специалистов… Край бурно развивается, возникают новые отрасли: нефтегазовая, транспортная, развивается сельское хозяйство, судостроение. Нужны кадры, причем не сотнями, а тысячами и в перспективе ближайших лет. 

Если говорить о вузах, то они должны готовить кадры, обеспечивающие стратегическое развитие края. Именно с такой глобальной целью создавался и развивается ДВФУ. То есть нужно не просто обеспечить социально-экономическое развитие региона, но еще и вписаться в рынок трудовых ресурсов стран АТР и быть на нем конкурентоспособными как с образовательными программами, так и со своими выпускниками. Это тем более сложно в условиях, когда требования у работодателей к выпускникам растут. Сегодня, помимо профессионального образования, необходимо обладать умением не только работать в команде, но еще и быть лидером (уметь повести за собой и принять на себя ответственное решение), предъявляются очень большие требования к коммуникационным качествам, чтобы было знание языков, культуры окружающих стран и потребность в совершенствовании своих знаний. Мы сейчас говорим, в первую очередь, о выпускниках вузов, но во многом это касается и мастеров, техников, которых выпускают учреждения среднего профессионального образования. Речь идет о совершенно новых человеческих качествах и новых знаниях. Нам нужно думать, как наполнить наши образовательные учреждения новым содержанием и привлечь ребят на обучение по востребованным сейчас профессиям.

И второе: мы должны возродить престиж рабочих профессий. Было время, о котором многие с ностальгией вспоминают, когда люди гордились своими рабочими династиями, достижениями своего труда. А сейчас самое большое достижение — это получить диплом о высшем образовании. Ничего не хочу сказать против, но, возможно, к потребности получения высшего образования надо приходить через какой-то определенный путь личностного развития, и в профессиональном плане в том числе. Не мешало бы сначала разобраться и понять, что ты можешь и хочешь достичь. В этом плане очень значима роль сегодняшнего работодателя, заинтересованного в получении рабочих кадров и специалистов. Ребенок, еще поступая в техникум или училище, должен знать, какой работодатель его ждет. А все эти годы многие профессиональные учреждения страдали еще и от отсутствия заказов на подготовку кадров. Особенно это касается учреждений начального профессионального образования: они испокон веку всегда создавались рядом с предприятием или в городе, который развивал определенную хозяйственную отрасль. 

Отсутствие заказа и прогноза потребности подготовки кадров — одна из причин, мешающих учреждению получить стимул для развития. Но и, наверное, самая большая проблема для учреждений начального и среднего профессионального образования — это, конечно, устаревшие морально и физически базы подготовки кадров. Если говорить о технических профессиях, то, конечно, обучение им, особенно сегодня, должно сопровождаться очень хорошей и дорогостоящей современной базой. Если мы говорим о подготовке кадров для высокотехнологических производств, то должно быть современным и учебно-лабораторное, и учебно-производственное оборудование. Учащиеся должны знакомиться на занятиях именно с той техникой, с которой им предстоит работать на производстве. Это очень серьезные проблемы, материально и ресурснозатратные, в числе прочего они требуют переподготовки преподавателей и мастеров обучения. Я могу сказать, что это серьезные факторы, сдерживающие модернизацию регионального профессионального образования на сегодняшний день.

— Каким образом преодолеть эти трудности?

— Только совместными усилиями мы сможем поднять профессиональное образование на качественно новый уровень. В последнее время мы становимся участниками реализации решений президента и правительства РФ, посвященных развитию подготовки специалистов по техническим направлениям. И речь идет о вкладе в развитие учреждений профессионального образования социальных партнеров. Это очень важная возможность привлечения финансовых и других ресурсов для развития профессионального образования, соответствующего требованиям сегодняшнего дня. У нас уже есть великолепный пример такого взаимодействия, когда сошлись в одной точке интересы власти, образования и работодателей, — создание энергетического колледжа во Владивостоке. С участием вице-премьера Игоря Шувалова и губернатора Сергея Дарькина современное, красивое, оснащенное всевозможным новейшим учебным оборудованием учреждение было недавно открыто во Владивостоке. С компанией Hyundai мы заключили договор, по которому учащиеся будут проходить практику на строящемся сейчас заводе, то есть сразу решился весь комплекс задач! Будет осуществляться подготовка кадров для энергосетей (на заводе будет производиться высоковольтное комплектно-распределительное устройство — такого производства в крае еще не было). Уже осуществлен набор по двум профессиям начального профессионального образования, а со следующего года будем набирать ребят на профессии в этом же направлении, но уже со средним профессиональным образованием.

— Радует то, что вводится ступенчатое обучение…

— Хотелось бы, чтобы примеров такого плодотворного сотрудничества системы образования и будущих работодателей выпускников становилось как можно больше! Для привлечения ресурсов, дающих импульс развитию системы начального и среднего профессионального образования, департамент образования и науки Приморского края принял участие в конкурсе, объявленном Министерством образования и науки РФ, на предоставление субъектам РФ субсидий на развитие регионального профессионального образования. Совместно с нашим ведущим партнером — федеральным университетом — мы подготовили заявку, вместе с которой была представлена и краевая программа развития профессионального образования с 2011 до 2015 года. Участниками конкурса стали почти 60 субъектов, а выиграли 24, и Приморский край вошел в число победителей! Разумеется, это накладывает на нас большую ответственность. Размер субсидии — 25 млн 52 тысячи рублей на 2011 год и плюс 10 млн рублей, заложенных в программе Приморского края. Средства вроде бы небольшие, но, учитывая, что они дополнительные, это очень существенная помощь для развития системы. Повторюсь, эти средства должны послужить толчком, импульсом для развития, поэтому мы должны привлечь к сотрудничеству все стороны, заинтересованные в подготовке востребованных кадров.

