Куда, куда вы улетели?

Встретился на Казанском вокзале с Героем Советского Союза, лётчиком-космонавтом и настоящим асом Игорем Волком. Лётчик, а «летит» за тысячу вёрст в купе поезда. Не стал спрашивать почему.

 
Задал провокационный вопрос, что вроде дела налаживаются, «Суперджеты», дескать, летают, как птицы. Игорь Петрович так сверкнул глазами, что было ощущение – в лоб могу получить:

– Лучше бы не летали…

Овёс нынче дорог

Люблю маленькие провинциальные аэропорты. Всё как-то по-домашнему, что ли. Сами понимаете, аэробусы на 400 пассажиров здесь не приземляются, никаких очередей. Авиационная безопасность скорее для проформы. Вышел в открытый всем ветрам «загончик» с полуметровой оградкой, сел на лавочку, закурил, обозрел лётное поле – лепота! Никаких автобусов к трапу самолёта. Ножками, ножками. Недалеко – метров 30–40. И самолёты соответствующие – маленькие, Як-40 или Ан-24 например. А ещё лучше старик-биплан Ан-2. Только на них я добирался из Архангельска в поморские деревни на Беломорье, когда-то рыболовецкие колхозы-миллионеры, а сегодня забытые всеми поселения. 

Туда не ведут «дороги с твёрдым покрытием», в лучшем случае зимники, летом через болота никакой вездеход не пройдёт. Не доходят туда даже ЛЭП, линии электропередачи. «Лампочка Ильича» мерцает ваттами в такт престарелым дизель-генераторам. Дизель – нынче удовольствие для богатых, потому и свет там всего пару часов в сутки. 

Единственная связь с большой землёй – эти архаичные самолётики. Они способны сесть на кочковатую площадку или расчищенную трактором от снега полосу. Машина для малоосвоенных территорий незаменимая. По авиационным меркам – вездеход: вместо пневматиков шасси можно установить поплавки или лыжи. Основной самолёт лесоохраны.

Полёты на Ан-2, увы, тоже стали привилегией состоятельных граждан. Это раньше за 3 руб. 50 коп. тебя бережно переносили за сотни километров, а сейчас перелёт стоит денег – как билет в Москву. Специальный авиационный бензин Б-91 для архаичного поршневого двигателя «кукурузника» АШ-62 производить перестали, импортный стоит около 100 руб. за литр, расход топлива на час полёта от 150 до 250 литров. Эти моторы воевали с японцами на истребителях И-16 ещё на Халхин-Голе в 1939 году.

Вертолёты? Они для пассажиров, стеснённых в средствах, вообще не годятся. Час полёта замечательного вертолёта-труженика Ми-8 стоит от 2 тыс. долл. США, или 60 тыс. рублей. При загрузке 20 пассажирами (а это много!) на каждого придётся около 3 тысяч. Плюс надо оправдать, допустим, обратный полупорожний рейс. А полёт может занять, скажем, не час, а все два часа. Вот и выходит – билет никак меньше 10 тыс. целковых стоить не может. Для российской глубинки это целое состояние. 

Выход – сиди дома. Поэтому для миллионов наших сограждан что Москва, что Нью-Йорк, что Кейптаун – всё недосягаемо. Даже областной центр где-то там, далеко… По данным журнала «Эксперт», бездорожных населённых пунктов, куда «только самолётом можно долететь», в России целых 28 тыс. – страна у нас большая.

Английская оккупация Канарских островов

В 90-х на острове Тенериф беру в аренду машину. Предупреждают: «Запирайте и не оставляйте вещи в салоне! » Ну и что, жители Москвы к этому и так приучены. Но, видимо прочитав удивление на лице, бравый «канариец» пояснил:

– У нас тут англичан очень много развелось. Воруют!

Выяснилось, что правительство Великобритании поддерживает программы путешествий своей молодёжи по всему свету. И билет для длительного полёта (по прямой почти 3 тыс. км) обходится лоботрясу с Туманного Альбиона менее чем в 25 фунтов стерлингов (около 1500 руб.). Естественно, любители тепла и марихуаны быстро облюбовали острова вечного лета. Отсыпаются на пляжных лежаках, бомжуют таким образом месяцами. А на пропитание и «дурь» промышляют мелким воровством – благо туристов-ротозеев кругом полно. Таким образом, дешёвые авиаперелёты с «господдержкой» даже подданных Испании приучили запирать автомобили.

