Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?

Подробный план модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба утвердило федеральное правительство. Документ разработан в кратчайшие сроки по поручению президента.Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?

Такую задачу глава государства поставил в начале марта, отметив, что работа по Восточному полигону должна быть максимально четкой и ритмичной. Программный документ содержит график модернизации по 21 участку. Для каждого определены целевые значения пропускной способности.

План был согласован не только с государственными ведомствами, но и с представителями бизнеса, заинтересованными в расширении БАМа и Транссиба. К 2024 году мощность этих магистралей должна увеличиться в полтора раза — до 180 миллионов тонн грузов ежегодно. Цена работ — порядка 780 миллиардов рублей.

Напомним, к строительству второго пути Байкало-Амурской магистрали уже приступили военные железнодорожники. Им предстоит возвести 340-километровую дублирующую ветку между станциями Улак и Февральск.

Понятно, что модернизация БАМа и Транссиба затеяна для все возрастающего вывоза природных ресурсов России за рубеж. И делается это, что занимательно, на бюджетные средства в интересах частного капитала, а не населения страны. Крохи налогов от вывоза ресурсов идут в бюджет России, основная прибыль — в карман частного бизнеса.

В этих условиях вряд ли дальневосточники когда-либо вообще увидят высокоскоростные поезда на просторах от Владивостока до Москвы, от Хабаровска до Анадыря...

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает лишь реализацию следующих приоритетных проектов ВСМ: ВСЖМ-1 «Москва – Санкт-Петербург», ВСМ-2 «Москва – Казань – Екатеринбург» (с последующим включением Перми, Уфы и Челябинска) и ВСМ Центр-Юг «Москва – Ростов-на-Дону – Адлер».
Суммарная численность населения, проживающего в зоне тяготения планируемых высокоскоростных и скоростных линий – более 100 млн. чел. – или около 70 процентов общей численности населения России.
Проекты ВСМ в России

Конечно, Дальневосточный федеральный округ, где проживает лишь восемь миллионов человек и где отчетливо выражена тенденция оттока населения, никогда не сможет при существующем капиталистическом устройстве общества увидеть высокоскоростные железнодорожные магистрали.

А имеющаяся в России, так называемой, ВСМ — жалкий огрызок по сравнению с 35 тысячами километров мощной сети высокоскоростных магистралей в Китае.

Депо высокоскоростных поездов в городе Ухань (провинция Хубэй). 9 марта 2015 года
Депо высокоскоростных поездов в городе Ухань (провинция Хубэй). 9 марта 2015 года
Фото: Reuters

Travellers board a high-speed train which heads to Guangzhou in Wuhan
© REUTERS/Stringer // Пассажиры садятся в один из самых скоростных поездов в мире.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль в уезде Тяньян Гуанси-Чжуанского автономного района
Высокоскоростная железнодорожная магистраль в уезде Тяньян Гуанси-Чжуанского автономного района
Фото: Wei Wanzhong / Xinhua / Globallookpress.com
A labourer cleans the stairs beside a China Railway High-speed train preparing for the operation ceremony from Wuhan to Guangzhou in Wuhan
© REUTERS/China Daily // Рабочий депо чистит лестницу перед поездом CRH.

Вот что пишет по этому поводу в Живом журнале varlamov.ru:

В России с высокоскоростным железнодорожным движением все очень сложно. С одной стороны, у нас из Москвы ходят Сапсаны в Петербург и Нижний Новгород, есть Аллегро из Петербурга в Хельсинки. С другой стороны, бо́льшую часть пути в сторону Северной столицы поезд может идти лишь на скорости до 200 км/ч, а в Нижний Новгород и того меньше.
Тот же Сапсан максимальную конструкционную скорость в 300 км/ч у нас вообще не развивает. Опять же, запуск скоростного движения привел к изменению расписания других поездов: все мы помним, как отменяли электрички, а кто часто ездит на обычных пассажирских и скорых поездах по линии Москва-Петербург, точно заметили многочасовые стоянки с целью пропуска Сапсанов.Дело в том, что для высокоскоростных поездов нужно строить отдельные железнодорожные магистрали. В том же Китае, который сейчас очень активно развивает высокоскоростное движение, стремительно возводят отдельные железные дороги, на которых скорость движения может доходить до 350 км/ч. Сейчас общая протяженность китайской сети подобных железных дорог около 35 000 км, что, примерно, 2/3 от скоростных железнодорожных путей во всем мире (новые магистрали в Китае рассчитаны на скорость движения 250-350 км/ч). А еще 30 лет назад средняя скорость движения пассажирских поездов в Китае составляла 48 км/ч и продолжала снижаться.У нас — не Китай, у нас нет такого пассажиропотока, чтобы связать Москву и, например, Владивосток, но есть и очень загруженные направления. И есть планы строительства скоростных магистралей. Но у нас очень много планов!

