Ребята делали всё, чтобы спастись: 18 лет назад погибла подводная лодка «Курск»

12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров потерпел крушение российский атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск». Все 118 членов экипажа субмарины погибли.

«Курск» вышел в море, согласно плану учений, для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива 10 августа 2000 года. Командовал судном капитан первого ранга Геннадий Лячин. Вооруженный 24 крылатыми ракетами «Гранит» и 24 торпедами, «Курск» должен был осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей.

В 11:28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль тряхнуло. В 11:30 был зафиксирован второй хлопок. Командир крейсера капитан первого ранга Владимир Касатонов не придал значения информации об инциденте.

В установленное время, 17:30, «Курск» не вышел на связь. О крушении судна военным стало известно только в 23:00, когда Лячин не вышел на связь второй раз. В 23:30 субмарина была объявлена аварийной. Поиски «Курска» начались 13 августа.

Сразу после объявления боевой тревоги командующий Северным флотом Вячеслав Попов сделал запрос на все корабли: наблюдали ли они сигнал SOS. В 4:38 «Петр Великий» сообщил, что в точке с координатами широта 69 градусов 37,8 минут, долгота 37 градусов 33 минуты, слышит сигнал SOS. Сигнал слышали 15 радистов с разных кораблей.

«Курск» обнаружили лежащим на грунте на глубине 108 метров в 04:51. По другим данным, точное место расположения подлодки обнаружили только в 9 утра 13 августа.

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 21 августа. В районе трагедии находились 22 корабля Северного флота, однако ни одному аппарату не удалось состыковаться с комингс-площадкой 9-го отсека. По официальной версии, неудачи объяснялись сильным подводным течением, а также низкой прозрачностью воды и сильным креном «Курска». При этом военные отвергли предложения помощи со стороны иностранных спасателей.

14 августа сообщается, что с «Курском» есть связь. Именно в этот день свою помощь предложили Норвегия и Англия. Однако официально спасательная операция еще объявлена не была. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщает о начале операции. Попытки состыковаться с площадкой 9-го отсека идут 16 августа. Отметим, что по словам капитана 3-го ранга Шолохова, никакого крена не было, а видимость и скорость течения позволяли проводить операцию. Попытки состыковаться с комингс-площадкой были неудачными из-за того, что треснуло металлическое кольцо шлюза.

17 августа начинают поступать сообщения, что весь экипаж «Курска» — 118 человек — погиб в первые минуты после взрыва. 19 августа начальник штаба Северного флота Михаил Моцак подтверждает гибель всего экипажа в первые минуты после аварии. По официальной версии, произошел взрыв торпеды в аппарате №4, после чего взорвался остальной боезапас.

В этот же день, 19 августа, добро на участие в операции получают Англия и Норвегия. 20 августа к месту катастрофы подходит норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту. 21 августа они вскрывают верхний и нижний люки 9-го отсека. Дистанционное обследование отсека показывает, что весь экипаж лодки погиб.

По некоторым данным, после катастрофы в живых оставались не менее 23 членов экипажа судна. Об этом, в частности, свидетельствует записка, найденная в кителе командира 7-го отсека Андрея Колесникова.

Год назад РЕН ТВ общался с Александром Горбуновым, который в начале 2000-х годов был старшим экспертом-криминалистом 1082-й судебно-медицинской лаборатории Северного флота. С его помощью поднято 37 тел погибших подводников.

Горбунов был откомандирован в поселок Видяево, где находились родственники моряков, спустя две недели после трагедии. Следователи составили около 100 протоколов допросов, в рамках которых родственники и друзья моряков предоставляли информацию для их опознания. Также запрашивалась информация из медучреждений. На основе этого были составлены идентификационные карты.

Осмотр отсеков был начат с 9-го. Там, по словам Горбунова, была вода с пленкой из мазута и высокая концентрация угарного газа, так что эксперты работали в специальных костюмах. В самой лодке повсюду были средства регенерации воздуха и спасательные гидрокостюмы. На лицах некоторых подводников были надеты маски портативных дыхательных аппаратов. Горбунов отмечает, что ребята делали все, чтобы спастись.

