Сахалинские художники представили творческий отчёт-2020

Отчетная выставка традиционно завершает календарь событий регионального отделения Союза художников.

Год выдался вполне плодотворным. Художники приняли участие в 20 выставочных проектах разнообразной тематики, уровня и масштаба — как персональных, так и коллективных. Наследие Чехова, память о великой Победе, женские образы, мир нивхов — в таком широком диапазоне они высказались посредством живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Художники отзываются на важнейшие культурно-образовательные инициативы региона, создают в ходе экспедиций оригинальные работы и воспитывают новое творческое поколение на мастер-классах или, по крайней мере, бросают зерна в почву на будущее. Так, одним из приоритетных в этом году стало сотрудничество с музейно-мемориальным комплексом «Победа», где работы восьмерых членов Союза художников определили содержание выставки к 75-летию Победы — «Искусство объединяет». А "Путешествие в Миф нивхов" масштабно продвинуло вперед тему художественного отображения коренных этносов Сахалина.

В творческом отчете, где принято делиться итогами пары последних лет, участвуют практически все члены регионального товарищества, но число «22» уже не соответствует действительности. Успев отметить ретроспективой юбилей в этом году, накануне ушел из жизни старейший сахалинский художник Юрий Степанов — из того поколения, которое в 1960-х запускало художественные процессы на острове.

Но сегодня отчетная выставка не кажется их точным индикатором. Показывает она только лишь, что в одно и то же время можно жить очень по-разному. У одних понимание уникальности момента — своей жизни и настоящей эпохи — подпитывает размах активности, им хватает сил для персональных выставок, для кипения небанальных собственных придумок. При взгляде на картины других посещает ощущение дежавю, причем не один год, кочуют они с одной презентации на другую, выдавая монотонность за стабильность, но вопрос — стоило или не стоило привлекать их для наполнения зала — оставим за скобками. Да не будут неупомянутые в обиде, отмечу лишь несколько моментов, которые «зацепили» глаз и душу. Выставка неровная, потому что творчество всегда величина переменная.

Здесь правят бал женщины, и не только в качестве авторов. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке котик Барсик видел Путина. Барсик — любимец искусствоведа Раисы Гороховой — составил ей компанию на портрете «Чай вдвоем» Надежды Федотовой-Белых. Дуэт кота и самой прекрасной дамы представлял Сахалинскую область в форумском проекте «Мадонны Дальнего Востока», потом светился яркими, как карнавал жизни, красками в Приморской картинной галерее, потом в Москве, Петербурге… Эта уютная, камерная картина воплотила авторский пиетет перед моделью — знаковой фигурой в сахалинском мире изобразительного искусства, любование ее непреходящей женственностью и стильностью.

И другой человек из мира искусства, коллега Виктор Кузьменко серьезно смотрит с портрета работы Надежды, окольцованный своими же излюбленными сюжетами — деревенские домики-крошки, россыпь огней «Горного воздуха», когда-то приковавших его к Сахалину. Что она точно уловила пристрастие Виктора Иосифовича, подтверждают его картинки на выставке. Он живет, словно обернувшись глазами назад, тоскуя по добрым людям в домиках, по уши засыпанных снегом, которого в сером зимнем городе не допросишься. Как же наполнены ностальгией эти огромные бело-голубые пространства зимы, узкая синяя ленточка моря, зажатая между снегом и небом, золотые искорки светящихся окон избушек в ночи — мир человечески простой, но стремящийся к утрате…

Сны — непознанная мистерия, путешествие в тайные миры подсознания — обещают у Надежды Федотовой-Белых вылиться в серию. Ну а пока она представила первый лист «Снов»: летит в бело-сером свечении ночи красавица сова с почти человеческими глазищами, неся на шелковых крыльях прильнувшую девичью фигурку, домой, в родные пенаты. Почерк Надежды, чье художественное мировоззрение из сонма гениев определили Врубель, Куинджи, Климт, легко узнаваем в любом арт-собрании — красота, кропотливо сотканная из микронов туши.

