Боцман — должность на судне серьёзная, не зря «драконом» называют

Кто еще не знает, что боцман на жаргоне торгового флота — это «дракон»? Пора заполнять пробелы в познаниях, в морском городе живете! «Дед», к примеру, это старший механик, «кок» — повар, «чиф» — старпом, «секонд» — второй помощник капитана («мастера»)… ну и т. д. Слово Вootsmann (человек судна) пришло из Нидерландов, видимо, вместе с Петром I. И с незапамятных времен живет параллельно с ним шуточное «дракон». 

И вот накануне наступающего года Дракона Дальневосточное морское пароходство, одна из крупнейших в России судоходных компаний, помогло нам найти самого настоящего «дракона» — Андрея Попова. С ним мы и беседуем.

Окончил ВМШ, в 19 лет (было это в 1978 году) пришел в ДВМП матросом, потом окончил «среднюю» мореходку. 30 лет на флоте, от матроса до боцмана — матерый «драконище»! С медалью «200 лет флота» и грамотами за долгий труд. Работал на сухогрузах, контейнеровозах, ледоколах — на судах разного класса. Побывал во всех частях света, кроме, пожалуй, Антарктиды. Самый длинный рейс выдался в 7 месяцев: через Европу в Америку, где возили грузы по Карибским островам. Куда родное пароходство посылало — туда и ходил. Пока был молодой, хотелось подальше, мир посмотреть. А последние три года «драконит» на местных линиях на Магадан (куда сейчас идет его контейнеровоз «Капитан Гнездилов», пока сам боцман в отпуске), Петропавловск-Камчатский, Корсаков — жмется к дому, там жена и сын, взрослый, правда, уже, самостоятельный.

Андрей объясняет роль «дракона» на судне. Он главный на палубе. На нем все механизмы, такелаж. «Дракон» загружает работой. Следит за народом, чтоб народ не нарушал технику безопасности, за спасательным имуществом. Чтоб всё было закреплено, покрашено, смазано, крутилось и вертелось. Такими же делами занимается «замдракона» — «сучок» (плотник). Чтоб всё было в норме, пароход не терпит разгильдяйства. По сути, от боцмана зависит жизнь людей. Поэтому чуть где непорядок — может и матом раздраконить. Это ведь только предположение, что древний афинский законодатель Драконт собрал и записал греческие законы, достаточно суровые, и отсюда их название «драконовские меры». На самом деле драконовские меры — это когда боцман применяет боцманский мат. «Не без этого, — говорит Андрей. — Бывает, когда слов не понимают». 

Бывает, что всё закреплено, как надо, а случай, стихия — и не выдерживает даже металл. В Бискайском заливе шли из Голландии на Испанию, попали в сильный шторм, пароход «пошел» под 46 градусов, рвало штанги (крепления контейнеров). Страшно было выходить на палубу. Но, слава богу, обошлось — контейнеры «не ушли». В «драконьей» практике Андрея этот случай единственный (тьфу-тьфу-тьфу), проносило. Люди за бортом тоже не оказывались. Был, правда, случай в Сингапуре, когда ехали из увольнения на пароход, и китаец завез катер на мель. Ну, тогда попрыгали за борт, вручную снимались. А был случай во Вьетнаме — в Камрани красили борт. Покрасили, решили искупаться. Вроде от берега 5 метров. Только искупались и залезли на борт — акулы!.. Это тебе не вьетнамский таракан Яшка, хоть и размером со спичечный коробок, который разгуливал по палубе, как у себя дома…

«Дракон» — должность серьезная, не до шуток. Да и праздников на флоте стало меньше, даже день Нептуна перестали отмечать — чтобы не было травматизма... М-да… Суровее стало, в море надо работать. Но в жизни всегда есть место розыгрышу. Когда были в Америке, газоэлектросварщик-моторист был страшный любитель порыбачить: из любого положения удочки закидывал. Закинет и уйдет. Народ нашел старого «гада» (башмак по-флотски), прицепили на удочку и закинули. Рыбак приходит: клюнуло! Да тащит так напряженно, чтоб не сорвалось. Вытаскивает: «И тут русские накидали своих ботинок! » А был случай, в японской Тоямашинке за хорьком по всему пароходу гонялись — запрыгнул по трапу с берега…

Раньше экипажи были большие, человек по 40. А сейчас по 15–20, работают бок о бок по 4–6 месяцев, практически семья, и практически без психологических проблем. Если приходится Новый год встречать в рейсе, елочку поставят, торт испекут, посидят за кружкой кофе с чаем… Сухой закон, однако! Андрея Попова Новый год заставал и в Испании, и в Панаме, и в Японии, и в Корее, и в Охотском море. Но самый запоминающийся — когда оказался дома без пятнадцати двенадцать. Из порта Восточного в 23:30 пришли во Владивосток — и через 15 минут, как в сказке, был дома! Какое чудо помогло? Пришвартовались на контейнерном терминале, спустили трап, а тут наряд милиции едет: «Товарищи милиционеры, довезите! » «Садись, мы тоже едем отмечать! » И домчали. Дома ждали, конечно, но что успеет к бою курантов — не ожидали. Такие чудеса раз в жизни бывают.

