Иллюзия культуры: важнейшим из искусств для властей Приморья стало искусство строительства театра оперы и балета

Есть такая забавная штука: демонстрационная поездка, а то и демонстрационный полет. Выглядит примерно так: вы входите в салон самолета, рассаживаетесь, взлетаете, вроде как даже куда-то летите: движение есть, виды в окне меняются, двигатели гудят… Потом — посадка, вы выходите, и выясняется, что вы все в том же месте и, как говорят игроки, при тех же картах. Иллюзия движения, иллюзия…

Участниками длительного демонстрационного полета уже больше года ощущают себя те, кого принято называть деятелями культуры Приморского края. Руководители театров, музеев, галерей — уже год, по большому счету, о них вспоминают только в тот момент, когда надо подписать рабочий контракт, а если его действие еще не закончено, то на внимание со стороны властей можно в принципе не рассчитывать…

Последний год в Приморье гуляет слух о некоем «списке пяти» — мол, есть список из пяти руководителей краевых учреждений культуры, которым ни за что не продлят контракт. Мол, именно в них, пятерых, и кроются-то все проблемы. И коли их заменить, то вот тогда на культурном поле взойдут небывалые цветы и начнется сущая благодать. Причем фигуранты «списка пяти» вскоре — доброжелателями — были извещены о своем феерическом везении. Можно только предполагать, каково это — ежедневно работать, зная о висящем над тобой мече…

Косвенное подтверждение слухи о «списке пяти» нашли в истории с подписанием рабочих контрактов главного режиссера театра молодежи Виктора Галкина и директора художественного училища Николая Тимофеева. Как известно, контракты с ними не были подписаны, и только после активного общественного резонанса их продлили на год с неким «условным испытательным сроком». Что показательно, когда автор этих строк попытался официальным путем получить разъяснения: что не так, почему не подписывают, какие претензии к руководителям и прочее, ему сначала в пресс-службе администрации края предложили прислать вопросы в письменной форме. Хорошо. Электронной почтой вопросы были отправлены. И что? И все. Ответ, видимо, обдумывают до сих пор…

Но мало кто знает, что контракты, которые обычно подписывают на пять лет, в этом году продлевают только на год практически всем руководителям учреждений культуры, у кого эти самые контракты истекают. На год оставлены на своих рабочих местах главный режиссер театра кукол Виктор Бусаренко, руководитель краевой детской библиотеки Елена Кулинок, главный режиссер театра имени Горького Ефим Звеняцкий… И это далеко не полный список. Причины столь своеобразной кадровой политики не объясняются — на «условно-испытательном сроке», видимо, по мнению чиновников, деятелям культуры работается лучше. Впрочем, информацию о ситуации с контрактами вообще стараются не афишировать.

Не совсем ясно, что, собственно, произойдет после этого годового «испытательного» срока. То ли за этот год управление культуры намерено найти новых руководителей на все должности, то ли каким-то образом все, попавшие под горячую руку, должны извернуться — или лояльность подтвердить, или еще что…

— Мы не то чтобы не ощущаем поддержки или заинтересованности в своей работе, — сказал один из руководителей учреждения культуры, — нет. И особых препятствий тоже не ощущаем. Мы просто чувствуем… безразличие. Каждый из нас варится в собственном соку. Кто-то ставит спектакли, кто-то организует выставки, кто-то — концерты. И каждый вроде бы движется вперед. Но вот вопрос: зачем мы это делаем? В чем главная цель культурной работы в Приморье, в чем наша задача и наша значимость? Ведь невозможно работать по инерции, просто «ставя спектакли» или «увеличивая библиотечный фонд». Должна быть общая стратегия, некая главная задача — и хорошо бы, если бы ее мы определили совместными усилиями с администрацией края и коллегами. Но, к сожалению, ответа на эти вопросы мы не получаем. За год не было, по сути, проведено ни единого общего совещания или иного общения руководителей учреждений культуры. Нас как будто бы нет, а вспоминают о нас только тогда, когда у кого-то истекает контракт. Это странно и не слишком вдохновляет…

Вообще готовить этот материал было достаточно сложно. Сошлешься на конкретного собеседника — поневоле подставишь человека, не сошлешься — чувствуешь себя голословным обвинителем… Но иногда объективная реальность говорит сама за себя.

К примеру, тот факт, что представители администрации края проигнорировали осенью 2012 года два важнейших юбилея в культуре края — 80-летие театра имени Горького и 85-летие уникального, старейшего в крае кинотеатра «Уссури», — говорит сам за себя. На официальных торжествах, когда подарки и приветственные адреса вручались тоннами, на сцену от администрации края никто не вышел. И хотя Анна Алеко, руководитель департамента культуры, сообщила, что театр и кинотеатр были «поздравлены телефонограммами и им были направлены поздравительные адреса», отсутствие на торжествах и вице-губернатора, курирующего культуру, и ее подчиненных отметили все. Что могло быть важнее столь значимых событий — вопрос открытый. Кстати, знаменитый режиссер Александр Прошкин нашел в своем графике время для того, чтобы лично приехать во Владивосток и поздравить кинотеатр «Уссури» с юбилеем. Вот что сказал Александр Анатольевич: «Совсем недавно я был в городе Бордо во Франции, где меня познакомили с одним из самых уважаемых граждан города — директором местного кинотеатра, вот такого же, как «Уссури», — с огромной историей, знававшего трудные и славные времена. В городе его не просто уважают — им восхищаются, он знаменит не меньше, чем премьер-министр.

