Сегодня — День учителя. Непедагогично, но честно: бывшие хабаровские преподаватели рассказали, почему отказались работать в школе

Сегодня День учителя отмечают в России. В профессиональный праздник работников образования корреспондент DVhab.ru побеседовала с бывшими педагогами хабаровских школ, которые выбрали иной трудовой путь.

Копеечные заработки
 
Доска, парты, звонки между уроками… Теперь рабочие будни в школе лишь иногда снятся Анне Печновой. Педагогической деятельности она посвятила 4 года – работала учителем географии в одной из хабаровских школ. Вспоминает об этом опыте не без горечи: детей любила, работать в коллективе тоже нравилось, предмет, который вела, тоже обожает. Уволиться пришлось из материальных соображений.

— Когда раз в месяц тебе приходит аванс – 5000 рублей, а потом, через пару недель зарплата – еще 10 000, волей-неволей задумаешься об увольнении. Нагрузка у меня была небольшая. Все-таки география – это не русский язык или математика, которые ведутся ежедневно, и у учителей этих предметов есть реальная возможность зарабатывать больше. Подыскивала себе место, долго не решалась написать заявление, но все же пришлось, — рассказывает Анна.

Из школы Анна Печнова ушла работать туда, куда никогда даже не собиралась – в продажи. Случай подвернулся. Знакомая, с которой девушка училась в вузе, порекомендовала ей одну компанию, занимающуюся реализацией комплектующих для импортной спецтехники. Сначала это предложение учительнице географии показалось абсурдом: работать менеджером, выискивая потенциальных покупателей, в мужском коллективе виделось Анне чем-то нереальным. Но попробовать решилась.

— Сейчас не жалею, — говорит она. – Особенно в день зарплаты. Сейчас мой заработок в несколько раз больше того, что я имела в школе. Конечно, той энергетической подпитки, того заряда, который ты получаешь от детей, сейчас нет, но есть другие плюсы. Меня часто спрашивают, вернулась ли бы я в класс учить школьников. Я отвечаю утвердительно, но с оговоркой: за сумму, равную той, что я получаю сейчас. Но такого не случится. Увы.

Не по призванию
 
История Олеси Лапыревой – бывшего учителя начальных классов хабаровской гимназии – отличается от рассказа Анны. В образовании она проработала лишь полтора года. С самого начала почувствовала, что школа – не ее стихия. Уроки от звонка до звонка, заполнение классных журналов, проверка тетрадей только раздражали. Но тяжелее всего, вспоминает Олеся, работалось с родителями.

— Сейчас ведь, как обстоят дела: учитель должен, обязан и чуть что, конечно, виноват! Это я проверила на себе. Учитель бесправен, поставить его на колени может любая мама, которая пожалуется в управление образования и с тебя, не разбираясь особенно, сдерут три шкуры, премии лишат, пристыдят при коллективе. Психологически это невыносимо. В основном я ушла по этой причине, — делится Олеся.

Работая педагогом девушка училась в университете – заочно получала экономическое образование. Сейчас работает бухгалтером в одном из краевых бюджетных учреждений. Вернуться в школу, по словам Олеси, не возникает желания никогда.

— О, нет, сожаления о школьных буднях – это не про меня. Я уважаю людей, которые отдают школе жизнь, поверьте, это подвиг. И я, пользуясь случаем, поздравляю учителей с праздником! Желаю этим героическим людям терпения, здоровья и сил. Работать в образовании (особенно, если речь идет о школах) – значит, забыть о себе и отдаться детям, заботе о них. Это призвание. Если на руках есть диплом, где написано «учитель», — это не означает, что вы он и есть. Как, и наоборот: у нас в школе работал трудовик, Иван Степанович. Так вот, у него вообще никакого диплома не было, но он всю жизнь вел труды у мальчишек в школе. И счастлив. И дети его обожают. И никогда ничего не хотел изменить в своей трудовой жизни, — рассказала Олеся.

