Как Россия и Китай один мост строили

image.jpegПовернуться лицом к Китаю у РФ отчаянно не получается. Запланированный в 2013 году двухкилометровый железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское (ЕАО) и города Тунцзян (КНР) китайской стороной полностью построен. Кроме несчастных 300 метров, которые должны быть сооружены Россией. Но к строительству которых РФ еще даже не приступала.

Как говорила Королева в повести Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес», «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! «. 

В нашем мире есть территории, которые бегут, сломя голову, есть передвигающиеся неторопливо, но большинство никуда вообще не идет. На фоне динамичного Китая и других стран Тихоокеанского региона (включая даже стагнирующую Японию), Российская Федерация представляет собой сплошное болото. Попытки юрких азиатов наладить контакт с колониальными тортиллами иногда приводят к комичным ситуациям.

В мае 2013 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме была достигнута договоренность между владельцем роскошной лондонской квартиры, а по совместительству вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и первым вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли о строительстве двухкилометрового многофункционального моста через реку Амур в районе Еврейской автономной области. 

На мосту длиной в 2200 метров должны были быть проложены сразу две нитки железнодорожных путей и автотрасса. Мост был необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (8,3 миллионов тонн железорудного концентрата в год) на сталеплавильные заводы Поднебесной. Сейчас транспортное плечо для них составляет более 1000 километров, а с мостом оно превратилось бы в лишь 230 километров. Казалось бы, выгодно?

Но это еще не все. В КНР будущий мост был бы присоединен к железнодорожной линии Сянъянчуань — Хаюйдао, а в РФ — к Транссибу. Плюс «Газпром» планировал возить по этому мосту в Китай гелий с будущего Амурского газоперерабатывающего завода.

В итоге, за пару лет китайцы отгрохали полностью свою часть длиной почти 1900 метров. Теперь этот недостроенный мост торцом смотрит на Еврейскую автономную область, где власти только в этом году утвердили… подрядчика (ООО «Рубикон»). Предполагается, что российская часть моста длиной в 309 метров будет сдана… летом 2018 года:

Трансграничный железнодорожный мост Нижнеленинское (ЕАО) — Тунцзян (КНР) будет построен к началу лета 2018 года. Об этом сообщил губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь по итогам поездки на место строительства мостового перехода.

«Надеюсь, что генподрядчик сдаст мост согласно подписанному контракту 2 июня 2018 года. Других сроков сегодня нет», — сказал Левинталь. «Процесс возведения моста пошел, готовится рабочая документация, и сейчас все будет зависеть от мастерства строителей и профессионализма проектировщиков», — добавил он.

Выдержат ли российские строители эти сроки? Конечно, дуремарам из РФ надо было банально нанять тех же китайцев, чтобы без громкого скандала завершить «российскую часть» моста. Но тут встал вопрос «престижа», и как водится в Стране Дураков, дело принимает самый нехороший оборот. Ведь на что можно надеяться, если даже статусный проект Керченского моста в Крым уже был отложен на год (на декабрь 2018 года), а избежать позора во время устроенного Украиной блэк-аута в Крыму в конце 2015 года помогли лишь китайцы со своим кабелем (который в РФ вообще не производится)? Причем заслуги китайцев были признаны официально:

Председатель госсовета Крыма Владимир Константинов, который находился с визитом в Пекине, поблагодарил Китай за продажу уникального кабеля, который использовался при строительстве энергомоста для республики.

«Кабель был куплен в Китае. Мы выражаем большую благодарностью Китаю за то, что они продали нам кабель, потому что кабель уникальный, не каждая страна может его производить», — сказал Константинов журналистам.

Наш блог год назад уже писал (Неожиданный тупик сырьевой экономики РесФеда), что существующая в этой части северной Евразии государственно-олигархическая система колониального типа делает невозможным реализацию даже многих простых и, казалось бы, однозначно выгодных ресурсных проектов. Например, выкопать из земли полезные ископаемые, слегка их облагородить и вывезти на продажу в Большой мир. 

Поставить очистные сооружения на построенную еще сталинскими рабами фабрику. Внедрить новые технологии. Разработать новые месторождения. Что тут сложного и невозможного для страны со средним техническим уровнем?
ем не менее. 

«Норильский никель» каждый год снабжает акционеров дивидендами на 2-4 миллиарда долларов, но на разработку медных и золотых месторождений в Забайкалье… средств нет. Как нет средств на очистные сооружения в Норильске и на Кольском полуострове. 

Компания евразийского бизнес-гения Олега Дерипаски РУСАЛ давно уже «зомби» и выживает лишь за счет безвозвратных государственных кредитов. Последовательно компании УГМК (подконтрольна олигарху Искандеру Махмудову) и «Металлоинвест» (подконтрольна бухарскому олигарху Алишеру Усманову, соорудившему недавно очередную супер-яхту) 20 лет ничего не могут поделать с разработкой богатейшего Удоканского медного месторождения.

Да, оно находится в труднодоступном уголке Забайкалья, там суровый климат, вечная мерзлота, нет инфраструктуры, но ведь если отказаться от 2-3 супер-яхт, то что-то сделать можно? Или нет?

Тоже самое касается и крупных государственных проектов — новых трубопроводов (например, «Сила Сибири»), увеличения торгового оборота с Китаем и т.п. Громоздкая, архаичная, негибкая и туповатая система обеспечения Европейской ядерной платформы* демонстрирует абсолютную неспособность в разумные сроки сдать тот или иной инфраструктурный проект и даже спроектировать что-либо. Для китайцев это выглядит недопустимым идиотизмом.

Выступая в мае на конференции в Москве, китайские ораторы жаловались, заявляя, что России надо улучшать показатели работы. Бывший посол Китая в Москве Ли Фэнлинь (Li Fenglin) выразил недовольство низкими темпами строительства газопровода «Сила Сибири» и реализации других проектов.

«Не раскачивайтесь, вам надо начать работать более энергично», — сказал Ли. Он добавил, что у Китая и России — «общая судьба», но партнерство между ними может набрать обороты лишь в том случае, если они откажутся от финансируемых государством гигантских предприятий и переключатся на рыночное сотрудничество между малыми и средними компаниями.

Недовольство существует и с российской стороны, особенно среди бизнесменов, мечтавших освоить китайские рынки и получить доступ к китайским кредитам, но не сумевших осуществить свою мечту.

«По результатам нашей прошлогодней работы следует отметить то, что уровень сотрудничества между Россией и Китаем катастрофически низок», — сказал во время выступления на конференции миллиардер Виктор Вексельберг, занимающий пост председателя российской части Китайско-Российской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

Конечно, усилия РФ по строительству экспортной инфраструктуры в более обжитой и развитой европейской части страны на Балтике и Черном море существенно заметнее, но на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири ситуация выглядит пока кисло. Видимо, ничего с этим не поделать, если только не сдать в аренду Еврейскую автономную область прямиком Китаю. Хоть мост достроят…

«РесФед».

07:18, 12.08.2016 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Главная тема → Как Россия и Китай один мост строили

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100