Главный омбудсмен России выступил с ежегодным докладом в Совете Федерации

Более полутора десятков предложений ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год адресованы непосредственно законодателям. Об этом, выступая перед сенаторами, заявил Владимир Лукин.

В своем докладе омбудсмен уделил значительное внимание проблемам обеспечения прав граждан на судебную защиту, справедливое разбирательство и государственную защиту. Он констатировал необходимость действенного контроля в правоохранительной сфере и высказался за тесное сотрудничество с законодателями.

«В той мере, в какой поступающие к Уполномоченному жалобы отражают положение дел с соблюдением прав человека в России, отчетный год вполне может считаться
среднестатистическим. Общее количество жалоб осталось на уровне последних лет. Существенно не изменилось и их распределение по тематике: как и прежде, больше всего жалоб оказалось подано в связи с нарушениями права на судебную защиту. Чуть меньше – на нарушения социальных прав. Таким образом, по формальным показателям правозащитная ситуация выглядела в целом устойчивой», — отметил В. Лукин.

В конце отчетного года отмечена тенденция на заметный рост общественного запроса на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами своего государства.

В отчетном году к Уполномоченному поступило более 54 тыс. единиц входящей корреспонденции, содержавшей индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике, предложения об участии в проектах правозащитной направленности, а также о взаимодействии с политическими партиями и общественными организациями.

Решения по всем поступившим документам выносились в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В соответствии с ним, Уполномоченный не рассматривал и никак не комментировал поступавшие к нему политические заявления и отклонял предложения о взаимодействии с политическими партиями и организациями. Напротив, он внимательно изучал информационные сообщения о нарушении прав и свобод человека, в ряде случаев принимая их к своему производству на основании статьи 21 того же Закона, подчеркнул омбудсмен.

Жалоб на различные нарушения прав и свобод человека в отчетном году поступило свыше 26 тыс. единиц. 98,3% всех жалоб было направлено с территории Российской Федерации российскими и иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. 1,7 % жалоб поступило от российских граждан из-за рубежа, сообщил В.Лукин. Распределение жалоб по регионам нашей страны, по его словам, осталось практически неизменным.

В отчетном году на 100 тысяч человек населения страны пришлось в среднем 18 жалоб, то есть на 2 жалобы меньше, чем в 2010 году. Выше указанного среднего значения были показатели Южного (22,6), Центрального (21,5) и Северо-Западного (18,1) федеральных округов. Ниже среднего значения оказались показатели Дальневосточного (17,4), Приволжского (16,0), Северо-Кавказского (15,2), Уральского (14,6) и Сибирского (14,5) федеральных округов.

Среди субъектов Российской Федерации по количеству жалоб на 100 тысяч человек населения лидировали Чукотский автономный округ (36), Республика Коми (34,5), Орловская область (32,9), Кировская область (29,5) и Камчатский край (29,3).

Распределение жалоб по группам прав и свобод в целом сопоставимо с предыдущим годом, констатировал В.Лукин.

Наибольшее количество жалоб (57,7 % от их общего количества) было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод. В данной группе, несмотря на уменьшение их доли на 5,8 %, подавляющее большинство – 59,1 % составляют жалобы, связанные с нарушениями права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. На 1,1% снизилась доля жалоб на нарушение права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Каждая пятая жалоба на нарушение личных прав касается условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

Каждая четвертая жалоба от их общего количества подана в связи с нарушением социальных прав граждан. Внутри этой категории жалоб, как и в предыдущем году, чуть меньше половины (44,6%) составили жалобы на нарушение права на жилище, в частности, на неисполнение государством своих обязательств как по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, так и по его предоставлению очередникам в муниципальных образованиях.

В отчетном году немного снизилось количество жалоб на нарушение экономических прав и свобод. Их доля от общего количества жалоб стала меньше на 2,7 % по сравнению с показателем предыдущего года, составив в итоге 13,2 %. На 3,6 % по сравнению с предыдущим годом сократилась доля жалоб на нарушение права на справедливые и благоприятные условия труда, которая составила 18,4 %.

Внутри этой же категории отмечен рост количества жалоб на нарушение права частной собственности на имущество.

На нарушение политических прав и свобод в отчетном году поступило 1,8% от общего количества жалоб, что представляет увеличение на 0,6 % по сравнению с предыдущим годом. Внутри этой категории на 10,5% возросло количество жалоб на нарушение права на обращение.
Доля жалоб на нарушение культурных прав не превысила 1% от общего количества поступивших жалоб. При этом доля жалоб на нарушение права на образование снизилась сразу на 25,1% по сравнению с предыдущим годом, хотя и осталась по-прежнему высокой, составив 61,9 % от общего количества жалоб указанной категории.