Начинали с ширпотреба

После череды прошлогодних авиакатастроф по требованию президента Дм. Медведева из эксплуатации выводятся «устаревшие» лайнеры советской постройки – Ту-134, Ан-24, Як-40 и Як-42, Ан-2. Их главный недостаток, по мнению чиновников, – отсутствие дорогостоящих систем раннего предупреждения о приближении к поверхности земли (СРППЗ или GPWS) и столкновении самолётов в воздухе (TCAS). Но цена установки нового импортного оборудования (около 200 тыс. долл.) часто превышает остаточную стоимость самолёта. К тому же на просторах Сибири и Дальнего Востока, по утверждению лётчиков, система TСAS бесполезная игрушка – сталкиваться не с кем. Это не густонаселённый и перегруженный самолётами московский воздушный узел.

А пока деятели из Минпромторга ломают голову, на какие авиационные прожекты следует потратить запрошенные в новой государственной программе «Развитие авиационной промышленности до 2025 года» 1,7 трлн. рублей, региональные авиакомпании ищут, на чём летать. 

Доходит до смешного – на днях в Якутске состоялась презентация ближнемагистрального самолёта китайского производства МА?60. Смешно и грустно одновременно, потому что в этой машине легко узнаётся Ан-24 образца 1962 года. Китайцам в своё время продали на него конструкторскую документацию. В 1979? м СССР прекратил выпуск этих удачных лайнеров, а мудрые китайцы спустя десять лет взялись за его модернизацию.

С моторостроением в Поднебесной дела идут неважно, поэтому они заменили моторы на импортные, канадские Pratt & Whitney PW-127J, мощностью по 2750 л. с. Установили малошумные воздушные винты – родные движки Ан-24 ревут так, что их экипажи у нас заработали прозвище «глухари». 

В кабине пилотов цифровой комплекс американской авионики с многофункциональными дисплеями. Вот так получился авиалайнер МА-60 с пассажировместимостью до 64 человек и дальностью полёта 1300 км. Самолёт стал экономичнее прародителя, получил большую вместимость и дальность полёта. Экспортируется он в 14 стран, в том числе в Таджикистан.

В Якутии его заодно проверят на возможность эксплуатации в условиях низких температур. Не подведёт – там и до сертификации рукой подать, конструкция крепкая, «антоновская». Если контракт сложится, то Китай впервые в своей истории будет продавать в Россию авиатехнику, а не привычный всем тряпочно-пластмассовый ширпотреб. Лиха беда начало – для регионального и местного авиасообщения только до 2015 года потребуется до двух сотен машин непритязательных к качеству взлётно-посадочных полос, проще говоря, способных летать с грунтовых аэродромов.
Им бы наши проблемы

Радиопереговоры американских авиадиспетчеров:

– Что это за махина на радаре?
– Да это Ан-124 «Руслан» наши экскаваторы из одного штата в другой перевозит…
– А что – мы сами не могли?
– Да нет у нас таких самолётов…

Долгая пауза в эфире

– Дожили...

Пока американцы переживают, что у них нет такого грузовика, как «Руслан», в России на первый план вышла проблема отсутствия маленьких самолётов, для региональных и местных линий.

Авиапром.Ru – куда.ru?

Незаменимый Ан-2 с 1947 года возит людей по «забытым» всеми уголкам. Китайцы за неимением лучшего продолжают понемногу выпускать этот удивительный самолёт, а у нас долётывают машины польской постройки родом из 70–80-х. Что же, в XXI веке ничего лучше «кукурузника» у нас не сделали? Да нет, придумали, сконструировали, испытали, сертифицировали – но не поставили в серию. Кремлёвские мечтатели почему-то вовремя не подумали, что нашей державушке без «деревенской» авиации никак нельзя.

А наш родной авиапром не спешит решать проблему. Помните, Игорь Волк сказал: «Лучше б не летали...»? Это он гневался потому, что большинство средств, выделенных на развитие авиации, ушли на «Суперджет».

Без перспектив и финансирования остался Ту-334, поднявшийся в небо на девять лет раньше. Так и остался в двух экземплярах. С трудом пробивается к покупателям Ан-148.

Истинный «регионал», 64? местный турбовинтовой Ил-114, строится малой серией в Ташкенте, успешно летает по всей Средней Азии. Проблема лайнера в двойном налогообложении, существующем между Россией и Узбекистаном. ОАО «Ильюшин» при наличии политической воли давно могло организовать производство самолёта на одном из отечественных авиазаводов, если уж нельзя договориться с президентом Исламом Каримовым об отмене таможенных пошлин.

