Спикер приморского парламента Виктор Горчаков: «У меня нет бюджетного пессимизма»

Спикер приморского парламента Виктор Горчаков: «У меня нет бюджетного пессимизма»

Пожалуй, впервые в Приморском крае так открыто и так ожесточенно обсуждается краевой бюджет следующего года, что неудивительно: саммит прошел, федеральные деньги закончились, пора возвращаться к тяжелой работе и надеяться в основном на свои силы. О том, как формируется бюджет следующего года, рассказывает председатель Законодательного Собрания Приморского края Виктор Горчаков.

Первый бюджет после саммита
«Бюджет 2013 года — это смена психологии экономического потребительства, — считает Виктор Горчаков. — За последние годы мы привыкли к тому, что Приморский край был в центре внимания федеральных властей, нам как никогда выделялись огромные денежные средства. Люди понимающие уже тогда говорили, что эта манна небесная закончится, нужно задуматься о том, как мы будем жить после саммита. К сожалению, не все это до сих пор осознали. Главная задача для нас сегодня — пополнение краевого бюджета за счет собственных источников».

Что касается бюджета на следующий год, то, по словам спикера приморского парламента, при скромных характеристиках (в сравнении с предыдущими «саммитовскими»), объем налоговых и неналоговых доходов увеличивается на 12 процентов, или почти на 5,7 миллиарда рублей. «Значит, потенциал есть, и его нужно использовать», — отмечает Виктор Горчаков.

«Часть депутатов либо делает вид, либо действительно не понимает, что в первом чтении обсуждаются концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Приморского края и основные направления бюджетной и налоговой политики, — говорит Виктор Васильевич. — Закон четко определяет предмет первого чтения, где основной является характеристика краевого бюджета: общий объем доходов и расходов, дефицит или профицит бюджета, а также допнормативы отчислений от НДФЛ. Я считаю, что в целом представленный законопроект соответствует требованиям федерального и краевого законодательства, его нужно принимать в первом чтении и продолжать работать с его конкретным внутренним наполнением.

По словам Виктора Горчакова, жаль, что к процедуре первого чтения краевая администрация не успела завершить доработку государственных программ, которые и содержат большинство ответов на претензии, с которыми выступают депутаты.

«Более того, считаю, что депутаты, представляющие в первую очередь свои территории вместе с их главами, должны участвовать в формировании и утверждении этих государственных программ, — говорит председатель краевого парламента. — Сейчас это делает исполнительная власть, а депутаты лишь контролируют, удалось исполнить программу или нет, и критикуют. Уверен, что такая отстраненность депутатов от участия в формировании программного развития края в корне неверна».

Финансы с характером... Социальным
Как бы ни критиковали новый финансовый документ, законопроект 2013 года и планового периода 2014 и 2015 годов носит социальный характер, что признается и в многочисленных газетных публикациях. Значительная часть средств — 60 процентов от общей суммы расходов — будет направлена на социальную поддержку, образование, здравоохранение, культуру и спорт. Для сравнения: в текущем году социально значимые статьи составляют 53 процента всех расходов краевого бюджета.

При этом в проект бюджета включены новые расходные обязательства, которые позволят в какой-то мере улучшить жизнь приморцев. Впервые с 2013 года в Приморском крае будет выплачиваться региональный материнский (семейный) капитал. Семьи, в которых начиная с 2012 года родился третий, четвертый и последующий ребенок, получат поддержку; в проекте краевого бюджета на эти цели предусмотрено 248,5 миллиона рублей.

Впервые в краевом бюджете предусмотрены средства — 1,8 миллиона рублей — на ремонт жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые уже вышли из детских домов и живут самостоятельно и не имеют возможности отремонтировать то жилье, которое им предоставили за счет бюджета.

Также впервые 12 миллионов рублей заложено на организацию процесса и оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь.

Выше уровня 2012 года будут и расходы краевого бюджета по разделу «Социальная политика», которые запланированы в размере 16 миллиардов рублей. Увеличен объем расходов на компенсацию льготным категориям граждан проезда в междугороднем и пригородном транспорте; вырастут расходы на материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; больше средств будет направлено на компенсацию родительской платы за содержание ребенка в детском саду, а также на поддержку многодетных семей. В следующем году продолжится работа краевой программы по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае. Объем финансирования — более 5 миллиардов рублей, на 26,8 процента больше, чем в текущем году.

В 2013 году на краевую программу «Социальная поддержка инвалидов в Приморском крае» заложено 389,6 миллиона рублей. В бюджет также включены расходы на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на социальные выплаты молодым семьям для приобретения (строительства) жилья экономкласса в объеме 215 миллионов рублей.

Продолжится работа по строительству фельдшерско-акушерских пунктов на территории Приморского края. В законопроекте на 2013 год 20 миллионов рублей будет направлено на закупку 10 модулей фельдшерско-акушерских пунктов, а первые модули будут закуплены уже в этом году, на эти цели предусмотрено 60 миллионов рублей.

