Подводные камни туризма в Приморье — чиновники в стремлении «держать и не пущать» готовы даже превышать свои должностные полномочия

С началом летнего сезона многие фирмы Приморского края, занимающиеся туризмом, а не организацией т.н. «шоп-туров» для провоза чужого товара под видом своего багажа, переживают тревожные моменты.

Связаны их волнения с наличием бланков типа «В» на пересечение государственной границы автобусами нерегулярных маршрутов — бланки эти ежегодно распределяются рабочей группой по подготовке межправительственной комиссии РФ и КНР, причем российской стороне, как правило, достается больше бланков типа «С», для грузового транспорта, а китайской — бланков типа «В», для пассажирских автобусов. 

К примеру, в минувшем году перевозчикам российских турфирм выделили 3000 бланков, — причем, это на всех, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке (!), а китайским — 23500. Хотя китайская сторона свои лимиты из года в год не осваивает, а российским перевозчикам, с клиентами в лице туроператоров, бланков хватает лишь на 7-8 месяцев работы, и заканчиваются они именно в разгар туристического летнего сезона.

В частности, в прошедшем, 2017 году, ситуация повторилась, как обычно: бланки типа «В» у перевозчиков приморских турфирм стали заканчиваться уже к июлю. И туристические компании ожидали, что на очередном заседании рабочей группы межправительственной комиссии, проходившем 18-20 июля 2017 года в г. Ченду (КНР), бланки перераспределят, передав российской стороне часть, не использованных Китаем. 

Но этого не случилось, и в прошлом году множество турфирм края «сели на мель» и вынуждены были слать экстренные телеграммы в Минтранс, в Минвостокразвития, в правительство России, полпреду президента в ДФО и первому вице-премьеру Юрию Трутневу — с одной и той же просьбой: экстренно вмешаться в ситуацию и принять меры к разрешению кризиса…

***

Однако их жалобы и просьбы не принесли желанного результата: никто не стал срочно собирать рабочую группу и заниматься перераспределением бланков. Туристические фирмы Приморья, где на самый популярный погранпереход между пос. Пограничным и городом Суйфэньхе выделяется всего 400 бланков в год на всех пассажироперевозчиков, работающих на нерегулярных автобусных рейсах, были вынуждены выкручиваться, кто как смог. Или возить туристов через другие переходы, выполняя дальний крюк, примерно, в 400-500 лишних километров, или самим добывать бланки «В» через китайских партнеров.

Но на этом пути их подстерегает опасность — в лице Дальневосточного филиала ФБУ Росавтотранс. Данное федеральное агентство Министерства транспорта, заметим, не имеет прямого отношения к распределению и выдаче бланков на пересечение границы (выдает эти бланки АСМАП — Ассоциация международных автоперевозчиков). По уставной своей деятельности, оно должно «организовывать работу компетентного органа в области автомобильного транспорта при реализации обязательств, вытекающих из международных соглашений Российской Федерации» (п. 2.1 Устава ФБУ), но почему-то в Приморье озаботилось именно работой перевозчиков, обслуживающих туристические компании на нерегулярных рейсах, т.н. «заказными» автобусами.

При этом, хотя исчерпывающий перечень компетенции ФБУ Росавтотранс приведен в п. 2.2 Устава этого учреждения (с учетом 10 дополнений к Уставу), и контроль за выдачей и использованием бланков типа «В» в этот перечень не входит, руководитель филиала ФБУ Росавтотранс Конев И.А. по собственной инициативе направлял коллегам в КНР письма с просьбой проверить законность работы конкретных автобусов конкретных перевозчиков, обслуживающих конкретных туроператоров.

В результате такой инициативы госслужащего, на китайской стороне задерживались «для проверки» автобусы, привозившие туристические группы, которые обеспечивали своим группам трансфер по территории Китая, экскурсионные поездки и т.п. Туристы, в итоге, были вынуждены претерпевать неудобства, компания — организатор тура — экстренно искать другие «заказные» автобусы на китайской стороне и нести дополнительные, никак не запланированные и ничем не оправданные расходы. 

И хотя после проверки автобусы выпускали, но их простой в течение 1 – 3 дней наносил ощутимый экономический ущерб не кому-нибудь, а именно российским, отечественным туристическим компаниям!

***

Можно ли подобную деятельность филиала госучреждения Министерства транспорта РФ считать направленной на развитие туристической отрасли и на «реализацию обязательств, вытекающих из международных соглашений Российской Федерации»? Ведь у китайской стороны не было никаких вопросов и претензий к работе российских перевозчиков или их клиентов-турфирм. 

Не возникло никаких претензий и после запроса Игоря Конева от лица филиала ФБУ Росавтотранс. А вот у туристических компаний и перевозчиков вопросы к этому ведомству возникли: на каком правовом основании государственное учреждение за рамками своей уставной деятельности предпринимает такие действия?

Однако на запрос компании-перевозчика, чьи автобусы подвергались китайской проверке по запросу Дальневосточного филиала ФБУ Росавтотранс, ведомство не ответило. Указав лишь, что не должно никому отчитываться о своей ведомственной переписке. 

Так вопрос, в итоге, остался открытым: на каком основании российская госструктура, не имея явных оснований, да и полномочий, для проверки деятельности компании-перевозчика просит об этом представителей КНР?

Между тем, другой актуальный для перевозчиков и туроператоров Приморья вопрос по перераспределению бланков типа «В» во втором полугодии, для организации работы в туристический летний сезон и в этом году остается открытым. 

А если наши, российские чиновники, вместо оказания действенной помощи компаниям туристического рынка по получению дополнительных бланков, будут принимать всевозможные запретительные и ограничительные меры, вроде запросов в Китай о проверках российских фирм, то о каком развитии отрасли можно вести речь? 

Помнится, еще экс-губернатор Миклушевский на прошлогоднем PITE — Тихоокеанском туристическом форуме, поручал создать список «брендовых мест региона», развивать историко-познавательный туризм, в т.ч. с использованием 108 объектов Владивостокской крепости, привлекая не только русских и иностранных туристов, но и инвесторов, для чего требовал наладить на наиболее перспективных объектах инфраструктуру, позаботиться об их сохранности, отреставрировать. С этой целью даже специальный общественный экспертный совет намеревались создавать, но… на практике пока что все обстоит не столь радужно для туристических компаний.

Банальные бюрократические препоны, пассивность представителей российской стороны в рабочей группе по подготовке межправительственных комиссий и в перераспределении бланков более выгодны китайским туристическим компаниям, чем отечественным. Так и выходит, что пока в Китае развивается туризм, российские чиновники «не пущают» своих — чего доброго, вслед за бланками и талоны на турпоездки в обиход введут. Такие вот подводные камни в этой сфере...

Павел Чаплицкий, г.Владивосток.

18:45, 05.06.2018 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Главная тема → Подводные камни туризма в Приморье — чиновники в стремлении «держать и не пущать» готовы даже превышать свои должностные полномочия

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100