Законопроект о Северном морском пути по-прежнему вызывает споры

Законопроект о Северном морском пути (СМП) практически готов к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе, но по-прежнему отдельные его положения вызывают споры. 

Это отмечалось сегодня на парламентских слушаниях в верхней палате, которые провел Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера под председательством первого заместителя его руководителя Александра Матвеева. 

Как отметил он в своей речи, открывая слушания, главная задача при принятии законопроекта «обеспечить защиту национальных интересов России в условиях попыток интернационализировать акваторию Арктики». Документ будет рассматриваться во втором чтении в мае.

Сенатор сообщил, что в экспертном сообществе законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» вызвал неоднозначную реакцию. Прежде всего, потому, что «рассматривает СМП не как исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию Российской Федерации, а как просто акваторию». 

Кроме того, споры вызывают положения, согласно которым границы Северного морского пути предоставлено определять решением правительства, а не самим законом, а также положение об Арктическом сборе, которое «ударит по российским перевозчикам и удорожит северный завоз».
А.Матвеев, говоря о позиции Комитета Совета Федерации, заявил, что необходимо четко прописать в законе статус СМП, а также положение об Администрации СМП. 

Такую государственную организацию предполагается создать согласно данному документу.
О том, какие поправки, в том числе и Совета Федерации, были учтены к вынесению законопроекта на второе чтение в ГД, собравшихся экспертов проинформировал заместитель начальника Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев. Он сообщил, что граница СМП будет установлена в самом законе, а не правительством. Также документ возрождает федеральное государственное учреждение Администрация Северного морского пути. У него будут административные функции по организации ледокольной и лоцманской проводке, обеспечению радиосвязи, руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения морских акваторий, организации поиска и спасения, гидрографическое обеспечение. 

В.Клюев отметил, что на работу Администрации Минфин готов изыскать в бюджете 27 млн. рублей. Это снимает вопрос о необходимости корабельного сбора, введение которого вызывает возражения у перевозчиков грузов. Кроме того, согласно Конвенции ООН по морскому праву, не может быть никаких ограничений судоходства, отметил докладчик, судно любой страны может пользоваться акваториями бесплатно. В этой связи он высказал собственное мнение, что создание СМП не слишком выгодно, поскольку Россия будет вынуждена обеспечивать транзитные иностранные суда связью, работой метеорологических и гидрографических служб, и службами спасения, не получая платы, как это следует из международной Конвенции.

Этот тезис представителя Минтранса вызвал дискуссию среди экспертов. Отмечалось, что вне зависимости от того, будут ли свободно пользоваться другие страны Северным морским путем или нет, в первую очередь, он нужен России, и развивать его и инфраструктуру все равно придется. 

Многие, участники слушаний настаивали на необходимости арктического или корабельного сбора. Как подчеркнул заместитель главы Администрации Ненецкого автономного округа Ян Берлин, «сбор сделает рентабельным использование морского пути».

В то же время, многие участники дискуссии считают, что продавать надо не короткий путь по морю, а услуги по лоцманскому и ледокольному сопровождению судов, а также услуги развитой инфраструктуры. 

Так первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка сделал доклад о состоянии атомных ледоколов, работающих в Северном ледовитом океане. Он, в частности, отметил, что только в 2010—2011 годах количество грузов, провезенных в сопровождении ледоколов предприятия, возросло почти в восемь раз.

М.Кашка сообщил, что в этом году закладывается новейший ледокол, превосходящий по техническим характеристикам и возможностям все имеющиеся сегодня в России. Его стоимость составит 36 млрд. рублей, и он сможет выйти в море в 2018 году. Однако, флоту предстоит столкнуться с нехваткой ледоколов в ближайшие годы. Хотя удалось продлить ресурс у части судов, уже в следующем году будет полностью израсходован ресурс ледокола «Россия», и потребуется продление ресурса еще нескольких кораблей. Докладчик, кроме того, отметил, что активность иностранного бизнеса в Арктике возрастает. «Норвегия в настоящий момент учредила компанию, которая оказывает услуги по логистике, чего не делает Россия», — сообщил он.

Директор Центра экономики Севера и Арктики, Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН Александр Пилясов также не согласился с тезисом о нерентабельности СМП. «В краткосрочной перспективе мы действительно можем не получить выгоды, но в долгосрочной — она несомненна», — сказал он. Эксперт считает, что необходимо учитывать реалии глобального потепления, в результате которого льда становится все меньше. «Растет доступность этого пути, и растут аппетиты по его интернационализации. В этих условиях очень важно, чтоб Россия могла предложить, или даже навязать такой сервис, чтоб это было выгодно», — подчеркнул А.Пилясов.

Советник генерального директора – главный морской инспектор ОАО «Совкомфлот» Михаил Суслин считает, что России надо активней разрабатывать собственные национальные правила использования СМП. Пока международные организации только обсуждают Кодекс полярного судоходства, движение судов будет осуществляться по правилам, которые предложит Россия. Он напомнил, что права стран на свободное судоходство не мешают Турции, например, вводить правила, которые позволяют ей контролировать проход в своих водах.

Участники дискуссии отмечали, что способствовать большему контролю России за проходом через СМП могут ужесточения правил соблюдения экологических норм, строгость регламента по «доведению судов до ледоходного состояния», требования к квалификации команды и ее навыкам работы в северных широтах и многое другое. Отдельно обсуждался вопрос о возможности введения законодательно правила обязательного ледокольного сопровождения и использования специального гидрометеообслуживания, а также обязательных правил страховки судов и их спасения.

Отмечалось, что российские суда, обеспечивающие северный завоз, должны быть освобождены от сборов, если таковые будут введены законом. Кроме того, им необходимо предоставить льготные тарифы по ледокольному сопровождению.

В парламентских слушаниях приняли участия члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представляющие северные регионы, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые Кольского и Коми научных центров, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, хозяйствующих субъектов и общественных организаций.

Итогом дискуссии стали рекомендации парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственного регулирования развития и использования Северного морского пути» Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, сообщает пресс-служба Совета Федерации.

00:05, 26.04.2012 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Законопроект о Северном морском пути по-прежнему вызывает споры

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100