Ноу смокинг: призрак владивостокской оперы стал реальностью

Ноу смокинг: призрак владивостокской оперы стал реальностью

Во Владивостоке открыт театр оперы и балета. На этом можно и закончить, тем более что в опере я ничего не понимаю. Но я продолжу — о другом. Событие-то, без натяжек, и «знаковое», и «культовое». Оперный театр — один из лучших символов саммита АТЭС во всей его двусмысленности. Во-первых, сроки сдачи многократно срывались — строили-то театр к саммиту. Теперь краевая администрация думает, что мы все забыли, и издает релизы о том, что театр — «подарок всем жителям края к 75-й годовщине Приморья». Это называется «хорошая мина»; насчет «всех жителей», конечно, погорячились.

Во-вторых, его стоимость постоянно росла — почти как у «Хайяттов». По подсчетам депутата ЗС Самсонова, в процессе стройки цена вопроса выросла с 1,6 до почти 4 млрд рублей. И дело не только в самой стройке. Худрук Горьковки Звеняцкий выразил опасения, что новый храм культуры съест средства, предназначавшиеся прежним: «Нельзя все деньги отдать театру оперы и балета и тем самым превратить в пасынков и попрошаек другие театры, картинные галереи и музеи» (цитирую по РИА PrimaMedia). Директор филармонии Макаренко заявил, что 30 его сотрудников уже ушли в театр оперы и балета «и будут дальше уходить, поскольку там предложения по заработным платам в пять и более раз превышают наши».

В-третьих, расположен театр на Чуркине — то ли добрый чей-то юмор, то ли, напротив, осознанный стратегический выбор. До сих пор словосочетание «театр на Чуркине» казалось оксюмороном, но теперь Чуркин стал куда ближе к центру, чем бессовестно погрязшая в пробках Вторая Речка. После открытия оперы Чуркин точно нельзя считать периферией, в связи с чем встает вопрос о его переименовании — например, в Сохо.

В-четвертых, накануне прошло сообщение о том, что на премьере всех ждут сугубо в смокингах и бабочках.

…И вот театр открыт. Это и есть главная новость: он открыт.

Остальное — детали. Говорят, что в них — дьявол, но я не думаю. Максимум — маленькие веселые чертики.

Вот, скажем, на парковку к театру никого (ну, почти никого) не пускали. Непонятно зачем: никакого Путина не было. Даже Шувалова не было. А губернатор у нас известен своей демократичностью — даже от «блатного» номера отказался и византийских кортежей не признает. Значит, въезд перекрыли беспричинно. Если и впредь все будет так же, то парковка по прямому назначению использоваться не будет. Да и маловата она, кажется.

Или вот: в холле гостей встречал афоризм Миклушевского «Земля должна принадлежать людям» (почти как ленинское «Землю — крестьянам»). Трудно поспорить с чеканной фразой — людям земля и принадлежит, вопрос только в том, каким именно.

Еще в холле была инсталляция: семь владивостокских сопок в виде разновеликих фанерных столбиков, в которые можно было вставить наушники и услышать какой-то шум.

За дресс-кодом, слава богу, никто не следил. Людей в смокингах я не заметил. Многие пришли не оперу слушать, а на открытие, поэтому к концу появилось много свободных кресел. Возможно, настоящим любителям оперы билетов не досталось — на открытие пускали только по пригласительным, а их распространяли среди тех, кого надо (говорят, даже отцов города не позвали, но это пусть город с краем сами разбираются, мы в их семейные склоки влезать не будем). Или же дело в том, что в зале было, мягко говоря, нежарко.

Говорят, театр начинается с вешалки — так вот на этих самых вешалках не оказалось номерков. Вернее, они были (с красивой надписью «Русский оперный дом»), но сечение дырочек в номерках уступало сечению крючков на вешалках. Бригада гардеробщиц лихорадочно вдевала в неправильные дырочки быстро настриженные веревочки, и уже этими веревочками номерки крепили к вешалкам.

Обход вокруг здания позволил невооруженным глазом выявить ряд косметических недоделок, хотя губернатор заверил, что «здание полностью сдано в эксплуатацию».

Может быть, не только косметических. Когда представление закончилось и публика уже расходилась, в здании началось задымление, почувствовался запах гари. Людей торопили с выходом, вскоре погас свет — возможно, здание обесточили. Подъехало несколько пожарных машин. Сперва говорили, что загорелась проводка (как вариант — софиты). Потом выдвинули «официальную» версию о брошенном окурке. Если виноват действительно окурок, фраза «ноу смокинг» характеризует открытие оперного театра сразу в двух смыслах. Властям, конечно, выгоднее окурок (это как с подлодкой «Нерпа»: лучше все свалить на человеческий фактор, да и все). Кстати, внутри зал отделан, если что, деревом — и очень красиво.

…Но меньше всего мне хочется злорадствовать.

Театр открыт, и я далек от желания пошло острить с использованием напрашивающегося эпитета «погорелый». Главное, что это не загадочный пустой стеклянный куб на том берегу бухты и тем более не мираж, а осязаемый, настоящий, весомый театр оперы и балета. Культурная революция, пусть и «в отдельно взятом».

Что до слухов о том, что другим театрам теперь придется туго, то губернатор Миклушевский заверил меня в беспочвенности этих суждений: «Ни в коем случае. Я хочу сразу развеять всякие сомнения: все, что мы сейчас тратим на театр, мы тратим дополнительно к тому, что предусмотрено бюджетами других учреждений культуры».

Владивосток децентрализуется и диверсифицируется: на «Спутнике» теперь — хоккей, на Чуркине — опера (чем не «настоящие слоны из Владивостока», о которых пела группа The E-Ball). Скажи кому лет семь назад, что поедешь по мосту на Чуркин в оперу, никто бы не поверил. Теперь можно поверить во что угодно: в океанариум, в «Хайятты», в мост на Песчаный и во ВКАД. Коллективный неверующий Станиславский может спокойно курить в сторонке. Главное — окурки не разбрасывать.

Василий Авченко, «Новая Газета»

18:03, 25.10.2013 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Ноу смокинг: призрак владивостокской оперы стал реальностью

You must be logged in to post a comment.

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100