В поисках себя
 

Елена Прокофьева проработала в средней общеобразовательной школе Хабаровска пару лет. Преподавала английский язык, вела классное руководство, активно занималась с детьми внеклассной деятельностью, возила ребят за город, реализовывала проекты, готовила к запуску в работу редакцию школьной газеты. Но, по словам уже бывшего педагога, один в поле не воин, а поддержки со стороны образовательного учреждения, в котором работала Елена, не было.

— Мои идеи воспринимались на «ура», но толку-то? Когда я обмолвилась о школьной газете, разработала паспорт проекта, представила его со всеми планами на ближайший учебный год, меня поддержали и похвалили. И? Денег, сказали, нет. Даже на принтер, не говоря уже о печати в типографии. Подыскивать спонсора и договариваться обо всем должна была я. Прошу заметить, никаких премиальных мне бы не платили (даже символических), а если бы я вышла с просьбой о помощи к родителям, меня бы обвинили в вымогательстве, — родители сейчас могут и не то. Не получилось особенно ничего, — вспоминает Елена.

Газета — всего лишь один из примеров. Как рассказала бывшая учитель, помощи в реализации идей от администрации школы не было ни разу.

— Я преподавала иностранный язык и, конечно, хотелось дать детям больше, чем просто выполнение упражнений по книжке. Хотелось проводить уроки аудирования, показывать видео, обсуждать его, но как? Аудио-визуальное оснащение классов желало лучшего. Гимназии и лицеи проблем с этим не испытывают, а обычная общеобразовательная школа — весьма. Я очень устала хотеть и не мочь. 

Возможно, уходить из сферы образования было не обязательно: я могла просто перевестись в другое учреждение, в тот же лицей, где возможностей гораздо больше, но как-то затух запал внутри. Я ушла в поисках места, где могла бы реализовать свой творческий потенциал.

На сегодняшний день Елена работает журналистом в одной из хабаровских редакций. Много пишет, общается с людьми, берет интервью, публикует свои работы в Хабаровске, в Москве и в Праге.

— Работа в школе, с детьми и с родителями — это колоссальный опыт. Тот самый индивидуальный подход, о котором говорят на каждом углу, правда, требуется. К каждому ребенку, к каждому родителю. Это упорная работа, психологическая, сложная. Но это полезно. В людях начинаешь разбираться лучше, понимать детей, подростков, как бы то ни было, приходилось много читать о поведении людей, о возрастах и их особенностях. В общем, обучая, я обучалась сама. И не сожалею об этом, — отмечает Елена, бывший хабаровский учитель.

Отметим, социологическое исследование «Как живешь, молодой педагог? », проведенное лабораторией качества жизни по заказу профсоюза работников народного образования и науки РФ, обработало опрос 347 молодых педагогов из числа педагогов, воспитателей, работников системы дополнительного образования Дальнего Востока и Сибири в соответствии с процедурой выборочного исследования (доверительная вероятность (точность) составила 95 %, доверительный интервал (погрешность) в пределах ±5 %).
 
Проведенное социологическое исследование позволило составить социально-демографический портрет молодых педагогов, работающих в образовательных организациях. По гендерному признаку, среди молодых педагогов преобладают женщины (83,0 % от общего количества опрошенных), молодые педагоги-мужчины составили 17,0 % от общего количества опрошенных. Основной возрастной группой молодых педагогов являются учителя в возрасте от 18 до 24 лет (49,9 % от общего числа опрошенных). Лица в возрасте от 24 до 30 лет, работающие в школе, составили 39,9%. 24,7% опрошенных хотели бы оставить работу в школах.
 
Напомним, накануне международного Дня учителя в дальневосточной столице награждены педагоги, которые по результатам 2017 года были удостоенным почетного звания «Заслуженный работник образования Хабаровского края». Учителя получили денежные премии и памятные знаки «За заслуги в развитии образования». Дополнительным подарком собравшимся на церемонии стал концерт с участием творческих коллективов города.
 
Лизавета Филиппова, DVhab.ru

10:32, 05.10.2017 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Сегодня — День учителя. Непедагогично, но честно: бывшие хабаровские преподаватели рассказали, почему отказались работать в школе

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100