Одно из тел поднимали почти пять часов, так как многие погибшие моряки находились в местах, куда было очень трудно проникнуть. В других отсеках искать тела приходилось в грудах металлических обломков. К концу марта 2002 года удалось обнаружить тела 115 моряков. Двух матросов и главного специалиста «Дагдизеля» не нашли. Позже, по словам Горбунова, специальная комиссия заявила, что все находившиеся в 9-м отсеке моряки погибли через 7-8 часов после катастрофы от отравления угарным газом.

Согласно официальной версии, подготовленной в 2002 году, произошел взрыв так называемой толстой торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате №4. Причиной взрыва стала утечка топлива торпеды — пероксида водорода. Через 2 минуты пожар, возникший после взрыва, привел к детонации остальных торпед. По версии вице-адмирала Валерия Рязанцева, который входил в комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы, причиной первого взрыва стало пополнение «толстой» торпеды необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года.

Отметим, что по сведениям разных источников, при погрузке боезапаса в Лице на двигатели «Кита» произошел пожар, однако ситуацию не посчитали достаточно серьезной.

Второй взрыв произошел потому, уверен Рязанцев, что лодка врезалась в грунт на скорости около 3 морских узлов. В результате снаряженные боевыми торпедами аппараты №1, 3, 5 и 6 смялись и разрушились, из-за чего боеприпасы взорвались.

ВЕРСИИ

Версия № 1

Взрыв торпеды

Как и в случае с К-129, натовские эксперты настойчиво говорят о внутреннем взрыве на борту «Курска». Говоря о К-141, американские военные вспоминают о собственной трагедии 21 мая 1968 года, происшедшей в Атлантике, недалеко от Азорских островов, когда затонула американская АПЛ «Скорпион». Тогда погибло 99 человек. Спустя пять месяцев обломки корпуса были обнруженны на глубине 3000 метров. Доклад комиссии ВМС объемом на1354 страницы был рассекречен лишь через 24 года после катастрофы Комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели лодки была её собственная торпеда, выпущенная случайно и развернувшаяся на 180 градусов.

Другие специалисты уверены, что загорелась и взорвалась неисправная аккумуляторная батарея. Официально о причине аварии до сих пор не объявлено. По мнению Тома Кленси, то, что произошло со «Скорпионом», могло произойти и с «Курском».

Уже известно, что первый взрыв произошел в 11.28, а через 2 минуты 15 секунд последовал второй, более мощный, операторы эхолокационных систем, следившие, за ходом учений на борту двух или трех подлодок НАТО, расположенных на почтительном расстоянии, чуть не оглохли то грохота, раздавшегося в наушниках. Взрывную волну второго взрыва зарегистрировали сейсмические станции, расположенные в 3200 километрах от места аварии. По оценкам норвежских экспертов сейсмологического института НОРСАР, второй взрыв был эквивалентен взрыву одной или двух тонн тротила. Кроме того, характер пиков и горизонтальных участков зарегистрированного сигнала говорил о том, что второй взрыв был на самом деле серией взрывов, прогремевших практически одновременно.

Не только западные, но и многие российские эксперты предполагают, что внутри подлодки могло взорваться множество боеголовок. По меньшей мере два (а возможно, и четыре) из десяти отсеков «Курска» были затоплены мгновенно, после чего судно было обездвижено, а ядерный реактор автоматически заглушился.

Торпеда, пущенная с «Курска», могла взорваться на выходе из лодки. Тогда первый взрыв – сама торпеда, второй – сдетонировал боезапас. Однако характер разрушений на подлодке при этом был бы другой.

