Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО

«Информ Полис» продолжает полюбившуюся нашим читателям рубрику «Заводы Бурятии». Большинство предприятий превратились в руины, а другие и вовсе стёрты с лица земли. Но заводы живы в памяти их бывших работников, которые с теплом и ностальгией вспоминают историю предприятий, ставших для них вторым домом. Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Если в городе заводы оставили свой след в названиях районов и остановок, то в районах они образовывали вокруг себя целые посёлки со всей полагающейся инфраструктурой. Недавно мы рассказывали историю Новобрянского головного завода, специализирующегося на ремонте техники и автозапчастей. Сегодня же мы вспомним о Татауровском ремонтном заводе, входившем в одно объединение с Новобрянским. 

Строилось на века

Жители Татаурово Прибайкальского района считают свой посёлок одним из самых лучших в Бурятии. Прежде всего они связывают это с близостью с городом. До Улан-Удэ можно добраться за 40 минут, причем ходят в столицу не только маршрутки, но и электричка. В целом Татаурово живёт тихой размеренной жизнью. Народ занимается хозяйством, выращивает огород, а те, кто далёк от ведения таких дел, живут в комфортных благоустроенных квартирах многоэтажек.

Такую жизнь как раз и подарил людям Татауровский ремзавод, ведь практически весь посёлок возведён силами его рабочих, в то время как от самого завода остались развалины. Территория, с которой 40 лет назад во все концы Бурятии вереницей выезжали отремонтированные ЗИЛы, сегодня пустует. О прошлой жизни напоминают разве что остатки бетонных сооружений и издалека заметная труба. А строилось тут всё, как вспоминают бывшие заводчане, на века.

Ныне на большой площади, огороженной высоким бетонным забором, находится самовольная свалка. Территория утопает в траве и грязи. На месте бывших цехов выросли кустарники, в дебрях которых можно увидеть старые автомобильные рамы и ржавые пустые кабины когда-то незаменимых ЗИЛов.  Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО

Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО
Единственное более-менее уцелевшее здесь здание – это бывший автосборочный цех. Двухэтажное деревянное ныне пустое строение и стало основой Татауровского ремонтного завода. В далёкие 50-е оно служило машинно-тракторной станцией. После превратилось в ремонтно-тракторную станцию, которая работала на благо ближайших колхозов и совхозов. Известно, что в 1966 году тут делали капитальный ремонт таких тракторов, как МТЗ-5, ДТ-54, С-100, а также их двигателей. Всего эта станция производила 75 капремонтов за год. 

Первые успехи

К маю 1967 года на базе РТС и образовался Татауровский ремонтный завод. Здесь открыли участки для ремонта рам и кабин, корпуса автосборочного цеха и центральный склад. При посёлке работало Береговское отделение сельхозтехники, занимающееся в те годы производством мебели. Его быстро превратили в цех по производству деревянных кузовов для грузовых автомобилей.

Уже за первые полгода объём выпускаемой на заводе продукции достиг 300 тысяч рублей. Сама территория занимала девять гектаров. Довольно быстро здесь открыли разборомоторочный и автосборочный корпуса, здание участка рам и кабин, здание для изготовления промышленной продукции, котельную, компрессорную и склады.

Вскоре завод приступил к ремонту автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-69, их агрегатов и автозапчастей. Объём валовой продукции к тому времени достиг 873 тысяч рублей. За один год на ремзаводе чинили более 400 автомобилей и свыше 500 двигателей. Выработка одного рабочего превышала четыре тысячи рублей, а трудилось при ремзаводе к концу 60-х чуть более двухсот человек. С 1969 года ремзавод перешёл на капремонт автомобилей «ЗИЛ-164».

Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО

— Когда пошла индустриализация страны, то конкретно здесь нацелились на ремонт машин «ЗИЛ-130», потому что эта машина работала не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, — вспоминает бывшая работница Татауровского ремзавода Людмила Воротникова. – На заводе достроили пять тысяч квадратных метров цехов для ремонта именно этой техники. Это были цеха с тяжёлым оборудованием. Здания цехов строились из железобетона – на века. Конечная точка всего строительства – это объекты на территории Татаурово со всей инфраструктурой: электро- и водоснабжением, водоотведением, очистными сооружениями. Именно ремзавод стал посёлкообразующим предприятием.

Планово-убыточный

В 1975 году на ремзаводе началась масштабная реконструкция. Через год он вошёл в промышленное объединение «Бурятскагропроремонт» наряду с Новобрянским и Селендумским авторемонтными заводами. Первый, конечно, превосходил остальных, потому и назывался головным.

Если говорить кратко, то всё оставшееся время до начала 90-х работа Татауровского ремзавода была посвящена ремонту сельхозтехники: тракторов, грузовиков и их двигателей. Самый пик производства пришёлся на 1980 год – тогда на предприятии за год отремонтировали 768 единиц техники.

