В двух словах содержание «Капитала» — бей буржуев! Исполнилось 200 лет со дня рождения человека тысячелетия Карла Маркса

Когда 14 марта 1883 года, не дожив нескольких недель до 65 лет, Карл Маркс умер, его друг Фридрих Энгельс заметил: «Человечество стало ниже на одну голову, и при том на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало». На похоронах Энгельс предрёк: «И имя его, и дело переживут века». Такие оценки казались завышенными.

карл маркс.jpg

А через 100 лет чуть ли не половина населения Земли исповедовала марксизм. И ныне влияние Маркса огромно. Отвергла ли Россия его учение полностью и навсегда?

Деньги рождают деньги

До Маркса считалось, что Идеи и Разум правят миром. Он изменил взгляд на историю, дав ей 
материалистическое обоснование. В жизни сообществ наиболее важна экономическая сфера, связи, складывающиеся между людьми в производстве, определяют остальные. Двигатель развития человечества – прогресс производительных сил. Маркс открыл всеобщий закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Вместе они образуют способ производства, который определяет надстройку общества – политику, право, культуру, идеологию и соответствующие им учреждения.

Стержень истории человечества, по Марксу, – это последовательно сменяющиеся общественно-экономические системы. Теперь это столь общепризнанная истина, что имя Маркса как её первооткрывателя часто даже не упоминают. Это относится и ко многим открытым им экономическим законам.

На экономическом факультете МГУ, где я учился, курс капитализма преподавали знающие люди. Кафедру политической экономии долгие годы возглавлял мой отец, слывший в этой сфере корифеем. Те, кто слушал его лекции, до сих пор с теплом и благодарностью вспоминают Николая Александровича. Как-то я спросил отца: «Можешь в двух словах передать содержание «Капитала»? » Последовал ответ: «Бей буржуев». С годами я осознал: классовый характер произведения на самом деле узловой, хотя и далеко не единственный аспект.

«Конечной целью моего сочинения, – пишет Маркс в предисловии, – является открытие экономического закона движения современного общества», а оно «не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения». Но как изучать социальный «организм»? «При анализе экономических форм, – поясняет учёный, – нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Методология Маркса включает движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.

Маркс подвергает скрупулёзному анализу «экономическую клеточку буржуазного общества» – товарную форму продукта труда, или форму стоимости товара. Труд в таких условиях противоречив: с одной стороны, он конкретный, с другой – абстрактный. Первый создаёт определённую потребительную стоимость, второй – стоимость товара. Сгустки абстрактного труда заключены в товаре и определяют количественные параметры обмена. Маркс показывает и то, как обмен товаров привёл к рождению денег и как они стали превращаться в капитал – качественно новое их состояние – деньги, порождающие ещё большие деньги. Отсюда – основной закон капитализма – теория прибавочной стоимости, раскрывающая сущность эксплуатации.

В отличие от предыдущих, эта форма скрыта под покровом товарно-денежных отношений. Вроде никто никого не принуждает и, продавая и покупая товары, все действуют на равных. Но это не так. На рынке есть особый товар – рабочая сила. Её стоимость определяется количеством благ, необходимых для существования работника, и меньше той, которую она может создать в процессе использования. И этот товар не может залёживаться. Его надо всё время продавать, так как жить без средств к существованию нельзя.

И виселица не страшна

Итак, капиталист оплачивает лишь часть труда рабочего, подчас незначительную. Наличие безработных позволяет предпринимательскому классу занижать зарплату и увеличивать свою прибыль. Конкуренция капиталов между собой ведёт к их концентрации и централизации. Ожесточённая борьба за прибыль не знает границ. Маркс приводит слова одного английского публициста, что при 100% прибыли капитал «попирает все человеческие законы», а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Как тут не вспомнить наши лихие 90-е с их беспределом!

Но капитализм роет себе могилу. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности».

Многие мыслители (от Томаса Мора до Николая Чернышевского) мечтали о справедливости и гармоничном обществе, где все бы жили счастливо и в достатке. Но их идеи оказывались утопическими, ведь авторы не находили объективные и субъективные факторы достижения цели.

Маркс нашёл. В «Манифесте Коммунистической партии» содержится предупреждение: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма… Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Эти идеи пройдут через всю его жизнь. Но развёрнутое обоснование социализма дано в его фундаментальных политэкономических работах. 