Вероятной причиной катастрофы считают и неудачное испытание торпеды нового типа. Предполагают, что это были торпеды, поднимающиеся в воздух, а затем вновь опускающиеся в воду, чтобы поражать подводные лодки противника, или новая версия торпед с пониженным уровнем шумности, снабженных ракетными двигателями.

Михаил Тужиков не верит в версию взрыва своей торпеды:«Курск» лежит на грунте с поднятым перископом, а под перископом никто торпедами со Второй мировой не стреляет. Версия, что перископ мог «сам собой» выйти от удара о грунт – идиотская. Перископ поднимается гидравликой с усилием 150 кг на кв. см. Если пропадает энергия или в системе гидравлики случиться разрыв, а такое бывает, то перископ под собственным весом падает обратно и разбивается в хлам. Так что «сам» он вылезти не может. Но главное – взрыв торпеды не объясняет, почему у подлодки повреждены рубка и комингс-площадка аварийно-спасательного люка на корме». Взрыв боевой торпеды, закрепленной на стеллаже и имеющей несколько ступеней предохранения, ставший причиной гибели «Курска», маловероятен.

Версия №2

«Курск» был потоплен американской подлодкой «Мемфис», выпустившей по ней торпеду

Бывший британский военный чиновник и инженер по торпедам Морис Стрэдлинг (бывший, кстати, ключевой фигурой в первоначальном расследовании) назвал даже марку торпеды, которой американцы потопили «Курск».

«По всей вероятности, Курск был потоплен американской торпедой МК-48», – сказал г-н Стрэдлинг, бывший член коллегии Британского министерства обороны. Редактор отдела Би-би-си Ник Фрэзер поспешил назвать это заявление «сплошным враньем» и отказался пустить по британскому телевидению фильм французских документалистов «Курск – субмарина в тревожных водах», который уже привлек рекордную аудиторию – более 4 млн зрителей – на французском телевидении.

Ранее Би-би-си привлекало г-на Стрэдлинга как главного консультанта в своем документальном фильме 2001 года «Что потопило Курск? ». Тогда он придерживался точки зрения, что затопление могло быть вызвано неисправностью устаревшей российской торпеды. Но сейчас Стрэдлинг, который также принимал участие в съемках французского документального фильма, заявил: «В то время, в 2001 году, фильм Би-би-си был вполне приемлемым с учетом тех фактов, которые нам тогда были известны, как мы их понимали, а тогда мы не представляли возможной причастности третьей стороны».

Новое объяснение причин затопления «Курска» основано на обнаруженном отверстии в боку судна и свидетельстве присутствия субмарин США в том же районе в то же самое время, когда «Курск» затонул. Во французском фильме есть кадры «Курска», поднятого из воды, где отчетливо видно круглое ровное отверстие в правом боку корабля. Причем края отверстия ясно загнуты внутрь судна, что согласуется с фактом атаки с внешней стороны субмарины. Американский военный источник во французском документальном фильме также заявляет, что такое отверстие является «фирменной» уликой воздействия американской торпеды МК-48, которая обладает способностью проходить как по маслу через стальную обшивку судна благодаря специальному механизму на носу торпеды, который воспламеняет и расплавляет медь.

А некоторые американские эксперты даже утверждают, что такое отверстие – это своего рода фирменный знак американской торпеды МК-48.

По версии французских кинодокументалистов, атака произошла, когда две американские подлодки, «Толедо» и «Мемфис», тайно отслеживали «Курск». Затем «Толедо» случайно столкнулся с «Курском», при этом российская субмарина открыла свои торпедные камеры, что повлекло за собой атаку со стороны «Мемфиса», который защищал поврежденный «Толедо» во время отступления последнего задним ходом.

Более того, в ходе проведения поисково-спасательной операции до того момента, когда ситуация еще не контролировалась властями, в средства массовой информации просочилась информация о том, что недалеко от места гибели «Курска» были обнаружены светло-зеленые спасательные буи, хотя россияне используют только бело-красные. Еще одним свидетельством правдоподобности данной версии является прием сигналов о помощи, которые принимал крейсер «Петр Великий» 13-14 августа. 

