Историческое образование детей требует государственного внимания и мер поддержки

Исторические дисциплины в школах должны учить детей мыслить, формировать их личности. В этом согласились с Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко учителя истории образовательных учреждений, авторы школьных учебников по истории и обществознанию, представители науки и культуры, встреча с которыми прошла вчера в Совете Федерации.

Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров отметил, что «история – это бэкграунд, на который дети могут опереться». «Преподавание истории должно основываться на тех же принципах, которыми родители руководствуются в воспитании детей», — полагает он. 

Заслуженный деятель искусств РФ также выступил за изучение истории всех народов России.
Директор лицея №1535 Михаил Мокринский сформулировал основную задачу обучения истории как сочетание передачи знаний и социализации. «Главное – научить ребят мыслить, помочь им формироваться как личности», — убежден он. По мнению М.Мокринского, необходимо выстроить такую систему преподавания, «когда учителю выгодно использовать качественные базовые учебники, а не придумывать свои методы и интерпретации».

Председатель Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории», учитель гимназии №1567 Тамара Эйдельман обозначила важность соединения традиций и новаторства в методологии преподавания. Признавая необходимость вариативности учебных пособий, она указала на избыточное количество рекомендованных Министерством образования и науки РФ учебников по истории. Преподаватель также обратила внимание на серьезную опасность, которая кроется в нынешней системе обучения, построенной на повторении учениками материала, изложенного учителем. Если преподавателем истории станет националист, то при таком построении учебного процесса риск появления у него последователей среди детей очень велик, констатировала она. Поэтому Т.Эйдельман убеждена, что на уроках истории дети, в первую очередь, должны научиться анализировать полученную информацию, отстаивать свою точку зрения, дискутировать. «Надо развивать самостоятельное мышление у детей», — подчеркнула она.

С ней согласен учитель истории гимназии №1543, автор учебников по истории Леонид Кацва. Он полагает, что достичь этой цели можно будет только тогда, когда «учебная литература станет информационно избыточной, то есть учителю не придется читать лекции на уроках, а он сможет заниматься обсуждением, анализом тех или иных исторических событий».

Директор Историко-архивного института РГГУ Александр Безбородов отметил, что российские историки – ученые и преподаватели – должны быть готовы ответить на такие вызовы времени, как быстро меняющаяся историографическая ситуация в стране и в мире, ликвидация интеллектуального «железного занавеса» и, соответственно, знакомство российских детей и молодежи с иными взглядами на историю страны, сменой системы мифологем. «Сегодня важная задача – уравновешивать и разъяснять потоки разной информации, в том числе, идущей через интернет». Он также обозначил проблему регионального аспекта истории, что особенно актуально в национальных республиках Северного Кавказа. Решение этого вопроса должно, по его мнению, найти отражение и в учебной литературе.

О том, что изучение истории не должно ограничиваться школьными уроками, сказал директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин. Он посетовал, что «сегодня к музею все больше относятся как к досуговому учреждению». Идет недофинансирование образовательных программ музеев, в результате профессиональные экскурсоводы уходят в другие сферы. Интерес в обществе, особенно в детско-юношеской среде к музеям существенно снизился, рассказал А.Левыкин. Так, по его словам, практически отсутствует молодежный познавательный туризм, в Исторический музей редко приезжают группы из регионов, даже ближайшего Подмосковья. Всего в год этот музей посещают 800 тысяч человек, из них 330 тысяч – это школьники. Для сравнения он напомнил, что в 1986 году у музея было 2,3 млн посетителей, причем из них 800 тысяч – это учащиеся школ. Такую ситуацию А.Левыкин объясняет тем, что «раньше школьников водили в музеи в обязательном порядке, а сегодня это вопрос доброй воли учителей и родителей». Поэтому и решение он видит в возвращении государственного стимулирования посещения музеев учащимися и дотационных программ. Кроме того, директор музея выступил за создание единого пространства образования, ликвидацию всех мешающих этому административных и нормативных барьеров. 

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала такой подход, заметив, что «это, действительно, важная тема».

Директор петербуржской гимназии №278 Валентина Шутова рассказала в этой связи о небольшом музее, который организован на основе ее учебного заведения. В нем помимо богатой экспозиции действует музей потомков, школа музееведа. «Наша главная задача – воспитывать и социализировать детей, — подчеркнула В.Шутова. — Приобщение к истории семьи, района, города учит детей любить Родину».

Профессор Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова Виктор Голованов указал на большую роль, которую мог бы сыграть Совет Федерации в решении обозначенных в ходе дискуссии проблем. Например, он считает полезным проводить встречи сенаторов с молодежью и активом родительской общественности во время рабочих поездок в регионы членов Совета Федерации. В.Голованов также предложил создать музей российского парламентаризма на базе планируемого парламентского центра.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина заверила собравшихся, что разговор по этой теме будет продолжен. «Необходима система государственных мер поддержки исторического образования и обществознания, — согласилась она. — Знание должно быть основано на единых подходах, ценностях и ориентирах, которые необходимо отразить в учебниках». Сенатор также разделила тревогу в связи с низкой посещаемостью музеев. Они «несут важную просветительскую миссию, которой так не хватает сегодня», заметила председатель Комитета Совета Федерации.

Подводя итоги обсуждения, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Совет Федерации возьмет эту проблематику под свой патронат. «Тема исторического образования заслуживает государственного внимания, — констатировала она. — Мы обобщим итоги сегодняшнего обсуждения, направим рекомендации в Правительство РФ, профильные министерства и ведомства». Все затронутые сегодня вопросы, прозвучавшие предложения требуют осмысления. Поэтому целесообразно организовать некий клуб постоянных встреч по этой теме, чтобы двигаться вперед, сообщает пресс-служба Совета Федерации.

12:34, 20.04.2012 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Историческое образование детей требует государственного внимания и мер поддержки

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100