Новое — это хорошо забытое старое

— Екатерина Вениаминовна, очень интересно узнать, как будет осуществляться процесс модернизации? Имеются в виду реорганизация училищ и введение новых специальностей?

— Совершенно верно! Если говорить конкретно о мероприятиях, которые уже разработаны и были представлены на суд общественности, то на прошлой неделе мы провели экспертный семинар по согласованию индикаторов, то есть измерителей реализации программы развития профессионального образования. В работе семинара участвовали руководители училищ, работодатели, СМИ, родительская общественность. К основным направлениям программы, конечно, относится реорганизация. Я говорю сейчас о полупустых, потерявших свой профиль учебных заведениях края, содержание которых весьма обременительно и неоправданно для краевого бюджета. Многие училища совершенно не соответствуют новым требованиям рынка труда. Например, сельские училища, расположенные на территории сельских поселений, уже давно утратили свою сельскохозяйственную направленность. И в условиях, когда сельское хозяйство нуждается в скором развитии, они предлагают парикмахеров, мастеров маникюра, поваров, еще совсем недавно экономистов с начальным профессиональным образованием. Это же просто смешно! Такие учреждения незамедлительно нужно перепрофилировать, что и происходит в настоящее время. Или другая проблема: например, мы готовим трактористов в достаточном количестве, но база устарела. Так что в каждом конкретном случае надо искать индивидуальный подход к решению проблем. Мы давно в учреждениях начального профессионального образования не готовим кадры для животноводства, практически потеряли подготовку кадров для растениеводства, сейчас требуется возрождать всё это на совершенно новом уровне.

— Это, конечно, насущные и совершенно логичные требования, но где брать преподавателей для «новых, то есть хорошо забытых старых специальностей»?

— Пожалуй, главная заслуга учреждений в том, что, борясь за выживание в трудные годы, они смогли сохранить кадры и базу. Преподавали нужные нам сейчас специальности, но в сжатом виде. Конечно, требуется переподготовка кадров, причем она должна вестись не в собственном соку, как говорится, а на базе ведущих университетов и предприятий. На это будут тратиться средства субсидии и краевого бюджета. Ведь новые оборудование и технологии не должны быть в новинку для самих преподавателей и мастеров производства, прежде чем они будут знакомить с ними учеников. Кстати, мы уже перепрофилируем учреждения. Например, второй год сокращаем профессии гуманитарного профиля, бытового обслуживания, для которых база так и не была создана. Возможно, не везде нужно сохранять училища в существующем виде. Если в нем обучаются всего 100–150 человек, то это, конечно, уже не училище, а филиал. Зато он может стать узкопрофильным, и мы будем готовить востребованных специалистов для сельского хозяйства, вместо того чтобы тратить огромные средства из краевого бюджета на содержание этой полупустой базы. Кстати, этот вопрос очень болезненный, но самое главное при реорганизации — не ущемить интересы ребенка. Нужно оставить детям из отдаленных районов возможность получить образование именно там, в глубинке (не все могут выехать на учебу в силу самых разных обстоятельств). Так что мы идем по пути создания профильных опорно-базовых образовательных учреждений, а не их ликвидации. Высвобождаемые же в процессе реорганизации помещения будем предлагать для рационального использования муниципальным образованиям. Так же будет идти процесс объединения училищ в городах, который поможет сократить дублирующую подготовку кадров, уделить больше средств и внимания технической программе обучения, возможно, придаст учреждению новый статус. Программой развития профессионального образования предусмотрена поддержка укрупненных учреждений, реализующих ступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования, отвечающего интересам развития отрасли или конкретного предприятия (мы поставили в индикаторах реализации программы создание нескольких образовательных структур). Только в этом случае мы сможем привлечь сторонников для участия в этом процессе. 

— Екатерина Вениаминовна, а какие еще важные индикаторы программы вам бы хотелось отметить?

— Программой предусмотрено создание системы сертификации знаний, умений и навыков будущего выпускника. Это совершенно новое направление деятельности, которое, кстати, давно реализуется в западных странах. Речь идет о том, что, помимо диплома, выпускник получает еще и сертификат, в котором прописано, что он на самом деле знает и умеет, уделено внимание практическому применению этих знаний. Этот сертификат поможет молодому специалисту трудоустроиться. Еще очень важно добиться, чтобы учреждение проходило общественно-государственную аккредитацию. Какова цель? Она должна быть известна и понятна как общественности, так и работодателю. Это будет способствовать имиджу как самого учреждения, так и его выпускника. 

Мы говорим о стратегии развития профессионального образования в Приморском крае, которому способствуют наша долгосрочная программа и победа в федеральном конкурсе на получение субсидии. Кроме того, с 1 января будущего года мы планируем принять в краевое подчинение совершенно новую для нас как органа управления образованием сеть федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Это минимум 10 учреждений разной направленности, которые мы должны вписать в систему подготовки востребованных сегодня кадров. Эта очень серьезная работа, ее нам предстоит проделать совместно с коллективами данных учреждений…

Ольга Ковалева. 

15:20, 19.11.2011 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Приморье → Региональная система профессионального образования в Приморье будет модернизирована

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100