И если первоначально спасатели надеялись, что сигналы эти посылаются с «Курска», то позже, после их расшифровки, стало понятно, что они исходили с иностранной субмарины (подавались они механическим излучателем, а на российских подлодках они не используются). Да и посмертная записка капитана подводного крейсера явно свидетельствует о том, что в это время на судне не оставалось никого, кто бы мог просить о помощи.

Необходимо также отметить, что в то время, когда на поиски подлодки по тревоге были подняты самолеты двух противолодочных эскадрилий, летчики обнаружили масляные пятна, оставленные другой подводной лодкой. Понятно, что подозрение сразу же пало на британцев и американцев, чьи субмарины находились там же. Но если англичане рьяно отстаивали свою непричастность, требуя от россиян доказательств, то американцы вели себя более сдержанно, как будто им было что скрывать. 

А ведь и, правда, было что: на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках. Таким образом, уже с самого начала все было предельно ясно, пока власти не постарались максимально ввести в заблуждение гражданское население.

Затем истинная причина потопления «Курска», утверждается в фильме, была скрыта путем дипломатической договоренности между тогдашними президентами двух стран Биллом Клинтоном и Владимиром Путиным. Сделка включала аннуляцию российского долга на сумму $10 млрд.

Фильм "Как торпедировали «Курск» вы можете найти в интернете.

Версия №3

По версии канадского телеканала History Channel, в ходе слежки за «Курском» «Толедо» постаралась подойти поближе, однако по случайности столкнулась с российской АПЛ, возможно, выполнявшей свой маневр. Капитан «Мемфиса», подумав, что «Курск» атаковал «Толедо» (предположительно, получив акустический сигнал об открытии торпедных шлюзов), выстрелил по российской субмарине.

По словам «подполковника Андрея», "малая подводная лодка AS-15 (судя по всему, имеется в виду одна из АПЛ «Кашалот» (проект 1910) — Ред.) после катастрофы быстро обнаружила «Курск». Но не было никакого решения о спасательной операции — хотя, как утверждает источник, на борту были водолазы, способные работать на глубине до 200 метров. «Курск» лежал на глубине 108 метров . «Кашалоты» являются одними из наиболее засекреченных лодок российского ВМФ. До сего дня толком неизвестно, подчиняются ли они морскому командованию. По крайней мере, до 1986 года (на тот момент первая подлодка этого типа ходила уже три года) они числились за ГРУ.

"Мы думали, что экипаж погиб, не было никаких контактов с ними, — продолжает рассказ подполковник. — Когда я варил Корабельникову кофе, зазвонил телефон. Командир побледнел, выслушал и пробормотал: «Буду в одно мгновение».

"Эти американские (…) затопили наш корабль, понимаешь? Будет война, будет война! «, — якобы заявил Корабельников.

Естественно, что обе версии американская сторона отвергала. Собственно, вокруг американского участия в инциденте вся каша и заварилась. На этом фоне стало забываться о том, что в районе учений присутствовала еще и британская лодка, предположительно „Сплендид“ (Splendid). В 1986 году именно она столкнулась с советской подлодкой „Симбирск“, а в 1999 году наносила удары по Сербии, и ее якобы спугнул всплывший в Средиземном море „Курск“.

После взрыва на „Курске“ подлодки, путая следы, ушли на ремонт на натовские базы. Причем одна из них, как предполагается, в течение суток боролась за живучесть в сотнях метров от лежавшего на дне „Курска“, подавая сигналы „SOS“.

Именно факт присутствия двух лодок в зоне крушения, наряду с согласованием позиций по форс-мажору между Москвой, Вашингтоном и Лондоном, как предполагается, мог послужить причиной затягивания спасательной операции по вызволению погибших мучительной смертью русских моряков.

