Сильнее сильного, или Беглые заметки простодушного телезрителя

Наше время изобилует всяческими проверочными испытаниями или тестами, начиная с пресловутого ЕГЭ и заканчивая собеседованиями при устройстве на работу в ТНК (транснациональные корпорации). Для определения степени психической устойчивости кандидата можно порекомендовать принудительный суточный просмотр телевизионных программ российского телевидения.

Если вам удалось после этого быстро заснуть и вас не беспокоили кошмарные сны, то вы можете считать себя Фантомасом, легко меняющим одну личину на другую. Однако думается, что сие удастся редким экземплярам homo sapiens.

Вот программа «Топ-модель по-американски» на канале «Ю». Говоря прямо, это краткие курсы и инструктаж по издевательству над человеком. Конкурентам с безумными глазами и бесконечными взвизгиваниями по поводу сальных шуточек ведущих предлагается пройти по доске, закреплённой на той достаточной высоте, чтобы успешно сломать себе шею после падения. 

Конечно, страховка есть, но и она служит средством для дополнительных унижений. Доска обрывается где-то на середине пути, а далее конкурсант, если он выдержал испытание, переносится страховкой на другой берег. Проигравший опускается на землю. Но перед окончательным решением, чтобы пощекотать нервы, «модели» маринуются несколько минут подвешенными в воздухе, то опускаясь, то поднимаясь. 

Естественно, претенденты признаются, что они одиноки, что у них не было друзей. Парад индивидуалистов, а не индивидуальностей, хотя разницу в этих словах вряд ли смогут уловить наши юные потребители телевизионных услуг. 

Американский низкопробный продукт массовой культуры. Зачем его покупают наши владельцы ТВ? Глупый вопрос! Чтобы влиться в прогрессивное западное сообщество!
Попробуйте быстро переключать телевизионные каналы и зафиксировать, какие диалоги главенствуют. 

Итак, 8 июня сего года.
– А ты в курсе, что она беременна от тебя? («Россия 1»)
– Ты почему говоришь шёпотом?
– Ехал в маршрутке, муха залетела в рот – теперь вот першит. (ТНТ)
– Все вы, мужики, одинаковы: только бы пялиться на титьки. Нет бы поинтересоваться, как я живу, что читаю.
– Что ты читаешь?
– Ничего не читаю! (ТНТ)
– Берия хватал девочек на Арбате, поэтому родители не разрешали черноволосым девочкам гулять по центру улицы. Мы ходили переулками. Моя мама пережила это. (Первый канал, из интервью с М. Арбатовой).
– Ну, ты, ублюдок, у меня страшное похмелье, и не говори загадками, а скажи прямо… (СТС)

Разве после таких диалогов не свихнёшься? К ним в придачу бессмысленные, бесчисленные и ничего не решающие токи-шоу, гламурные фильмы из серии «богатые тоже плачут», детективы, боевики, триллеры… Чуждо всё это русскому человеку, не приемлет этого русский дух, о котором говорил Александр Пушкин.

Не все каналы, конечно, столь неразборчивы в средствах создания среды восприимчивости к либеральным «ценностям». Канал «Культура» действует тоньше: чередует программы о красотах западных городов рассказами об архитектуре Санкт-Петербурга и уроками по изучению китайского (?) языка. 

Можно ли изучить китайский язык по телевидению, даже в течение часа, пусть и каждый день? Да и зачем? Нет бы изучали тонкости русского правописания, а не китайского, притом более вдумчиво, а не скороговоркой, как в программе «Правила жизни». И вывод так и проскакивает: русская культура вторична, а значит, малоценна и не требует изучения. 

Будем справедливы: есть здесь замечательные фильмы о русских великих людях, но они крайне редки, а на других каналах вообще отсутствуют.

Многие из думающих людей понимают ущербность российского телевидения, удостаивая его уничижительных сравнений. Тут и «кривое зеркало», и «камера обскура», и «ящик Пандоры», и просто «ящик», и «балаган».

О балагане, его судьбе и роли ярко писал Александр Блок в одноимённом стихотворении.

Тащитесь, траурные клячи!
Актёры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.

Сто десять лет назад создано это произведение, но будто вчера подобраны все те слова, что ярко и полно характеризуют сегодняшнее российское телевидение: «плесень души», «ходячие истины», «заморские песни», «торный путь» в рай этих самых песен.

Но нет, слишком просты и поверхностны эти сравнения. Собаки – да извинят меня достойные критики – лают, а караван идёт, поплёвывая на всех, критиканов, в том числе и на меня. И вовсе не на «траурных клячах» тащится ныне российское телевидение, а летит на тройке пошлости, мещанства и… гигантских государственных денег. 