Уполномоченный был вынужден отклонить 15,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным критериям приемлемости. О чем всем авторам таких жалоб был направлен аргументированный ответ.

По итогам рассмотрения 47,8% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий.
27,2% поступивших жалоб были приняты Уполномоченным к рассмотрению. Добиться полного восстановления прав заявителей удалось по 9,9% дел (в 2010 году – по 5,05% дел). Часть находившихся в работе жалоб не были разрешены в отчетном году и будут отражены в докладе Уполномоченного за 2012 год.

Остановившись на праве на свободу и личную неприкосновенность, В.Лукин напомнил, что Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на свободу и личную неприкосновенность, а арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускает только по судебному решению. «На деле, к сожалению, эта безупречная с точки зрения формального права норма не всегда работает, как предусмотрено нашей Конституцией. Причина в том, что «заключение под стражу» – одна из семи предусмотренных законом мер пресечения – превратилась в синоним самого понятия «мера пресечения» и, как показывает опыт, применяется едва ли не на безальтернативной основе. Проще говоря, при наличии оснований для избрания меры пресечения правоприменитель почти всегда избирает именно заключение под стражу», — отметил омбудсмен. 

В контексте обеспечения права свободно получать и распространять информацию все так же остро стоит вопрос применения антиэкстремистского законодательства. Уполномоченный подчеркнул, что любые меры борьбы с экстремизмом должны соответствовать принципу правовой определенности. Иными словами, каждый должен быть в состоянии предвидеть возможные правовые последствия своих действий, заявлений или решений. Проблема же в том, что пока квалификация экстремизма чаще всего зависит от усмотрения правоприменителя, поскольку не имеет четких однозначных критериев.

В этой связи Уполномоченный по правам человека обратил внимание на то, что положения действующего законодательства, не допускающие применения силы в отношении мирных акций, приняты не случайно. Эти положения нацелены на формирование у сотрудников полиции устойчивого навыка корректного и спокойного восприятия публичных мероприятий, допускающего силовое вмешательство лишь при их перерастании в массовые беспорядки.

Несмотря на существующие проблемы с реализацией конституционного права на свободу собраний, отчетный год, по мнению В.Лукина, завершился скорее на мажорной ноте. Дважды в декабре – 10-го и 24 числа – в крупнейших городах России состоялись многолюдные митинги под общим лозунгом «За честные выборы». В большинстве городов в ходе подготовки и проведения митингов и их организаторы, и органы государственной власти проявили себя с самой лучшей стороны. Большинство митингов были хорошо организованы, и обошлись без привычных массовых задержаний. Близкими к образцовым оказались и действия полиции, которая вела себя вполне корректно и предупредительно по отношению к митингующим и на деле обеспечила их безопасность.

Главной особенностью прошедших парламентских выборов стала ощутимо возросшая активность избирателей, выразившаяся не столько в увеличении явки на голосование, сколько в интересе к его официальным итогам, не получившим, как известно, единодушного признания в обществе. Широкий разброс мнений – признак зрелости гражданского общества, уверен докладчик. Омбудсмен, однако, заметил: «Взросление» нашего общества, равно как и расширение его возможностей контролировать процесс выборов с помощью современных технологий оказались, похоже, неожиданны для некоторых государственных органов. Что, в частности, проявилось в их повышенно нервной непонятной реакции на попытки мониторинга нарушений в ходе предвыборной кампании, самого голосования и подсчета голосов».

Уполномоченный подчеркивал необходимость массового внедрения современных технических средств обработки информации о голосовании и прежде всего, конечно, КОИБов, позволяющих во многом обезопасить процесс подсчета голосов от присущих человеку ошибок и злоупотреблений, сделав его деполитизированным и прозрачным. По данным ЦИК России, на прошедших в декабре отчетного года всеобщих выборах КОИБы были установлены только на 5 тыс. избирательных участков, коих всего имелось свыше 95 тысяч. Понятно, что КОИБы – машины дорогостоящие, но, право, жаль, что на их внедрение так и не нашлось средств.

В условиях, когда на парламентских выборах бюллетени пришлось считать по старинке, а итоговые данные вносить в протоколы от руки, резко возросло значение субъективного фактора, а особая ответственность за выявление фактов подтасовок легла на плечи наблюдателей. Последних оказалось очень много, что следует только приветствовать. Как, впрочем, и их хорошую техническую оснащенность. К сожалению, о работа наблюдателей порой не встречала поддержки у ЦИК России и некоторых других органов, отвечавших за соблюдение избирательного законодательства, отметил далее В.Лукин.