Что интересно: выследить маршруты передвижения американцев после инцидента удалось, а вот ситуация с британской АПЛ так и не была прояснена. Возможно, интересующуюся публику сознательно увели в сторону американцев…

Мысль о том, что возможна причастность „Сплендид“ к гибели „Курска“, беспокоит британцев. В тамошней версии „Википедии“ на странице, посвященной этой лодке, сделано весьма объемное отступление. В нем утверждается, что никакого отношения британская АПЛ к гибели русской лодки не имела.

„Хотя обвинения оказались необоснованными, теоретики заговора разрабатывали их в различных направлениях в течение долгого времени“, — отмечается в английской „Википедии“.

И правда, еще в 2000 году „Независимая газета“ опубликовала мнение одного из капитанов-подводников, согласно которому, подлодка „Сплендид“ упокоилась рядом с „Курском“ на дне Баренцева моря и была взорвана в ходе операции по подъему русской лодки. Автор предположил, что вскоре мы услышим о гибели или списании этой АПЛ.

В октябре 2000 года, согласно сообщению BBC, 12 атомных лодок (в том числе все АПЛ „Swiftsure“) были сняты с боевого дежурства по причине течи в системе охлаждения ядерного реактора одной из лодок класса Trafalgar. Сколько лодок потом вернулось в строй — точно неизвестно.

Согласно каталогу „Джейн“, наша „героиня“ была списана в 2004 году. Хотя это была последняя по счету и самая новая лодка проекта „Swiftsure“ (всего их шесть), на слом почему-то она пошла первой.

Вроде бы еще в 2003 году эта лодка, если верить британским источникам, которые опираются исключительно на два небольших репортажа BBC, „работала“ по целям в Ираке. Кстати, в одном из этих материалов присутствует прелюбопытная фотография: моряк снимает „Веселого роджера“ с явно покореженной рубки „Сплендид“.

Версия № 4

Еще одна версия, которая не выдерживает никакой критики, — это версия о подрыве на мине времен войны

Действительно, мины Второй мировой войны все еще дают о себе знать, особенно в Северных морях. Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак сообщил, что только за последние годы обнаружено девять таких мин. И все же, по мнению специалистов, взрывной силы мины-рогатки не хватило бы для столь серьёзного поражения лодки, обладающей противоледовой защитой, прочным корпусом из маломагнитной стали (около 40 мм), цистерной прочного балласта и легким корпусом (10-15 мм) с перфорированной резиной.

Это можно очень легко опровергнуть. Во-первых, повреждения, которые остаются от таких боеприпасов, имеют характерную форму, которую спутать с чем-то другим просто невозможно. И если бы действительно это произошло, то никаких других версий попросту не возникло бы. 

Во-вторых, мина тех времен не могла нанести настолько серьезных повреждений лодке, чтобы вызвать немедленную ее гибель. Кроме того, полигоны, на которых проводились учения, используются для подобных целей не одно десятилетие, они неоднократно проверены, поэтому говорить о том, что здесь все еще можно обнаружить мину, нельзя. Более того, сам «Курск» оснащен «трактом миноискания». Таким образом, и эта версия не соответствует действительности.

Версия № 5

Диверсия

Эта версия, скорее, домысел некоторых СМИ. Теоретически, если взрывное устройство большой мощности заложить в районе переборки, отделяющей первый отсек от второго, быстрое затопление двух объемных отсеков вполне реально. Не скрывалось, что речь шла скоре всего о внешнем враге, подложившим взрывное устройство в расчете на то, что катастрофа такого размера заставит российское руководство отказаться от возобновления военно-морского присутствия В Средиземном море и в Персидском заливе, а также скажется на активности атомного подводного флота России в Мировом океане.

Россия в ХХ столетии построила более половины всех атомных подлодок в мире. В 60-80-х гг. советский флот стремительно рос и мог соперничать с американским. Но на сегодняшний день общее положение дел на российском флоте поистине катастрофическое, а нормальное содержание и эксплуатация ядерного флота очень дорогое удовольствие. Так что подобная диверсия вряд ли имела место, поскольку гораздо более эффективно финансово-экономическое воздействие.