И как бы ни был зависим русский ум (по Ивану Павлову) от словесных обещаний в ущерб упрямым фактам, приходится признать, что ТВ – это «единый» учебник антисоветизма, антиисторизма, антипатриотизма. Учебник по лепке «нового буржуазного человека», а попросту – болвана, думающего лишь о хлебе и зрелищах.

А кто говорит, что путь в ряды прогрессивного сообщества прост и лёгок? Для того и существует российское телевидение, чтобы смять русский дух, подчинить его влиянию Запада, о преимуществах которого так долго и настойчиво твердят либеральные демократы.

Один лишь вопрос вертится на языке. Зачем психически нормальному государству воплощать идею саморазрушения?

Михаил Чижов, «Литературная газета».

От редакции «VestiRegion»:

От федеральных местные телеканалы ушли ещё дальше, в них торчат элементарные уши непрофессионализма и провинциализма. Возьмём Приморский край: нередко ведущие и корреспонденты ГТРК «Владивосток» и ОТВ-Прим формулируют свой текст торопливо и коряво, грешат ошибками в произношении отдельных слов, а также ставят ударения произвольно. То есть своим основным инструментом — словом — владеют плохо. Это всё равно, если бы хирург надрез делал не скальпелем, а кухонным ножом. 

И ничего: никто телеведущим и тележурналистам, в том числе и из руководства местных ТВ-каналов замечаний не делает. Возникают вопросы, то ли, к примеру, генеральный директор того же ОТВ-Прим Алексей Козицкий вообще не отсматривает записи программ и не смотрит прямые эфиры своего родного телевидения, то ли он сам испытывает проблемы в знании современного русского языка и орфоэпии. Ладно, Козицкий... Но у ОТВ-Прим имеется и вышестоящий начальник — учредитель. Администрация Приморья. Неужели никто из руководства администрации края не видит, как пошло и примитивно ведутся некоторые телепрограммы учреждённого им канала? 

Взять автора и ведущую программы «Те, кто» Розу Чемерис. Когда получается смотреть её программу, всякий раз ловишь себя на вопросе: ради кого занимает телеканал это эфирное время — ради ведущей или для гостя, того «кто в центре общественного внимания», как это декларируется в анонсе общественного телевидения? 

Такое ощущение, что программа создана для того, чтобы ведущая демонстрировала свои шикарные наряды, свою изысканную обувь, свой блестящий макияж и... своё остроумие? Чтобы бесконечно забивать гостя репликами к месту и не к месту? Чтобы заполнять собой весь эфир? А те, «кто в центре общественного внимания» остаются на обочине такого дорого эфирного времени. Но ведущую это волнует? 

Заметим, Розе Чемерис и собственной телепрограммы оказалось недостаточно — на улице Суханова во Владивостоке прямо напротив Думы города и недалеко от здания ОТВ-Прим на высоте чуть ли не четырёх этажей расположили большой рекламный щит с её фотографией. Вероятно, для того, чтобы телезрители Владивостока не забыли — есть, однако, такая телезвезда на ОТВ-Прим.

Хотя местным телевизионщикам есть, с кого брать пример. Взять того же Владимира Познера — скромность, такт, кругозор... Он в своих телепрограммах не тянет на себя одеяло, а тонкими и продуманными вопросами позволяет гостю полностью раскрыться, проявить свои лучшие качества. Владимир Владимирович умеет слушать и слышать своих гостей — это так важно при телевизионном интервью.

Да и ветераны приморской тележурналистики, которые оставили заметный след в жизни края, могли бы дать множество ярких уроков нынешним сотрудникам телекомпаний. Достаточно назвать такие имена корифеев приморского телеэкрана, как Михаил Вознесенский, Валентина Воронова, Борис Кучумов, Сергей Литус, Борис Максименко, Галина Самигулина, Роза Салюк, Валентин Ткачёв... Наверняка, в архиве ГТРК «Владивосток», где они работали продолжительное время, сохранились программы, передачи, телефильмы, которые бы могли стать хорошим подспорьем тем, кто хочет стать настоящим профессионалом телевидения.

Только вот обратятся ли к этому бесценному опыту своих старших коллег нынешнее самоуверенное телевизионное племя и какой след они оставят после себя, представляется большим вопросом. 

07:13, 26.08.2016 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Главная тема → Сильнее сильного, или Беглые заметки простодушного телезрителя

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100