Как и Федотова-Белых, молодую поросль Союза художников представляет Ольга Маркелова. Оказывается, цвет Нового года — черный. Любимый цвет, у которого так много смыслов, по мнению художницы, определил единственный на выставке, но оригинальный натюрморт — про ожидание (с ноября) праздника, с сиянием свечей и елочным букетом, нетерпеливо рвущимся из жерла стеклянной банки. А ведь в детстве от рисования наотрез отказывалась, но гены взяли свое. Ее "черный квадрат" делит пеструю ленту композиций мамы Нины Наумовой — непревзойденного мастера сахалинского батика (собственно Нина Николаевна и есть «наше все» на Сахалине в этом восточном направлении). И теперь Ольга Маркелова занимается с ребятами в южно-сахалинской «художке», радуется их таланту без границ и закладывает настрой на перфекционизм. К молодым обращены надежды старшего поколения художников — давайте побольше огня! Так и будет, вот только чуточку освободятся руки, баюкающие лучшие свои произведения — первенцев, а так у молодых потенциал многообещающий.

На время отставив в сторону любимую валяную «шерстку», Наталья Крушанова показала себя с графической стороны. Линогравюра на показах сегодня большая редкость, да и вообще с печатной техникой не заморачиваются. А тут веселые картинки, наполненные светом ее улыбчивой души, даруют встречу с братьями меньшими и большой сахалинской природой — на тесном пространстве, в тончайшей путанице листвы и солнечных зайчиков много динамики и жажды жизни. Скачет, подбитый ветр

ом, аж уши заворачиваются в трубочку, счастливый пес Боцман. Побольше бы таких творческих зигзагов — свидетелей неутомимого поиска.

И есть другой пес на этой выставке — замечательная живописная работа, исполненная в лучших традициях российского гуманистического реализма. Надо обладать яростным талантом Владимира Бейбулатова, чтобы так пронзительно и мощно передать одиночество, бесприютство и несвободу — то ли цепной собаки, то ли человека в сегодняшнем мире. И даже самый безобидный жанр — пейзаж — его кисть насыщает вольным ветром, силищей природы, которую он на мгновение ухитряется укротить…

С приходом в союз мастера декоративно-прикладного искусства Вероники Осиповой декабрьские отчеты подсветились северным влиянием. Традиционное занятие нивхских женщин — обработка рыбьей кожи — в руках мастерицы поднялось из практичного быта в высокохудожественную сферу. Прибегнув к бабушкиным рецептам, она транслирует мысли и представления о жизни своего народа, слиянного с морем и тайгой. А уж по богатству колера — белый, черный, золотистый и еще пятьдесят оттенков серого — нивхская «рыбная» мозаика даст фору любой палитре.

Ну а представление о творческом пути художника Дё Сон Ена можно будет получить в стенах областного художественного музея, где 25 декабря откроется его юбилейная выставка «Мой мир. Мое поколение».

…Открытие выставки выдалось довольно скромным. Собрались своим кругом, хотя вроде бы миссия художников глобальна — их деяниями совершенствуется человек и климат в обществе. Но вот никак не переламывается отношение власти к художникам, постоянно делящей культуру по субординации, на городскую и областную. А она едина и всеобща. Да, декабрь, дефицит времени, в работе отчеты, впереди елки, но тем не менее какие-то мероприятия культурные начальники своим присутствием «освящают», а события на Вокзальной, 5а — как будто по остаточному принципу. Наверняка моральная поддержка не была бы лишней для нового руководства регионального отделения Союза художников, у которого есть энергия и желание — сделать свое содружество более влиятельным в жизни региона и работоспособным, а пульс жизни выставочного зала — более бурным.

18:14, 23.12.2020 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Сахалинские художники представили творческий отчёт-2020

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2019 г. Редакция: mail@vestiregion.ru.
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Размещение рекламы на сайте.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100