— Работали слаженно, дружно. У нас практиковалось так: если есть хороший слесарь, токарь или каменщик, то он обязательно берёт к себе ученика — молодого или, наоборот, возрастного человека. Определённое время тот учится, проходит комиссионные сдачи, технологически и по времени всё подтверждает и после получает соответствующую специальность без отрыва от производства, — рассказала Людмила Воротникова.

Несмотря на беспрерывную и востребованную работу, ремзавод считался планово-убыточным предприятием. По этой причине, чтобы хоть как-то справиться с финансовыми трудностями, руководство решило дополнительно перейти к выпуску промышленной продукции. При заводе стали производить кузова, прицепы и полуприцепы для легковых автомобилей, а также гвозди, поддоны для химпродукции, бульдозерные навески, комплектующие детали для прицепов на комбайн.

Жильё для рабочих

Людмила Воротникова работала на ремзаводе с 1978 года. Изначально она была инженером по технадзору, а после возглавляла отдел капитального строительства при заводе. Женщина была свидетелем того, как благодаря заводу развивался посёлок Татаурово.

— Всё жильё, которое мы строили, было предусмотрено именно для рабочих. Страдающих без жилья работников не было. Кроме этого, были построены дом культуры, детсад, дом быта, спортзал и другие объекты. И всё возводилось хозяйственным способом! Только очистные сооружения были построены подрядчиком, — рассказывает она. — Был разработан генплан застройки посёлка, который рассматривал в перспективе строительство новой школы с бассейном и современным спортзалом. Готовились и к увеличению рабочих мест, а следовательно, и жилплощади.

Силами ремзавода в Татаурово возвели 17 тысяч квадратных метров жилья, а это 350 благоустроенных квартир.

— Кроме этого, мы клали в посёлке асфальт, а также каждый год сдавали многоквартирные и двухквартирные дома. При ремзаводе у нас была своя техника: экскаватор-652, бульдозеры и даже башенный кран. Всё строилось с учётом современности и технических требований того времени. Ремзавод успел построить для посёлка серьёзные объекты: водозаборные и очистные сооружения. И всё согласно нормативам, — вспоминает Людмила Воротникова.

Нуждался в господдержке

Деятельность Татауровского ремонтного завода пошла на спад в начале 90-х. В Бурятии стали сокращать сельское хозяйство и резко упала потребность в больших тракторах. За 1991 год здесь починили самое малое количество техники за всю историю – 122 машины и 670 двигателей. Объём производства по деньгам того времени составил чуть более четырёх миллионов рублей.

Ремзавод оказался на грани краха и, наверное, завершил бы свою историю в 1991 году, если бы не решение его директора Владимира Гаськова переоборудовать завод под выпуск скребковых транспортеров ТР-5 для удаления навоза. В цехах установили оборудование на шесть миллионов рублей: новые пресса, штамповочные и металлорежущие станки. Не переставали делать рамы и прицепы для легковушек.

В течение года Татауровский завод выпустил 285 транспортеров и за последующий год увеличил это количество в пять раз. Газеты тогда писали, что Россия нуждалась в 800 тысячах таких транспортеров, в то время как российские авторемонтные заводы в общей сложности выпускали их по 10 — 12 тысяч штук в год. По новым деньгам их цена выросла с трех до 101 тысячи рублей за штуку. Этим и планировал жить ремзавод, но не получил своевременной поддержки от государства.

— Ремзавод был дотационным предприятием, потому что сам себя не оправдывал, поэтому всегда нуждался в господдержке, — вспоминает Людмила Воротникова. — Предприятие должно было выйти на самоокупаемость, но оно было дотационное, а значит, это было нереально. И стало работать в убыток – ни зарплаты, ни фонды, ни электроэнергия не оплачивались, и всё пошло в минус.

Тем не менее предприятие не сдавалось. В середине 90-х на заводе перешли к производству деревообрабатывающих станков ДВФС-100 и продавали их в Читинскую, Иркутскую и Амурскую области. Из-за долгов, нехватки средств и массового увольнения рабочих ремзавод простаивал на треть, несколько дней в неделю не работал вовсе. Зарплату люди получали продуктами, завод выменивал готовую продукцию на товары первой необходимости.

— В 90-х, когда ремзавод стал АО «Татауровский реммаш», случилась приватизация, мы все были ее участниками. Но нам не дали акции, мы в реестре стояли, у нас что-то там удерживали с зарплаты. Были ваучеры, но ремзавод ни один ваучер в деньги не превратил, просто всё ушло в никуда. А каждая семья имела ваучеры, — говорит бывшая работница завода.

