Авиаперевозки в России: почему цена билета Москва — Владивосток превышает среднюю зарплату

В правительство внесен новый законопроект, который снимает налог на добавленную стоимость (НДС) с любого внутреннего сообщения с Дальневосточным федеральным округом. Проект прошел все необходимые согласования и уже одобрен полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым. Но сразу смущает одно обстоятельство.


Почему-то заявлено, что обнуление НДС будет работать только три года — до 2021-го.

А потом что? Дальний Восток станет ближе? Или правительство точно уж сменится?

И это только первый вопрос.

Министерство транспорта сообщило, что поддерживает сию благородную идею. Но вот что любопытно. Речь идет только о тех рейсах, где один из пунктов — отправления или назначения — находится на Дальнем Востоке. Подпадают ли под него рейсы внутри Дальневосточного округа, пока непонятно. 

Так что цена билета из Москвы во Владивосток и из Хабаровска в Магадан никогда уже не сравняется. Так, к примеру, на 16 ноября 2017 года S7 летит во Владивосток из столицы за 12 200 рублей, а минимальная цена билета из Хабаровска в Магадан — 15 250 рублей.

Вас это не удивляет?

Меня удивляет.

А вот нашему правительству и авиаперевозчикам почему-то кажется естественным.

…Снятие НДС на авиаперевозки в России уже практиковалось и практикуется. Но до настоящего времени оно распространялось только на Крым и Калининград.

В «Аэрофлоте» заявили, что новая мера «будет реальной поддержкой отечественных авиакомпаний» и позволит снизить стоимость билетов и отчасти компенсировать быстро растущие затраты на аэропортовое обслуживание.

С коллегами согласны также и в S7, где полагают «обнуление НДС эффективной мерой активизации авиаперевозок, что доказано на примере перевозок в Крым».

…Но вот что любопытно. На авиационном форуме «Крылья будущего» проект нового закона проанализировала представитель международной аудиторской фирмы KPMG госпожа Ольга Сурикова. Госпожа Сурикова констатировала, что для пяти из девяти субъектов Дальневосточного округа авиация остается безальтернативным видом транспорта. Согласно данным за 2016 год, рейсами внутри ДФО воспользовались 1,6 млн человек, а в Центральную Россию и назад летали 2,5 млн.

При этом госпожа эксперт-аудитор привела совсем уж удивительные цифры. По ее данным, средняя цена билета из Центральной России на Дальний Восток составляет 25,7 тысячи рублей, а расходы авиаперевозчиков на одного пассажира — 38 тысяч. Данные, действительно, трагические. Получается, многие жители Дальнего Востока в принципе ограничены в передвижениях по стране. Чтобы покинуть свой регион и вернуться в него, им надо затратить сумму, превышающую среднюю зарплату.

Тем более непонятно, откуда берутся такие затраты перевозчиков, которые, согласно расчетам иностранной аудиторской фирмы, превышают цену на билет чуть ли не вполовину?

Кстати, для справки. Средняя цена прямого билета из Владивостока в Пекин за ноябрь этого года на сайте Aviasales — от 6 до 7 тысяч рублей.

Так что же выходит?

На китайском направлении перевозчики работают себе в убыток, да еще в такой колоссальный убыток?

Авиабизнес в России связан с невероятными издержками? Нам сознательно лгут господа иностранные аудиторы? Опять же нет ответа. Но что-то в подобном раскладе надо менять.

…Госпожа Сурикова связывает трудности перелета на Дальний Восток с состоянием местных аэропортов. Она утверждает, что «работу авиакомпаний в регионе осложняют условия работы местных аэропортов, принимающих рейсы только в светлое время суток и не рассчитанных на прием некоторых типов самолетов».

Посмотрим, насколько справедливо это утверждение, тем более для самых густонаселенных субъектов ДФО.

На сегодняшний день на Дальнем Востоке в столице каждого субъекта функционирует крупный аэропорт.

Самый значительный из них — аэропорт Хабаровск-Новый. Он принимает все виды самолетов, работает круглосуточно как на внутренних, так и на международных линиях. За год через него прошли 1,8 млн пассажиров.

Немногим уступает ему по пассажиропотоку и аэропорт Владивосток-Кневичи. За последний год через него прошли 1,5 млн пассажиров внутренних и международных рейсов.

Якутский аэропорт Туймаада также принимает большинство современных самолетов, в том числе 737 и 757 Boeing, а также Sukhoi Superjet. Аэропорт работает круглосуточно.

Также международный статус имеют аэропорт Елизово в Петропавловске-Камчатском, Сокол в Магадане, Игнатьево в Благовещенске. На эти воздушные гавани приходится львиная доля всего пассажиропотока в ДВО. На многие из них с 2017 года распространяется упрощенный визовый режим, так называемый «режим свободного порта Владивосток». Они постоянно модернизируются и развивают свою инфраструктуру.

Конечно, на Дальнем Востоке существует множество небольших аэропортов, которые требуют кардинальной реконструкции. Они имеют важнейшее значение для местных жителей. Но в общем потоке на них едва ли приходится больше 10% всех авиаперевозок по краю.

…Так на какие же «проблемы с аэропортами» сетует госпожа Сурикова? Как эти действительно реально существующие проблемы могут повлиять на общие цифры затрат авиакомпаний на внутренние перевозки, если большая их часть осуществляется через Владивосток, Хабаровск, Якутск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск и Южно-Сахалинск, а там никаких инфраструктурных проблем, оказывающих влияние на стоимость перелета, не наблюдается?

Эти вопросы можно было бы продолжать до бесконечности. Но суть даже не в том.

Мысль о том, чтобы обнулить НДС на все внутренние линии вообще не приходит господам министрам в голову. По словам директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, «правительство не готово пойти на такой шаг» и использует налоговые льготы лишь для решения социальных проблем. Логика, конечно, великолепная.

Как будто невозможность дешево слетать из Белгорода в Ставрополь не является социальной проблемой?

К старой бабушке на именины русскому человеку совсем не надо летать?

Только уж если совсем крайний случай, если расстояние — 9000 километров и из региона никак иначе не выбраться, чиновник снизойдет и отслюнявит пухлой рукой пару тысяч на нашу бедность?

Так, видимо, получается.

…Как это ни пафосно звучит, дешевые билеты на транспорт — один из вернейших залогов национального единства.

И если мне нужно заплатить те же самые деньги за перелет тем же самым «Аэрофлотом» из Москвы в Нью-Йорк или во Владивосток — значит, у нас дома беда.

И хочется задать самый последний вопрос.

Специально это делается или так, по недомыслию?

Полонский Андрей, «Русский дозор».

13:14, 09.11.2017 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Главная тема → Авиаперевозки в России: почему цена билета Москва — Владивосток превышает среднюю зарплату

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2017 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100