Умереть в очереди. На границе в Забайкалье — столпотворение

Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» буквально трещит по швам. В воскресенье 20 января через него прошли семь с половиной тысяч туристов. Это рекорд.

Его максимально допустимая пропускная способность в сутки — 5 тысяч человек. Ежегодно Забайкальский край теряет тысячи китайских туристов, которые отказываются посещать регион из-за бесконечной очереди на пункте пропуска. Всё это — потерянные деньги. Кардинально решить проблему может только реконструкция, которую обещали начать в 2019 году. Сроки сдвинули на год позже.

На круглом столе в ОНФ 22 января заместители министров министерств международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края Валентин Аникьев и Андрей Пак объяснили, почему с реконструкцией пункта пропуска нельзя затягивать.

То, что МАПП «Забайкальск» не справляется с пассажиропотоком, было понятно уже давно. На суточные очереди регулярно жаловались туристы, а в ноябре 2017 года 60-летний житель Забайкалья умер в очереди на российской границе.

С прошлого года начали говорить о срочной необходимости реконструкции. В результате, МАПП «Забайкальск» попал в национальный проект «Логистика международной торговли». Региону пообещали более одного миллиарда рублей на реконструкцию. За три года перегруженное нервное пространство должно стать комфортным и спокойным. Этот миллиард поделили на куски. В первый год реконструкции регион получит 304 миллиона рублей, затем — 366, а потом — ещё 600.

Первоначально заявляли, что работы начнутся в 2019 году и, соответственно, закончатся в 2021-м. Но сейчас сроки сместили на год позже. Планируют начать только в 2020 году.

Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края направило проект письма в правительство РФ с просьбой оставить всё, как было, и начать реконструкцию в 2019 году. Ответа пока нет.

«Сам процесс реконструкции очень длительный: техническое задание, составление проектно-сметной документации, прохождение всех процедур согласования. Это займёт как минимум год. Если это уйдёт на 2020 год, мы прекрасно понимаем, что до 2022 года уже можем не успеть. Заходить придётся на 2023 год. Хотя, конечно, надеемся, что в установленные сроки это всё будет проходить», — сказал во время круглого стола в ОНФ замминистра Андрей Пак.

По его словам, способности пункта пропуска существенно ограничены в техническом плане, не хватает и кадровых ресурсов. Всё это дестабилизирует обстановку, вызывает нарекания и со стороны туристов, и со стороны перевозчиков — всех, кто пересекает там границу.

Единственный неповторимый

МАПП «Забайкальск» был построен в 1998 году. Это был первый пункт пропуска на российско-китайском участке границы. Сейчас он является крупнейшим автопереходом в России. С 2005 года пункт пропуска стал работать круглосуточно. И до сих пор он является единственным на российско-китайском участке границы, который работает круглые сутки.

«Через МАПП «Забайкальск» регулярно проходят автобусы. На сегодняшний день их 14 от российской стороны и столько же от китайской — до 28 рейсов в день. Такого регулярного движения не существуют ни на каком другом пункте пропуска», — рассказал замминистра Валентин Аникьев.

По его словам, ни на одном пункте пропуска в российско-китайском направлении не существует такого легкового движения, как в Забайкалье. «Мы в своё время отстаивали эту точку зрения. Это достижение, что граждане могут выбрать вид транспорта, на котором могут пересекать границу».

Аникьев уточнил, что сейчас активно продвигается вариант запрета пересечения границы на легковом транспорте вместимостью менее восьми человек. Мол, это сократит очереди.

«Предлагают пересадить всех на автобусы, а передвижение на легковом транспорте прекратить. Позиция нашего министерства — нужно использовать все виды транспорта. Такой запрет мы не поддерживаем», — сказал заместитель министра.

Пешком в Китай

Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей разрабатывает альтернативные варианты облегчения ситуации на МАПП «Забайкальск». Один из них — создание отдельного транспортного коридора на железнодорожном пункте пропуска.

«Мы планируем запустить дополнительный поезд Маньчжурия — Чита, либо Маньчжурия — Забайкальск, либо поезд Иркутск — Забайкальск продлить до Маньчжурии, чтобы часть туристического потока, который стоит в очередях, переместить на железную дорогу; не превращать МАПП «Забайкальск» в барахолку, а сделать его цивилизованным туристическим каналом», — считает Валентин Аникьев.

Также министерство смотрит в небо. Но там всего один рейс из Читы до Хайлара. Тем не менее, в планах ведомства есть расширение географии полётов в Китай.

Не отвергается и вариант пешего перехода границы.

«Это допускается в европейских странах, но не существует на российско-китайской границе. Наши соседи в Амурской области сейчас строят новый автомобильный мост в Благовещенске, делают канатную дорогу. Если мы у себя рядом с транспортом сделаем на соседней территории канал и попытаемся убедить Москву организовать пешеходное движение (оно, кстати, может функционировать, а может быть приостановлено, если будет не востребовано в холодное время года) — это радикально изменит ситуацию на МАПП «Забайкальск», — объяснил Аникьев.

Отчасти на очереди могли повлиять новые нормы, по которым с 1 января максимально допустимый вес личных вещей для ввоза в Россию уменьшился с 50 до 25 килограммов на человека. И, действительно, в первых числах января через МАПП «Забайкальск» проходило чуть больше сотни туристов, 20 января — уже 7,5 тысячи, а 21 января — 6,9 тысячи. Очереди не сократились. Увеличились.

Дополнительный поезд, варианты изменения схемы выезда и въезда — полумеры. Вынужденные. Вымученные. Очевидно, что без глобальной реконструкции МАПП «Забайкальск» станет местом ежедневного коллапса. В министерстве говорят, что с опаской ждут туристического сезона. Первые китайцы начинают приезжать в Забайкалье в конце марта — начале апреля. Но с очередями на границе в 7 тысяч человек они могут и не доехать. Поэтому так важно начать реконструкцию как можно раньше. Тем более, редко когда заявленные на три года стройки укладываются в сроки, а не растягиваются ещё на пару лет. Безусловно, добиваться реконструкции пункта пропуска нужно было раньше. Сейчас же ситуация достигла апогея. В очередях не просто томятся, умирают.

Увеличение туристов из Китая, жаждущих увидеть Россию, было предсказуемым. Но пока регион не в состоянии радушно их встретить на старте путешествия.

Татьяна Пояркина, Чита.ру

10:20, 24.01.2019 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Умереть в очереди. На границе в Забайкалье — столпотворение

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100