Маркс считал: по мере обострения основного противоречия капитализма возникает и организованный рабочий класс, способный привести в соответствие форму производства его характеру. Парламентская демократия позволяет развиться политическому сознанию пролетариата, что и нужно для свершения революции. Придя к власти демократическим путём, большинство народа должно укрепить её благодаря «диктатуре пролетариата», направленной на уничтожение прежнего репрессивного аппарата. Так открывается путь к обществу более высокого порядка, где «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех». При этом сами революции – лишь повивальные бабки истории, «облегчающие муки родов».

Он считал, что в странах, где нет ни демократии, ни развитого капитализма (как, например, в России), социалистическая революция не достигнет успеха, если одновременно не разразится мировая революция.

Сутки за хулиганство

Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире Рейнской провинции тогдашней Пруссии. Хотя «Капитал» именуют «библией рабочего класса», его автор произошёл из зажиточной семьи еврейских буржуа. Отец – председатель коллегии адвокатов Трира Генрих (Гершель) Маркс, в роду которого немало раввинов, владелец виноградников. Мать – голландская еврейка Генриетта Прессбург – также из семьи раввинов.

Карл отлично учился в гимназии, проявляя незаурядные способности в самых различных областях, запойно читал. В не по годам зрелом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» отмечал: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком…»

В 17 лет он по совету отца поступил на юридический факультет Боннского университета, где открыл для себя диалектика-идеалиста Гегеля, тогда господствовавшего в немецкой философии. В свидетельстве об окончании первого курса вместе с похвалами отмечалось, что как-то он был «заключён на сутки под стражу за хулиганство и пьянство в ночное время». Узнав об этом, отец решил перевести его в Берлинский университет, где, как казалось, «было меньше внеаудиторных соблазнов».

Николай I против Маркса

Уже в 23 года Карл – доктор философии и участник так называемого «Профессорского клуба», куда входят радикально настроенные младогегельянцы. Вскоре направляется в Бонн, намереваясь работать в университете, но не вышло, и он начинает сотрудничать с находящейся в Кёльне «Рейнской газетой». В письме о нём к другу хозяин газеты М. Гесс сообщает: «Доктор Маркс – так зовут моего кумира – ещё совсем молодой человек. Но именно он нанесёт последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьёзность сочетается в нём с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, соединёнными вместе в одном лице, – я говорю соединёнными, а не смешанными, – и это будет доктор Маркс».

«Кумира» вскоре назначили главным редактором издания. И число подписчиков газеты утроилось, многие стремились туда писать, в том числе Фридрих Энгельс – сын фабриканта, интеллектуал, с которым Маркс познакомился ещё в Берлине. Фридрих хорошо знал положение рабочего класса в Англии, как и Маркс, владел несколькими иностранными языками и увлекался философией. Их знакомство переросло в дружбу.

Работая над одной из статей по правовым проблемам, Маркс обнаружил, что его познания в политэкономии поверхностны, и решил восполнить их. Именно политэкономия станет основным поприщем приложения его сил, в ней он совершит научный переворот, ставший фундаментом нового революционного мировоззрения.

Иные наши соотечественники отчасти объясняют свой скепсис в отношении к Марксу тем, что он «не любил русских». Это не совсем так – ему не нравился монархический режим. В «Рейнской газете» от 4 января 1843 года Маркс назвал царскую Россию главной опорой европейских диктатур. Узнав о статье, Николай I потребовал у своего прусского союзника, чтобы тот получше «присматривал» за прессой. Король Фридрих Вильгельм IV распорядился закрыть указанный печатный орган.

Оказавшись на вольных хлебах, Маркс ещё активнее выступает в различных изданиях, его взгляды всё более радикальны. Почувствовав опасность ареста, диссидент осенью 1843 г. пере­ехал во Францию, но его изгоняют и оттуда. В 1849 г. Маркс перебирается в Лондон. Там он проведёт остаток жизни.

В условиях нужды

А жилось в эмиграции крайне тяжело. Маркс с семьёй существовал в основном за счёт финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств, случайных заработков от написания статей в газеты, скудных гонораров за книги. В одном из писем Маркс пишет: «Жена больна. Дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8–10 дней семья питалась только хлебом и картофелем… Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника – все не оплачены». Как-то он попытался продать что-то из семейного серебра, но полиция задержала его, заподозрив в воровстве. Женни пришлось доказывать обратное и вызволять мужа. Нищета была так велика, что от болезней в раннем возрасте умерло трое их детей.