«Понятно, что у любого бюджета есть свои плюсы и свои минусы, — отмечает Виктор Горчаков. — Претензий к бюджету 2013 года тоже есть немало. Профильные комитеты работают активно и видят самые проблемные направления. По целому ряду вопросов позиции депутатского корпуса и краевой администрации отличаются, но эти замечания относятся ко второму чтению».

Кстати, профильный комитет рекомендовал краевым депутатам принять в первом чтении краевой бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Свое постановление депутаты сопроводили длинным перечнем предложений краевой администрации ко второму чтению предусмотреть целый ряд дополнительных расходов. По мнению Виктора Горчакова, они очень важные, и депутаты будут их отстаивать.

Голоса муниципалитетов услышаны
Бюджет следующего года сейчас обсуждается на различных площадках. «В первую очередь мы, конечно же, стараемся услышать голос представителей муниципальных образований и поселений Приморского края, — говорит Виктор Горчаков. — Главная проблема муниципалитетов — недостаток финансовых средств на выполнение своих полномочий — обостряется с каждым годом. С момента принятия ФЗ № 131 в него было внесено много изменений, общее количество вопросов местного значения увеличилось. Езжу по краю, поэтому хорошо знаю недостатки этого закона и все муниципальные беды».

Кстати, муниципалитеты предлагают депутатам закладывать больше денег на поддержку городов, районов и поселений, отказавшись от централизации средств бюджета, при этом оставлять львиную долю налогов на территориях. «Я согласен с мнением губернатора, что бюджеты существуют для того, чтобы аккумулировать средства и направлять их на важнейшие направления развития территорий, — говорит Виктор Горчаков. — Например, если бы у федерального бюджета не было резерва средств, мосты во Владивостоке никогда бы не построили. Надо участвовать в госпрограммах, получать под них средства из бюджетов, решать вопросы развития системно и планово. То же самое касается и налогов. Звучат такие слова: оставлять налоги на заработавшей их территории. И тут я согласен с финансистами профильных департаментов администрации края, которые говорят, что необходимо считать каждый налог, какие это доходы, как они повлияют на ситуацию, не будет ли это размазыванием средств. Ведь бюджеты — это сообщающиеся сосуды: если где-то прибыло, то где-то убыло. И потом, разные территории развиваются разными темпами, помощь краевого бюджета помогает выравнивать просевшие районы».

По словам спикера приморского парламента, жители должны получить равные возможности, равные услуги, медобслуживание, образование, транспортное сообщение вне зависимости от отдаленности и бюджетной наполненности района.

«Мы получили от Совета муниципальных образований предложения по корректировке краевого закона о межбюджетных отношениях, — говорит Виктор Горчаков. — В их числе — проведение анализа полномочий, увеличение нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований, пересмотр методики расчета субвенций городам и районам. По поручению губернатора создана комиссия по анализу затрат на исполнение полномочий».
Кстати, губернатор Приморья Владимир Миклушевский планирует лично возглавить бюджетную комиссию, которая начнет действовать с 1 января 2013 года в структуре реорганизованной администрации края. Первый вице-губернатор Александр Костенко будет заместителем председателя комиссии. В ближайшее время она представит результаты мониторинга затрат муниципалов.

Налоговый потенциал у всех разный...
Нужно помнить, что сегодня в Приморском крае точки экономического роста, которые и аккумулируют основные налоговые платежи в крае, расположены в крупных городах (свыше 77 процентов налоговых доходов), а положение большинства остальных муниципальных образований весьма скромное. Поэтому при перераспределении налогов выиграют крупные города и ничего не приобретут отдаленные районы и мелкие поселения. «У нас и так с карты Приморья исчезают села, а в этом случае такой процесс будет уже не остановить, — продолжает Виктор Горчаков. — Для большинства районов и поселений эффект от передачи налогов не существенен именно из-за отсутствия налогового потенциала. Полномочие краевой власти как раз и заключается в том, чтобы через межбюджетное регулирование и госпрограммы выравнивать возможности разных территорий».

По словам спикера приморского парламента, на 2013 год объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличивается в 1,8 раза, что составит около 1,3 миллиарда рублей. «И оценивать работу исполнительной власти нужно по тому, насколько эффективно и справедливо будет выполняться это обязательство», — отмечает Виктор Васильевич.

Вообще формирование расходной части краевого бюджета осуществляется по четырем основным направлениям: социальное, экономическое, инфраструктурное и управление развитием. В пояснительной записке к проекту закона о краевом бюджете все эти направления детально расписаны. «Со многими параметрами, предложенными администрацией края, можно согласиться, некоторые нужно обязательно пересматривать, по ряду параметров депутаты готовы идти на компромисс, — подчеркнул Виктор Горчаков. — Главное, что хотелось бы пожелать и разработчикам проекта бюджета, и моим коллегам-депутатам — минимум политических амбиций, максимально помнить о своих избирателях и мудрости в принятии такого важного для края документа».

Тихон Николаев, «ДВ Ведомости».

13:00, 27.10.2012 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Спикер приморского парламента Виктор Горчаков: «У меня нет бюджетного пессимизма»

You must be logged in to post a comment.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100