«Посмотреть и всплакнуть можно»

С целью сохранения предприятия и рабочих мест летом 1998 года на его базе открыли зону свободного предпринимательства. Ухудшили положение завода рост неплатежеспособности у покупателей продукции, налоговый пресс и финансовая нестабильность. Районная администрация освободила ремзавод от уплаты налогов, но одновременно приняла решение остановить работу простаивающих цехов.

Завод держался на последнем дыхании и работал исключительно на Татаурово, подготавливая технику для заготовки кормов. Однако жители посёлка вспоминают, что в первые же дни сенокоса она выходила из строя и невозможно было найти запчасти для сенокосилок и плугов. С 1998 года «Автореммашем» занимались внешние управляющие. Предприятие выполняло индивидуальные заказы для фермеров: делали расточку, шлифовку, сварку и ремонт запчастей. В небольших количествах выпускали легковые прицепы.

— Предприятие просто валили. По цехам территорию распродали. Покупатели приезжали кто откуда. Первоначальных покупателей никто и не знал, а потом пошли ещё и подставные, вплоть до того, что собственниками цехов числились 18-летние покупатели, — вспоминает Людмила Родионовна. – Ну а собственники имеют право делать с территорией всё, что хотят. Они и стали вывозить с территории всё самое ценное: плиты перекрытия, панели, металлолом. В общем, всё, что смогли. А потом пошла процедура банкротства.

Фактически «Автореммаш» остановился в начале 2000-х. Официально завод признали банкротом в 2009 году.

Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО

— Издалека видно 30-метровую трубу. Она ещё жива, да и до неё никто не доберётся. По этой трубе можно ориентироваться на масштабы того, что здесь было, — с горечью рассказывает бывшая работница ремзавода. — Из-за аварийности оставленного «скелета» пришлось весь железобетон, какой оставался, уронить на землю. Жив только автосборочный цех, с которого всё и начиналось. Там деревянные перекрытия, оно не обрушено, и при желании можно было бы что-то наладить. А в целом территория пустая. Вот посмотреть и всплакнуть можно. Те из работников, кто живой остался, до сих пор при встрече говорят: «Мы бы сейчас бегом бежали на проходную».

Выражаем благодарность Татауровской сельской библиотеке за предоставленные исторические сведения и архивные фотографии.

Автор: Антон Алексеев, «Информ Полис»

Фото Евгения Коноплёва и из фондов Татауровской сельской библиотеки

От редакции VestiRegion

Разруха с 1990-х годов накрыла, буквально, всю территорию Дальнего Востока. Вот взгляните нынешние фотографии из столицы ДФО Владивостока: здесь на Второй речке бывшие крупнейшие военные заводы «Варяг», «Изумруд», «Дальприбор», правда, не разрушены до основания, но превратились в торговые центры, перепродающие китайские товары.Вот что представляет собой владивостокский завод _Варяг_ сегодня.JPGНа снимке: завод «Варяг» во Владивостоке — наши дни

А вот этот снимок ниже — из Хабаровска, где в советское время крупнейшая кондитерская фабрика Дальнего Востока «Спутник» (на переднем плане), располагавшаяся рядом с трампарком, стала также торговым центром и сдает в аренду разным фирмам свои помещения.

Хабаровск10.JPG

Нижний снимок — остатки славного космического прошлого в Приморском крае.

Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФОБронебойное покрытие взлётно-посадочной полосы, не имеющей ограничений — остатки космопорта в с.Хороль Приморского края. Здесь планировалось принимать космические корабли «Буран».

Десятки, если не сотни брошенных и опустевших населенных пунктов, множество заводов, фабрик, предприятий превратились, по сути, в пыль.

Почему вымирают поселки в Хабаровском крае - объяснил экономист

Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО

В ближайшие годы на нижнем Амуре вымрут несколько поселков. Это мнение самих людей, которое вряд ли кто-то сможет оспорить. В  Хабаровском крае остается все меньше населенных пунктов.

Воскресенское, Сусанино, Белоглинка, Кальма, Тыр — каждому из этих образований потенциально грозит исчезновение. Об этом не стесняясь говорят даже чиновники. Скрывать этот факт нет никакого смысла. В отдельных поселениях уже сейчас живет по несколько человек.

Между тем демографическая катастрофа затронула не только Хабаровский край, но и другие регионы Дальневосточного федерального округа. Дальний Восток неумолимо нищает и пустеет, и широко  заявленная федеральная программа развития этой крупнейшей территории России уже вряд ли возродит, по всем меркам, самый богатый край РФ. Увы...

с плакатом единая россия разрушенный дом.jpg

16:10, 13.04.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Возведённый на века завод в Бурятии разрушен через 30 лет. Такова участь многих предприятий ДФО

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100