Сюда же можно отнести и «чеченский след». Прибывший директор ФСБ России Н. Патрушев 24 августа заявил, что на «Курске» находились два человека из Дагестана, сотрудники завода «Дагдизель», производящего двигатели для подлодок. По словам Патрушева, ФСБ с первых дней собирала на них информацию, но «никаких данных о возможной их причастности к крушению пока нет» 1

В тот же день представители ФСБ заявили, что у них нет никаких вопросов к специалистам из Дагестана.

Версия № 6

ЧП в первом отсеке

В случае с «Курском» много говорили о поломке, коротком замыкании и сбоях, которые могли привести к лавинообразному отказу техники и всех систем корабля, как, например, произошло с лодкой «Комсомолец», погибшей в Норвежском море в апреле 1989 года.

Вообще за всю историю советского и российского атомного флота в авариях на АПЛ (не считая «Курск») погибло около 500 человек. По статистике, подлодки часто тонули после учений или в конце длительных походов. Основной причиной были пожары. Однако пожары – это скорее проектные аварии, личный состав должен знать, как их ликвидировать. А вот если конструкторский просчет… Но в случае с «Курском» нельзя нечего сказать о конструкторском просчете. Подлодки такого проекта эксплуатируются уже несколько лет и не имеют серьезных нареканий. Хотя и эта версия будет проверяться.

ЧП в первом отсеке могло произойти и по вине экипажа. О возможной ошибке экипажа, вызвавшей затопление, заявляли неоднократно, особенно западные СМИ.

Конечно, человеческий фактор играет важную роль. Аварии на подводных лодках могут возникать в результата халатности, пренебрежения своими обязанностями кого-либо из экипажа или тех людей, которые создавали лодку.

Но вот мнение Виктора Рысакова первого командира «Курска»: «Я лично отбирал этих людей на корабль… В 1994 году на испытаниях лодка показала себя превосходно, выполнив все мыслимые и немыслимые маневры. И версию о столкновении с надводным судном я считаю бредовой. Известно же, что перископ был поднят. Если так, то командир не мог не заметить приближающейся опасности. Что-то произошло внутри: либо взрыв оружия, либо взрыв аккумулятора. Сейчас на борту люди, которых я лично отбирал на корабль. Все они прошли подготовку в учебном центре в Обнинске и на заводе- производителе. Байгарин, Силогава, Рудаков, Кеслинский, Борисов, Горбунов, Козадеров… Опытнейшие, стойкие подводники. Таких на «Курске» много. Так что можно засунуть в задницу комментарии психологов об истериках и ступорах – сильные люди этого не допустят».

Экипаж был признан одним из лучших на Северном флоте, по итогам прошлого учебного года. Большинство тех, кто знал экипаж и лодку, говорят об аварии, как об «исключительном» стечении обстоятельств.

Известно, что вероятность возникновения аварии на АЛП повышается, когда сказывается фактор усталости экипажа. Но усталость экипажа К-141 маловероятна – учения были кратковременными.

В принципе, вероятность, что в случае с «Курском» причиной аварии стала какая-либо ошибка экипажа, невелика, но, если не будут предъявлены доказательства других версий, то именно эта версия может стать доминирующим. Ведь экипаж уже не сможет ответить…

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Список личного состава АПЛ «Курск», находившегося на борту в момент катастрофы

I отсек

старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич, старшина команды торпедистов
мичман Зубов Алексей Викторович, техник гидроакустической группы
матрос Нефеднов Иван Николаевич, командир отделения торпед
матрос Боржов Максим Николаевич, торпедист
матрос Шульгин Алексей Владимирович, машинист трюмный
старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич, прикомандированный от ОАО завод «Дагдизель»
Гаджиев Мамед Исламович, прикомандированный от ОАО завод «Дагдизель»