Ан-140, который готовили для замены Ан-24, потерял пять лет, всего несколько машин успешно летают в Якутии, и только сейчас самарский завод «Авиакор» получил заказ на 9 самолётов для нужд Минобороны. Но по цене он проигрывает китайцу: 20 млн. долл. против 15 млн. за МА-60.

В 2009-м на Омском ПО «Полёт» прекратили выпуск модернизированного «кукурузника» Ан-3Т с турбовинтовым двигателем – для местных линий он оказался дороговат. Его цена постоянно росла и достигла заоблачной для «деревенского» самолёта планки в почти 2 млн. долларов. Говорят, китайцы за такие деньги готовы подогнать десяток Y-5, клонов Ан-2.

А ещё есть (или уже был?) лёгкий двухмоторный многоцелевой самолёт Бе-32К. Конструкторы создали модификации для применения в патрульном, транспортном, десантном, санитарном и штабном вариантах. Рассчитан на 16 пассажиров, имеет современную начинку, мог полностью заменить Ан-2 на местных линиях. 

Испытали, облетали, сертифицировали, показали на МАКС?1997. Сейчас его прототип можно увидеть в Центральном музее ВВС в Монино.

Производство чуть более вместительного, до 27 пассажиров, но не менее замечательного Ан?38 в Новосибирске также остановлено, в эксплуатации всего несколько бортов. Назвать его устаревшим язык не поворачивается – первый полёт в 1994 году, сертифицирован в 2001-м.

На Саратовском авиазаводе (САЗ) готовили глубокую модернизацию Як-40. Рассказывают, новые экономичные двигатели, современная западная авионика дополнят выдающиеся лётные характеристики лайнера. Но вот беда – завода уже фактически не существует.

Чужие здесь не ходят

Доля современных самолётов российского производства в парках авиакомпаний неуклонно снижается и упала до отметки 5% в общем объёме пассажироперевозок. Но на местных и региональных линиях отечественные лайнеры пока держатся в лидерах – адекватной замены попросту нет. Машины канадского, бразильского, европейского и китайского производства попросту не рассчитаны на жесточайшие условия эксплуатации российских северов, вдали от тёплых ангаров и качественных взлётно-посадочных полос. Зарубежные производители поглядывают на наш рынок и когда-то этот недостаток точно ликвидируют.

Что делать? Срочно определиться с модельным рядом и сформировать госзаказ. Потом обеспечить авиакомпании через лизинговые схемы новой техникой, может быть, и в ущерб бюджету. Поддержать дотациями региональные перевозки, чтобы «воздушные извозчики» стали доступны всем. Дорого? Да. Но не стоит забывать, что тогда будет гарантирована ещё и занятость сотням тысяч людей в высокотехнологическом секторе промышленности. И заводы перестанут тихо умирать.

На днях даже Внешэкономбанк вдруг озадачился проблемой восстановления производства самолётов для региональной авиации. Как сообщает RBC Daily, банк готов выступить партнёром Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в проекте по выпуску лайнеров вместимостью менее 50 кресел. Поскольку подобной техники в линейке ОАК сейчас почему-то нет, ВЭБ предлагает подумать о кооперации с зарубежными авиапроизводителями.

Опять отдавать деньги зарубежным компаниям, как в случае с «Суперджетом»? Зачем? Неужели не обидно, когда все кругом твердят – «Опять создали монстра, пожирающего миллиарды», пишет Владимир Леонов в «Аргументах Недели».

12:19, 09.03.2012 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Россия → Куда, куда вы улетели?

my link 10.03.2020, 00:37

I just want to tell you that I'm all new to weblog and absolutely enjoyed this page. Most likely I’m want to bookmark your website . You certainly have impressive posts. Thanks for sharing your web-site.

gofounders compensation plan 13.03.2020, 06:10

I'm very happy to discover this website. I need to to thank you for ones time due to this fantastic read!! I definitely appreciated every bit of it and I have you bookmarked to check out new things on your site.

bare 15.03.2020, 16:50

I really love your website... Pleasant colors & theme. Did you develop this web site yourself? Please reply back as I’m hoping to create my own website and would like to know where you got this from or what the theme is named. Appreciate it!

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100