А так, вообще-то, в жизни бывало всякое, от социализма до капитализма, включая перестройку. При социализме были подмены экипажей и рейдовые катера, а сейчас всё за деньги. Зарплаты стали больше, а жизнь — дороже. Средний уровень жизни «внатяжку» боцманская семья себе может позволить: квартира, машина, дача, — но вот в Москву или на Карибы уже не поедешь, только в соседние Китай или Корею. Молодежи на флот идет мало: пришли, посмотрели на трудности, поработали 4 часа через 8, без суббот, воскресений и праздников, да далеко от дома — и развернулись…

И хотелось бы «дракону» в наступающем году, чтобы молодежь не разворачивалась от трудностей. И чтобы для этого зарплата была выше. И он бы тогда, может быть, построил бы себе коттедж (смеется), а сейчас пока нет желания, потому что пока нет возможностей… Но всё же Андрей думает, что год Дракона будет удачным, тем более что жена у него под стать ему, «дракону», «дракониха» — в год Дракона родилась, и им уже недалеко до серебряной свадьбы. Удачный год — это стабильная, без простоев, работа, это новые пароходы, это большая занятость народа, без текучки, это чтобы в семье был лад.

«Хочу поздравить всех боцманов, — говорит Андрей Попов, — а также всех моряков, от капитана до юнги, и всех, кто знает меня и кого знаю я, и их семьи с годом Дракона (моей специальности). Хочу особо поздравить моих наставников, которые учили меня морскому делу: капитанов Рюмина, Назарова, Нерета и Журавлёва. Желаю в Новом году здоровья, благосостояния и чтобы нас всегда помнили и ждали на берегу. С Новым годом! »

С «драконом» беседовала Ирина Ангарская, ДВВ 

Стихи в тему

Год Кото-Зайца на излете,
Другое чудо к нам летит.
«Драконом» боцман зван на флоте,
А боцман за порядком бдит.

«Дракон» — он важная фигура,
Он самый опытный моряк.
На нем вся флотская структура,
А без нее в морЯх — никак. 

Он мигом по местам расставит
То, что лежит не на местах. 
Чуть такелаж «дракон» подправит,
И в путь, на полных парусах.

«Дракон», всё лишнее за борт!
Пусть в старом плавает году.
Мы в полночь покидаем порт,
Год Новый встретим на ходу.

Так что сыграй, «дракон», на дудке:
— Аврал! Свистать наверх! В поход! 
Кто «ЗА», кто улыбнулся шутке —
Отдать концы… и в НОВЫЙ ГОД!!!

Год Зайце-Кота на излете,
За ним Драконий год грядет.
А значит, всё о-кей на флоте.
Эх, знать бы, что за молом ждет? 

14:37, 02.01.2012 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Общество → Боцман — должность на судне серьёзная, не зря «драконом» называют

Moskvich 02.01.2012, 16:42

Второй штурман — second. Что-то новое за 30 лет работы в пароходстве. Ни разу не слышал, хотя понятно, что это «второй». Обычно же его называют «ревизором»

Comandor 02.01.2012, 16:59

Да чего только не узнаешь-всю жизнь отдал морю-капитан -рыбак-но только second да и сучок- впервые слышу!!! да и байки какие то ни очень

Виктор Николаевич 30.01.2014, 18:19

Плотника на флоте всегда звали КОЛОБАХОЙ.Может сучок — это что-то местечковое, хотя сильно сомневаюсь.

Лопарь 07.02.2015, 03:01

В ММП такие звания Второй-секонд, плотник-гроботёс, плохой повар-кандей, хороший повар-шеф, боцман-дракон, шкура;матросы-рогатые, мотористы- маслята, маслопупы, плохой доктор-коновал, радист -маркони, артельщик-лавочник, маклак;электрик-искрожопик,3механик-соляркин,4механик-начальник говна и пара...Помполит-помпей...

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100