В центре Москвы, на площади Маяковского, был кинотеатр «Дом Ханжонкова». Ему больше 100 лет. Так вот кино там нет. Есть кафе, ресторан, а кинотеатра нет. Не уберегли. Не нашлось в Москве такого человека, как Юлия Васильева, чтобы сумел вырвать старейший кинотеатр из пасти хищников. А «Уссури» повезло. И я вам завидую. Дай вам бог многих лет, столетий развития! Чтобы кинотеатр всегда манил публику! Сколько в этом зале побывало поколений людей! Сколько поколений артистов смотрело с экрана! Когда молодые люди приходят в кинозал, зная, что в этом же зале смотрели кино молодыми их деды, это удивительно. Хочется, чтобы новое поколение ощущало эту преемственность, чтобы сохранялась в семьях любовь к этому намоленному храму кино».

На официальном портале администрации Приморья (и даже на страничке Анны Алеко, главы управления культуры края, на Фейсбуке) едва ли не все новости культуры ограничиваются бравурными сообщениями о ходе строительства театра оперы и балета. Это можно понять. Театр оперы и балета — по все тем же неофициальным данным — одна из «черных меток», которую получил губернатор Миклушевский. Этот объект — так же как многострадальные «Хаятты» и «Фетисов-холл» — он должен достроить, сдать в эксплуатацию, чего бы это ни стоило. Но театр оперы и балета, как бы он ни был важен, — это не вся культура края и даже не самая главная его часть. Театру еще только предстоит доказать, что он сумеет стать важной частью культурной жизни края, меж тем как театры Приморья, библиотеки, музей уже таковыми являются. И они заслуживают такой же поддержки, как будущий храм Эвтерпы и Терпсихоры.

Кстати, сообщения на страничке Антона Лубченко, главного режиссера будущего театра, в Фейсбуке иногда заставляют задуматься. К примеру, сообщение о проведении конкурса на вакантные должности в балетной, оперной труппах и оркестре будущего театра буквально поразило умы тех, кто в состоянии анализировать. Будущим солистам и танцорам обещано оплатить переезд во Владивосток, а также жилье в оном. Да и зарплаты в том же оркестре обещаны такие, что слюнки текут: до 80 тысяч рублей! Если бы такие деньги платили музыкантам того же Тихоокеанского симфонического оркестра или солистам филармонии, да еще и жилье оплачивали, возможно, не потребовалось бы и перелеты никому оплачивать. Ведь почему в том же ТСО такая нехватка кадров? Потому что молодые музыканты — и это не секрет — по окончании академии искусств просто не в состоянии остаться во Владивостоке. На зарплату, которую они получают, не снять даже собачью будку на автостоянке… Вот и разъезжаются кто куда… И подобных примеров можно приводить множество, и не только из жизни музыкантов.

Да, проблемы в культурной жизни Приморья существовали всегда. Нельзя сказать, что они появились только в последний год. Но ощущение собственной ненужности у людей, много лет пробивающих лбом остаточное финансирование и многие другие проблемы в культурной жизни, появилось именно в течение этого года…

— Не знаю, как другие, — сказал тот же собеседник автору этих строк, — но для меня очевидно, что руководство края четко чувствует свою временность: как поставили руководить, так и снимут. Пробудут они в Приморье год-другой — и им на смену придут новые кадры. Так к чему себя утруждать? Главное — создавать видимость какой-то деятельности, что-то говорить… Очень трудно вести диалог с людьми, у которых такой настрой. Им, по большому счету, ничего не надо, кроме как спокойно прослужить свой срок, а потом уехать домой — в Москву. Это мы останемся здесь, это нам жить в Приморье… Ведь многие чиновники, курирующие сегодня культуру, за год не успели побывать хотя бы во всех краевых театрах — не с инспекцией, а на спектаклях, к примеру.

Но, видимо, подобные печальные выводы делают не все. Вот сообщение, появившееся недавно на сайте краевой администрации: «Директор департамента культуры Приморского края Анна Алеко приняла участие в совещании при заместителе полномочного представителя президента РФ в ДВФО с руководителями органов управления культуры в субъектах Дальневосточного региона. Совещание, которое проходило в формате видеоконференции, прошло под руководством министра культуры РФ Владимира Мединского.

В ходе конференции обсуждались вопросы по выполнению указов и поручений президента РФ на территории ДВФО — повышение заработной платы работникам учреждений культуры, выполнение мероприятий по охране объектов культурного наследия, организация гастрольной деятельности театров и многое другое.

Директор департамента культуры Приморского края Анна Алеко отметила важность встречи: «Необходимо подчеркнуть, что подобное совещание на территории РФ прошло впервые, и важно, что Дальневосточный федеральный округ выстраивает конструктивный диалог с федеральными властями, объединяя усилия субъектов».

В ходе конференции была отмечена высокой оценкой работа администрации Приморского края в сфере культуры».

Как видите, ни одной конкретной формулировки, ни единого примера, но как звучит, как бравурно и радостно настраивает… Иллюзия движения…

P.S.: в этом тексте мы намеренно не стали вспоминать о недавнем скандале с проведением в этом году многолетнего конкурса бальных танцев «Звезда Приморья». Как известно, в ходе развития этого скандала краевое управление культуры блеснуло такой некомпетентностью, что это уже больше похоже на анекдот, чем на реальность…

Любовь Берчанская, «Новая Газета во Владивостоке»

18:25, 20.05.2013 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Иллюзия культуры: важнейшим из искусств для властей Приморья стало искусство строительства театра оперы и балета

ИГорь 16.12.2013, 14:57

Почитайте все об этой авантюре и ее руководителях здесь, особенно прошу найти письмо ихзвестног дирижера ШЕстакова нашему губернаторуhttp://forums.drom.ru/vladivostok/t1152016403-p4.html:

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100