Но Маркс не отступал от разработки своей экономической теории. Большую часть времени проводил в библиотеке Британского музея, где осваивал многие другие науки и огромный фактический материал. В 1864 г. он организовал «Международную рабочую ассоциацию», позднее переименованную в Первый Интернационал. Позже возникли острые разногласия между Марксом и лидером анархистов из России Михаилом Бакуниным. 

Полемизируя с Марксом и сторонниками революционной диктатуры, Бакунин заявлял: «Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам царь». Через какое-то время Бакунина и анархистов изгнали из организации. Тем не менее в написанном позже эссе «Мои отношения с Марксом» Бакунин отмечал: «Маркс – человек очень большого ума и учёный в самом широком и серьёзном смысле этого слова. Кроме того, Маркс пламенно предан делу пролетариата, которому он отдал всю свою жизнь».

Триумф и канонизация

Хотя имя Маркса получило широкую известность при его жизни, подлинный триумф пришёл потом. К Энгельсу потянулись многочисленные почитатели, в том числе и из России. Основоположником русского марксизма стал вынужденный эмигрировать в Европу Георгий Плеханов. Он перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» и некоторые другие работы Маркса и Энгельса.

Среди вызвавшихся помогать Энгельсу в работе над рукописями Маркса были немецкие социал-демократы Эдуард Бернштейн и Карл Каутский. Круг революционно настроенных марксистов непрестанно расширялся. В Германии это Роза Люксембург, Карл Либкнехт, в России – Ленин, Мартов и Троцкий. Среди них начались трения и борьба. Одни упрекали других в искажении учения Маркса. Появились обвинительные ярлыки «реформист», «ревизионист», «оппортунист», «ренегат» и др. Ещё при жизни Маркс, узнав, как его интерпретируют представители французской рабочей партии, заявил: «Ясно одно, что сам я не марксист».
Особо острая борьба между сторонниками учения Маркса разгорелась в России. Маркс неоднократно выступал против «казарменного коммунизма», против скороспелых революций. На это постоянно ссылались Плеханов и Мартов. Ленин же полагал, что вследствие неравномерного развития капитализма в эпоху империализма революция может иметь успех и в его наиболее слабом звене, каковым считал Россию.

Мировая война обострила ситуацию, что привело к падению российской монархии, а затем и к Октябрьской революции. Реализация социалистического проекта в «слабом звене» сопровождалась жестокостями и нарушением элементарных свобод, никак не вписывающихся в идейный арсенал Маркса. Последовавшее засилье партийно-государственной бюрократии прикрывалось знаменем марксизма и необходимостью защиты интересов рабочего класса и трудящихся от внешних и внутренних угроз.

Идеология в СССР разрослась и усилилась. Марксизм представлялся в ленинской, а затем сталинской аранжировке. Антикапиталистическая направленность и классовый характер пронизывали научные труды и литературу. Цитаты из тиражировавшихся произведений Маркса превратились в скрижали. В учебных заведениях марксизм заменил Закон Божий, став вероучением. Маркса канонизировали.

После Второй мировой войны его триумфальное шествие продолжилось до масштабов мировой социалистической системы. Марксизм стал привлекателен и на периферии, появились страны «социалистической ориентации». Да и капиталистический Запад, сделав уступки трудящемуся люду и впитав в себя ряд элементов планового хозяйства для смягчения кризисов, заметно социализировался.

На Востоке марксизм получил реальную прописку в Китае в 1949 году. Мао Цзэдун и после смерти Сталина оставался верен его жёстким методам. «Культурная революция» (1966–1976) не уступала гримасам советской власти 30-х годов. Но по карикатурности на марксизм вперёд вырвался Ким Ир Сен с его чучхе в Северной Корее, а всех обошёл кровавый Пол Пот с его красными кхмерами в Камбодже.