II отсек

Штаб 7-й дивизии подводных лодок:
капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович, начальник штаба 7-й дивизии подводных лодок
капитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович, флагманский специалист БЧ-2
капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович, заместитель начальника электромеханической службы
капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич, помощник начальника электромеханической группы
капитан 3 ранга Байгарин Марат Ихтиярович, ВрИО флагманского специалиста БЧ-3

Экипаж

капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович, командир подводной лодки
капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович, старший помощник командира
капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич, зам. командира по воспитательной работе
старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич, командир электронавигационной группы
старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович, инженер электронавигационной группы
капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович, командир БЧ-2 (ракетной боевой части)
капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович, командир группы управления БЧ-2
старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович, инженер группы управления БЧ-2

старший лейтенант Гелетин Борис Владимирович, командир группы старта БЧ-2
старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич, командир группы целеуказания БЧ-2
капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович, командир БЧ-5 (электромеханической боевой части)
капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович, командир дивизиона живучести
капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич, командир трюмной группы дивизиона живучести
мичман Хивук Владимир Владимирович, техник-поверитель
капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич, командир БЧ-7 (боевой части управления)
капитан-лейтенант Родионов Михаил Олегович, командир вычислительной группы
капитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич, командир БЧ-1 (штурманской боевой части)
старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич, инженер вычислительной группы
мичман Самоваров Яков Валерьевич, начальник сан. части
старший мичман Рузлёв Александр Владимирович, главный боцман
мичман Козырев Константин Владимирович, техник электронавигационной группы
старший мичман Фесак Владимир Васильевич, второй техник электронавигационной группы
мичман Полянский Андрей Николаевич, третий техник электронавигационной группы
мичман Кислинский Сергей Александрович, техник группы старта БЧ-2
мичман Грязных Сергей Викторович, техник вычислительной группы
матрос Миртов Дмитрий Сергеевич, рулевой-сигнальщик
старшина 2-й статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич, командир отделения рулевых сигнальщиков. Похоронен на родине. г.Яхрома, МО
старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич, инженер электротехнической группы
матрос Дрюченко Андрей Николаевич, электрик
старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович, командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части)
мичман Парамоненко Виктор Александрович, техник гидроакустической группы

III отсек

капитан-лейтенант Репников Дмитрий Александрович, помощник командира
капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич, командир БЧ-4 (боевой части связи)
капитан-лейтенант Фитетер Сергей Геннадьевич, командир группы автоматической космической связи
капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович, командир группы засекреченной автоматической связи
капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович, командир группы автоматики дивизиона живучести
капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич, командир гидроакустической группы
старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович, инженер гидроакустической группы (первый)
старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович, инженер гидроакустической группы (второй)
старший лейтенант Гудков Александр Валентинович, командир группы радиоразведки
капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич, начальник химической службы
старший мичман Ерасов Игорь Владимирович, шифровальщик
старший мичман Свечкарёв Владимир Владимирович, телеграфист засекреченной автоматической связи
старший мичман Калинин Сергей Алексеевич, телеграфист засекреченной автоматической связи БЧ-2
старший мичман Федоричев Игорь Владимирович, техник БЧ-7
мичман Вишняков Максим Игоревич, техник группы целеуказания
мичман Чернышов Сергей Серафимович, телеграфист космической связи
мичман Белов Михаил Александрович, техник гидроакустической группы
мичман Товолжанский Павел Викторович, техник гидроакустической группы
старший мичман Власов Сергей Борисович, техник группы радиоразведки
мичман Рычков Сергей Анатольевич, техник химической службы
старшина 2-й статьи контрактной службы Анненков Юрий Анатольевич, механик БЧ-2
матрос Кошков Дмитрий Анатольевич, механик БЧ-2
матрос-дублер Павлов Николай Владимирович, механик БЧ-2
матрос Тряничев Руслан Вячеславович, машинист трюмный