Уполномоченный сообщил, что имел возможность «на собственном опыте почувствовать сколь «ревниво» относятся иные избирательные комиссии к попыткам независимого контроля за их работой». А проверка полномочными органами заявлений о выявленных нарушениях, порой, подменялась проверками самих заявителей.

Право на социальное обеспечение, входящее в группу социальных прав, по-прежнему остается одним из наиболее востребованных конституционных прав в сегодняшней России, продолжил В.Лукин.

К сожалению, многие из поступающих к Уполномоченному жалоб на нарушение права на социальное обеспечение «содержат примеры бездушного, а иногда просто хамского отношения должностных лиц к беспомощным, целиком зависящим от них людям», сообщил он.

Проблема дефицита внимания компетентных государственных органов к защите права граждан на социальное обеспечение многогранна.

В отчетном году легендарный «квартирный вопрос» продолжал отравлять жизнь гражданам России. Особо В.Лукин коснулся существующей практики жилищного обустройства детей-сирот и обеспечения жильем военнослужащих, заявив: «Здесь что-то надо делать».

В.Лукин привел и примеры, где достигнут прогресс в облегчении жилищных проблем граждан. В частности, одна из них стала предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации. Родители, расходующие собственные средства на приобретение объектов недвижимости для несовершеннолетних детей, получили право на налоговый вычет, причем сами дети также имеют возможность реализовать свое собственное право на налоговый вычет в будущем, если решат приобретать жилье.

По завершении доклада, В.Лукин ответил на вопросы сенаторов. Так, в частности, член СФ Константин Цыбко попросил охарактеризовать положение с защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В ответ омбудсмен с сожалением заметил, что «в России плохая ситуация с охраной окружающей среды». Экологии уделяется явно недостаточное внимание, и в этом наша страна заметно отстает от Европы и США, где удалось решить многие проблемы. «Между тем все более тревожная статистика природных и техногенных катастроф требует сделать право на благоприятную окружающую среду по-настоящему работающим. Особенно тревожно, что такое легкомыслие свойственно порой не только отдельным гражданам, но и, казалось бы, вполне солидным государственным структурам», — сказал Уполномоченный.

В Российской Федерации по-прежнему отсутствует экологическое нормирование, основанное на единых принципах определения допустимого воздействия на окружающую среду. Следует иметь в виду, что защита права на благоприятную окружающую среду – это вопрос не только принятия новых норм и стандартов, но и добросовестного исполнения уже существующих. По мнению В.Лукина, повышение экологической культуры граждан стало насущной потребностью нашего общества. 

Сенатор Лариса Пономарева спросила об отношении Уполномоченного по правам человека к идее созыва в России Конституционного Собрания, в полномочия которого входит разработка проекта нового Основного закона.

Конституционное Собрание «станет органом, который фактически создан для изменения всего базового устройства нашей страны», подчеркнул омбудсмен. «С моей точки зрения уполномоченного, который по роду своей службы прежде всего занимается вопросами гражданских прав, вопросы гражданских прав в нашей Конституции расписаны достаточно хорошо и радикальных изменений, на мой взгляд, они не требуют», — заявил В. Лукин. Он добавил, что созыв Собрания для него не является приоритетным вопросом, и острой экстренной необходимости таком созыве нет. «Для меня приоритет — как мы исполняем статьи Конституции, как мы их реализовываем в законодательстве, в правоприменительной практике», — пояснил докладчик.

Отвечая на другой вопрос Л.Пономаревой о том, стоит ли понизить возраст, с которого человека можно лишать свободы за совершенные преступления, до 12 лет, В.Лукин сказал: «Вопрос сложный, но мое отношение к этому отрицательное. Я не являюсь романтическим оптимистом и понимаю, какие преступления могут совершаться в этом возрасте. Но будем ли мы эффективно бороться с такого рода вещами, если мы просто приравняем их к матерым рецидивистам и преступникам? Я думаю, вряд ли».

Оказавшись в тюрьме, малолетние преступники лишь утвердятся в криминальном сообществе, считает В.Лукин. По его убеждению, решение проблемы – «в специальных закрытых учебных учреждения, в которых есть стражи, но где главная роль – это воспитание людей, попытка сделать из них граждан».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров сообщил палате, что члены комитета на своем заседании высоко оценили доклад Уполномоченного по правам человека в РФ и предложил принять проект постановления верхней палаты за основу. Само постановление будет рассмотрено на следующем заседании, сообщает пресс-служба Совета Федерации.

00:09, 19.04.2012 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Главный омбудсмен России выступил с ежегодным докладом в Совете Федерации

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100