49 суток дрейфа баржи Т-36 — вспомним подвиг четырёх советских парней

17 января 1960 года, начался 49-суточный дрейф унесенной в Тихий океан баржи Т-36, в результате которого ее экипаж приобрел известность, сравнимую со славой первых космонавтов. Из залива Касатка, на курильском острове Итуруп, штормом вынесло в открытый океан грузовую баржу с четырьмя советскими военнослужащими.

Сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов… Обычные советские парни, как и миллионы других. Парни проходили службу на самоходной барже Т-36, которая располагалась у берегов одного из островов Курильской гряды. Основной задачей солдат была разгрузка судов, которые не могли подойти близко к берегу и сгружали свой груз на самоходные баржи. 

Ночью море сильно штормило, и каждый из солдат встречал новое утро с тревогой. По радио передавали, что сила ветра увеличится до 70 м/с. Стихия разбушевалась не на шутку, и опасения парней оказались не безосновательными: от сильных порывов ветра на выдержал и лопнул трос. Природа разъярённо бушевала: громадные волны взлетали ввысь и достигали 6-8 м, начинался снег, видимость становилась почти нулевая. До полной беды отказала рация, а самоходку с 4-мя солдатами на борту уже уносило от побережья прямо в Тихий океан. 

При попытке повернуть баржу к берегу, едва удалось избежать столкновения со скалой. Своевременный разворот спас, но в то же время и усложнил всю ситуацию. При резком повороте баржи сильной волной сорвало с укреплений ящик с углём и бочонок с запасом пресной воды. Со второй попытки почти удалось подойти к берегу, но вот беда — в двигателях закончилось топливо, и самоходка потеряла управление. В столь сильный шторм не было никаких шансов стать на якорь, и баржу стало уносить в открытый океан. К 10 часам вечера самоходка уже плыла по океану, а мороз и обдающие волны уже успели превратить её в настоящую льдину. 

Ситуация складывалась не самая лучшая, но парни надеялись, что через пару дней шторм утихнет и их непременно найдут. Попытки отремонтировать рацию и дать сигнал бедствия оказались безрезультатными. 

Но хуже всего было не столько буйство стихии, как пугающая реальность дальнейшего существования на барже: продуктов почти не было, лишь в машинном отделении нашлось 1,5 кг картошки, которая полностью пропиталась соляркой. Тогда она показалась абсолютно несъедобной, но, к счастью, этот остаток запасов пропитания не выкинули за борт. Вскоре картошку съели с превеликим аппетитом. В коробках нашли остатки крупы. Повезло, что сохранилось 3 коробка спичек. Для разжигания костра использовали деревянные части кроватей. 

С питьевой водой была не менее сложная ситуация. Капли пресной воды приходилось добывать из системы охлаждения двигателей. Вода сильно отдавала ржавчиной, но была пресной, и 200 литров этой настоящей ценности, которую старались изо всех сил экономить, хватило до конца плавания по океану. 

В первые дни, когда ещё были силы, парни старались работать, отбивали лёд, ведь если бы баржа сильно обледенела, то могла запросто перевернуться. К пятой недели путешествия по безграничному океану на небе наконец-то прояснилось. К этому моменту баржу уже несло к Гавайским островам. Но очередная беда не замедлила объявиться: в трюме обнаружилась течь. К счастью, был ручной насос, им унесённые в океан солдаты и откачивали постоянно воду. 

Но всё же огонёк надежды ещё теплился. Постоянно кто-то оставался на дежурстве, чтобы не пропустить момент, если вдруг покажется проплывающее вблизи судно. На 45-е сутки дрейфа в океане вдруг такой случай неожиданно возник: на горизонте показалось судно. Но огонёк надежды также быстро и погас: их не заметили. 

В эти дни еды на барже уже не осталось и в пищу пошли кожаные ремешки. Их резали на кусочки и варили в солёной океанской воде. Парни всеми силами пытались выжить. Как позже говорил один из солдат самоходки: если бы не верили в спасение, то уже бы, наверное, на третьи сутки погибли бы, а так надежда на спасение давала сил для борьбы. 

К 49-м суткам на барже не осталось уже абсолютно ничего, что могло пойти в пищу. Силы солдат были на исходе, и даже чувство голода уже не ощущалось. Но во второй половине дня вдруг послышался шум с палубы, похожий на гул вертолётов. Собрав последние силы, парни поднялись наверх. Над их баржей кружили военные самолёты, которые вскоре улетели, но вместо них объявился вертолёт. Парней доставили на борт американского авианосца. Так, 7 марта завершился дрейф по Тихому океану самоходной баржи с четырьмя солдатами. 

Окрепших солдат с авианосца доставили в Сан-Франциско, где их встретили как настоящих героев. Мужество советских солдат и их стойкость в борьбе со стихией восхвалил сам мэр Сан-Франциско, вручив героям символический ключ от города. Потом парней перевезли в Нью-Йорк, где поселили на даче советского посольства. 

Очередные экскурсии по новому городу и восхищение мужеством советских солдат. Американский врач, наблюдавший за здоровьем спасённых, запретил длительный перелёт для восстанавливающих свои силы парней, и поэтому их возвращение в Союз несколько затянулось. 

Сначала советских солдат отправили на пассажирском теплоходе в Париж, а уже оттуда самолётом в Москву. Так обычные советские парни совершили почти кругосветное путешествие, правда, далеко не по своей воле.

18:07, 18.01.2017 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → 49 суток дрейфа баржи Т-36 — вспомним подвиг четырёх советских парней

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100