IV отсек

старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович, инженер дивизиона живучести
капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович, начальник медицинской службы
мичман Романюк Виталий Фёдорович, фельдшер
старший мичман Кичклруп Василий Васильевич, старшина команды санитаров
старший мичман Беляев Анатолий Николаевич, старший кок (инструктор)
главный корабельный старшина контрактной службы Янсанов Саловат Валерьевич, кок (инструктор)
матрос Витченко Сергей Александрович, кок
матрос Евдокимов Олег Владимирович, кок
матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович, трюмный
матрос Халено Александр Валерьевич, турбинист (дублер)
матрос Коломийцев Алексей Юрьевич, турбинист (дублер)
матрос Логинов Игорь Васильевич, турбинист (дублер)

V отсек

капитан 3 ранга Мурачёв Дмитрий Борисович, командир группы дивизиона движения
капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович, командир группы дистанционного управления (первой)
капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич, командир группы дистанционного управления (второй)
капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович, командир электротехнического дивизиона
капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич, командир группы автоматики дивизиона движения
капитан 3 ранга Белозёров Николай Анатольевич, командир электротехнической группы
старший мичман Цымбал Иван Иванович, техник-электрик
мичман Троян Олег Васильевич, техник химической службы
главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович, электрик
матрос Ларионов Алексей Александрович, трюмный
мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич, техник-электрик

V-бис отсек

старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич, инженер электротехнической службы (первый)
старший мичман Хафизов Наиль Хасанович, старший инструктор химической службы
старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич, техник-дизелист
мичман Байбарин Валерий Анатольевич, старшина команды трюмных дивизиона живучести

VI отсек

капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович, командир дивизиона движения, Самарканд. Похоронен в г. Димитровграде Ульяновской области
мичман Баланов Алексей Геннадьевич, старшина трюмной команды дивизиона движения
старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович, инженер группы автоматики дивизиона движения
главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович, специалист трюмный. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Похоронен в г. Абакане
матрос Коркин Алексей Алексеевич, специалист трюмный. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 19 лет, Архангельск. Похоронен на родине

VII отсек

капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович, командир турбинной группы дивизиона движения. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Похоронен на родине в Санкт-Петербурге
мичман Ишмуратов Фанис Маликович, техник турбинной группы
старшина 2-й статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич, командир отделения турбин
матрос Кубиков Роман Владимирович, турбинист. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 21 год. г. Курск. Похоронен на родине
матрос Некрасов Алексей Николаевич, турбинист
старшина 1-й статьи контрактной службы Зубайдулин Рашид Рашидович, электрик
матрос Налётов Илья Евгеньевич, турбинист
старшина 2-й статьи контрактной службы Аникиев Роман Владимирович, турбинист
старший мичман Казадеров Владимир Алексеевич, техник-турбинист

VIII отсек

капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович, инженер группы дистанционного управления. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Украина, Запорожская область(второй)
старший мичман Кузнецов Виктор Викторович, старший помощник турбиниста. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность
главный корабельный старшина контрактной службы Гесслер Роберт Александрович, командир отделения турбин. Благоварский район Башкирии. Похоронен на родине
старший мичман Борисов Андрей Михайлович, техник группы автоматики дивизиона движения. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Рязань
матрос Мартынов Роман Вячеславович, турбинист. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 19 лет, Республика Коми, Ухта. Похоронен на родине
матрос Сидюхин Виктор Юрьевич, турбинист
матрос Борисов Юрий Александрович, турбинист

IX отсек

старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович, инженер группы дистанционного управления (второй). Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 23 года, Севастополь. Похоронен в Санкт-Петербурге
мичман Иванов Василий Эльмарович, старшина команды электриков
мичман Бочков Михаил Александрович, техник трюмной группы дивизиона живучести.

12:02, 13.08.2018 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Ребята делали всё, чтобы спастись: 18 лет назад погибла подводная лодка «Курск»

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2018 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100