Так, на прошлогоднем Гайдаровском форуме, где генеральный директор РЖД Олег Белозеров подтвердил планы по запуску движения на высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург. Скорость движения на линии должна составить 380 км/ч.

Более того, была названа вполне конкретная дата начала движения поездов – 2026 год, проект строительства должен быть готов к 2022 году. Это, конечно, все здорово и прекрасно – новые технологии, первая ВСМ в России, из Петербурга в Москву можно будет доехать почти в два  раза быстрее, но все же есть некоторые сомнения. Ведь далеко не впервые нам говорят, что осталось чуть-чуть, вот уже скоро и мы будем жить в счастливом высокоскоростном будущем.Про организацию скоростного движения на линии Москва – Санкт-Петербург думали еще во времена СССР. Более активно начали прорабатывать проект в 90-е, уже в России.

В 1995 году одобрили технико-экономическое обоснование строительства линии, тогда речь шла про запуск поездов уже к 2000 году. В самом центре Петербурга под проект даже уничтожили ряд домов на Лиговском проспекте, рядом с Московским вокзалом. Там должны были построить отдельный пассажирский терминал для скоростных поездов между Петербургом и Москвой, а также деловой центр. Сейчас всех этих зданий на переднем плане нет:
Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?
Фото: pastvu.comОднако проект строительства ВСМ так и не был реализован. Сейчас на месте снесенных домов влепили громадный торгово-развлекательный комплекс, любуйтесь:
Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?
Фото: galeriaspb / Сетевое издание spbdnevnik.ru

Через несколько лет, в 2006 году, к идее строительства ВСМ вновь вернулись. Было создано акционерное общество «Скоростные магистрали». В это время вновь прорабатывается план, чуть позже появляется и дата открытия высокоскоростной линии – 2017 год. Стоимость оценили в 1,2 трлн.руб. В общем, для линии Москва-Петербург к этому времени подготовили уже несколько разных проектов строительства, но опять что-то пошло не так.
Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?
Источник: Журнал «Наука и транспорт», 2009 год / Издательский дом Коммерсантъ

Наступает 2013 год, в Сочи Владимир Путин предлагает строить железнодорожную магистраль из Москвы не в Петербург, а в Казань (с перспективой продления ее до Екатеринбурга). Планы меняют, на вокзалах размещают разные макеты дороги, запускают сайт с презентацией новой высокоскоростной линии. Озвучена стоимость постройки магистрали до Казани – 1 трлн 695 млрд рублей. В общем, про линию Москва-Петербург забывают, но активно прорабатывают новую ВСМ в Казань.

Каждый раздел проектной документации ВСМ содержит множество инноваций, каждая технология на ВСМ Москва — Казань — это результат работы большого количества разнопрофильных специалистов, причем, как российских, так и зарубежных. Проектирование ведет международный консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.

АО «Скоростные магистрали»

Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?
Источник: Сайт АО «Скоростные магистрали»

Позже пошла даже речь про продлении ВСМ до самого Пекина! Я готовил отдельный пост, где объяснял, почему скоростных поездов между Москвой и столицей Китая не будет.

Но в апреле 2019 года Владимир Путин предлагает обратно вернуться к первоначальному варианту, то есть все же строить ВСМ Москва-Петербург. Теперь линию в Казань решено отложить. Если верить РЖД, то сейчас с казанского направления будут строить лишь ветку до Нижнего Новгорода.

Что по этой всей истории можно сказать? Вообще у РЖД полно других проблем, неплохо было бы напомнить им, как до сих пор выглядят пригородные поезда во многих регионах страны. А что касается скоростных магистралей, не понятно, будет ли реализован новый проект, действительно ли мы увидим в 2026 году ВСМ Москва-Петербург? Или снова все поменяют, переиначат и начнут проектировать линию куда-нибудь еще? А что вы думаете?

Опрос #2098421

Увидим ли мы в России в 2026 году хоть одну высокоскоростную железнодорожную магистраль?

Показать ответы

Да, увидим
63(7.8%)
Да, увидим, но без поездов
30(3.7%)
Да, увидим, но не в Петербург
10(1.2%)
Нет, но обязательно будет новый план!
708(87.3%)

 Между тем, китайская ВСМ вплотную приблизилась к Приморью: высокоскоростной поезд сейчас регулярно ходит (летает?) из города Суньфэньхе, который, буквально, в нескольких километрах от приморского районного центра — поселка Пограничный. Где, конечно, и не думают о поездке на высокоскоростном поезде до Владивостока. Добраться бы на автобусе часа за три-четыре...

19:15, 04.05.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Пойдут ли вообще высокоскоростные поезда по БАМу и Транссибу?

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100