Он предвидел и это…

Основные идеи Маркса не могут изжить себя. Они вечны, как и открытия Архимеда, Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Под флагами марксизма продолжают править лидеры Китая, Вьетнама, Кубы, КНДР. В ходе недавних выборов президента РФ среди восьми кандидатов было трое коммунистов или тех, кто связан с ними.
Главные идеи учения Маркса подтверждаются. Глобальный капитал продолжает эксплуатировать мир. Оранжевые революции на Ближнем Востоке и Северной Африке, события на Украине и в Сирии говорят об агрессивных и неоколониалистских устремлениях Запада, особенно его англосаксонского звена, что несёт угрозу апокалипсиса. Особому нажиму подвергается Россия. Вашингтону и Лондону не нравится её стремление к саморазвитию и отходу от курса, закреплявшего её в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта.

В связи с наложенными на нас санкциями клевреты олигархов стараются вывести их из-под удара. Они утверждают, что миллиардеры-де, не должны нести урон за просчёты политики, а национализация допустима лишь при «справедливой компенсации», но не через «экспроприацию». Почему-то забывается, что состояния олигархов коренятся в «залоговых аукционах» 90-х и подобных им способах отъёма бывшей общенародной собственности СССР. Уже в который раз речь идёт о национализации убытков с прицелом на дальнейшую приватизацию прибылей. Санкции таким образом бьют по интересам народа, а олигархи, как обычно, получают помощь и поддержку от близкого им правительства. Идеи Маркса, стало быть, подкрепляются фактами современной российской действительности.

Верните гения!

По данным опроса, проведённого Би-би-си в конце 1999 года, в канун нового тысячелетия, Маркс признан величайшим мыслителем тысячелетия минувшего. Опередил Альберта Эйнштейна с теорией относительности, Исаака Ньютона с законом всемирного тяготения, Чарльза Дарвина с его идеями о происхождении видов и человека. Поскольку в Марксе ум сочетался с необыкновенной совестли­востью и самопожертвованием, его можно назвать и человеком тысячелетия.

Изучающая учебную литературу и программы ведущих вузов мира исследовательская организация при Колумбийском университете в Нью-Йорке Open Syllabus Project установила: работы Маркса занимают третье место в университетах Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Среди американских и других социологов Запада он, как правило, котируется выше всех, по цитированию занимает первое место. Как пишет английская «Гардиан»: «Невероятный факт нашего времени с его экономическими катастрофами – возрождение интереса к Марксу и марксистскому учению. Объём продаж шедевра политэкономии Маркса «Капитал» постоянно увеличивается… Возрождение интереса к марксизму, особенно среди молодых людей, вызвано тем, что он даёт инструменты для анализа капитализма, и особенно – капиталистических кризисов. Для молодёжи марксизм незапятнанное учение, они не связывают его с ГУЛАГом».

У нас же былое обожествление Маркса сменилось преданием его анафеме. Его имя исчезло из учебных программ вузов и университетов, а идеи замалчиваются. Доморощенные либералы и стоящие за ними столпы капитала сделали всё возможное для этого. Но не пора ли, наконец, и нам вернуть человека тысячелетия на положенное ему место?

Борода «сатаниста»

Критиковать Маркса и марксизм – любимое упражнение не только наших либералов. Недоброжелателей и без них хватает. Даже говорят: участь детей Маркса – кара «за его деяния». «Порой казалось, что Маркс одержим демонами, – пишет один из английских биографов Роберт Пейн. – У него было дьявольское видение мира и дьявольская же злоба». В книге его американского коллеги Ричарда Уармбрэнда «Был ли Карл Маркс сатанистом? » указывается на возможность связей Маркса с некой законспирированной сектой, а в числе доказательств приводится «манера носить густую бороду». Всё это, конечно, вздор…

Сколь бы ни тяжела, а может, и трагична его личная жизнь, он всё же был счастливым человеком. Как сказал кто-то: он сделал всё, что мог, остальное – дело человечества. Он сам признавал, что ничто человеческое ему не было чуждо. 

У Маркса имелся внебрачный сын от горничной Хелен Дельмут. Чтобы избежать разлада в семье Карла, Энгельс забрал ребёнка, сказав, что он его отец, и устроил в какой-то семье, которая воспитала его.

Георгий Цаголов, «Литературная газета».

14:03, 13.05.2018 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → В двух словах содержание «Капитала» — бей буржуев! Исполнилось 200 лет со дня рождения человека тысячелетия Карла Маркса

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100