Владивосток — столица ленд-лизаː почти половина помощи союзников попала в Советский Союз через тихоокеанские ворота

80 лет назад, в 1941 году, стартовала международная программа ленд-лиза. Lend означает «давать взаймы», lease — «сдавать в аренду»; по этой программе участники антигитлеровской коалиции поставляли друг другу боеприпасы, технику, продовольствие, лекарства, сырье…

Из архива ПАО «ДВМП»

Истраченное или утерянное на войне оплате не подлежало. Уцелевшее следовало вернуть или оплатить. Мы говорим о 80-летии, но точная дата — вопрос спорный. Закон о ленд-лизе Конгресс США принял 11 марта 1941 года. 1-й Московский протокол о помощи Советскому Союзу подписан 1 октября того же года. Фактические поставки в СССР начались в декабре 1941-го, а официальное советско-американское соглашение о ленд-лизе заключено еще позже — 11 июня 1942 года.

Впрочем, не суть.

Если в советской историографии роль ленд-лиза из соображений патриотизма и в силу холодной войны умалялась, то союзники ее, напротив, преувеличивали. Советский экономист, в годы войны — первый заместитель председателя Совнаркома СССР, глава Госплана и член Госкомобороны Николай Вознесенский писал, что объем ленд-лиза составил всего 4 % от произведенной в СССР продукции. Современные историки говорят, что эта оценка не совсем адекватна, как и все усредненные цифры.

Первой на помощь Союзу пришла Монголия, помнившая реку Халхин-Гол, где комкор Жуков, будущий маршал, разбил летом 1939 года японцев. В Советский Союз попало полмиллиона монгольских лошадей, мясо, шерсть… Что касается американских поставок, то большая их часть пришлась на вторую половину войны, когда уже произошел перелом и стало ясно: Москвы Гитлеру не взять.

Верно и то, что обороняющейся Англии Штаты помогали с куда большим энтузиазмом, нежели Советскому Союзу: за 1941–1945 гг. британцам поставлено товаров на 31,4 млрд долларов, СССР — на 11,3 млрд (за вычетом расходов на логистику — 9,4 млрд). Штаты вели себя сдержанно еще и потому, что понимали: СССР — союзник ситуативный, после разгрома Гитлера все может измениться. Несмотря на просьбы Кремля, американцы не поставляли нам тяжелые стратегические бомбардировщики B-17, В-24 и В-29 (с последних в августе 1945 года были сброшены атомные бомбы на Японию). А ведь Союз не имел современных дальних «бомберов»: пикировщики Пе-2 были машинами фронтовыми, бомбовозы типа ТБ-3 устарели.

Был и «обратный ленд-лиз». Так, СССР поделился со Штатами секретом производства реактивных систем залпового огня — «катюш», поставлял золото, платину, хром, марганец. Вице-президент США Уоллес в 1944 году специально приезжал на Колыму, чтобы убедиться в размахе золотодобычи и платежеспособности Советов…

Обо всем этом можно долго спорить, но не будем заниматься политическими спекуляциями, а остановимся на некоторых моментах, связанных с Дальним Востоком.

Союзнические грузы шли в СССР несколькими путями. Больше всего известны арктические конвои в Архангельск и Мурманск — о них сняты фильмы, о них писал Валентин Пикуль… Но ведущим маршрутом был не арктический и не иранский, а тихоокеанский. Через Тихий океан в Союз пришло 8244 тысяч тонн грузов (47,1 % от общего объема), через Иран — 4160 (23,8 %), через Арктику — 3964 (22,6 %). Ключевую роль на тихоокеанском маршруте играл Владивосток, связанный железной дорогой с центральной частью страны. Порт Владивостока был главным портом ленд-лиза. Он переработал импортных грузов примерно вчетверо больше Мурманска и впятеро больше Архангельска вместе с Молотовском (нынешний Северодвинск).

Тем не менее восточный маршрут остается как бы в тени. Тот же Пикуль, несмотря на вовлеченность в дальневосточную тематику, толком о нем не знал. Так, в «Реквиеме каравану PQ-17» он пишет: «Существовал еще третий путь — через Владивосток, но было почти невозможно «перекатить» грузы через всю Сибирь до фронта, и сам этот путь вскоре закрылся (Япония вступила в войну с США)». Эти утверждения не имеют с действительностью ничего общего.

Да, в силу японского фактора американцы не могли вести поставки под своим флагом. Но между СССР и Японией действовал пакт о нейтралитете, из-за чего рейсы через Тихий океан делались исключительно под советским флагом — «удобным», сказали бы сегодня. Суда шли по одному, без конвоев. На палубах начиная с зимы 43/44 годов стояли пулеметы и пушки, в состав экипажа входила военная команда.

Советскими суда нередко становились прямо в американском порту, едва сойдя со стапелей. В США пачками выпускали сварные сухогрузы типа «либерти», многие из которых пополнили дальневосточный флот СССР. Первым «либертосом», переданным советской стороне, стал «Красногвардеец» — бывший CharlesS. Fairchild (принят 28 января 1943 года, капитан Алексей Яскевич).

Вторым — «Жан Жорес», бывший Thomas Nast, который водила через Тихий океан первая в мире женщина-капитан, легенда Владивостока Анна Щетинина.

Третьим — «Войков» (Samuel P. Langley), его капитаном стал Иван Ман — прототип Лома в книге Андрея Некрасова о капитане Врунгеле. Считалось, что «либертосы» окупаются за один-два рейса, однако в СССР они пахали до 1970-х включительно, успев побегать еще и во Вьетнам в разгар вьетнамской войны.

Дальневосточное государственное морское пароходство (ныне ДВМП — FESCO) за военные годы получило от Штатов 128 судов (притом что в начале войны собственный флот пароходства насчитывал 85 единиц) различных типов. Во Владивостокское арктическое пароходство Главсевморпути поступили три ледокола. В рейсах через Тихий океан также участвовали пароходы Дальстроя, рыбацкие суда, рефрижераторы Востокрыбхолодфлота.

Перевозки через Пасифику начались в 1942 году, когда стало ясно, что арктические конвои слишком уязвимы для немецких подлодок. Грузы шли из Сиэтла, Такомы, Сан-Франциско… Поначалу порт Владивостока не справлялся, вагонов не хватало. Бесперебойную логистику налаживал руководитель ДВГМП, с августа 1942 года — заместитель наркома морфлота (и будущий министр) Александр Афанасьев.

Другой легендарный человек, решавший вопросы ленд-лиза, — полярник Иван Папанин, начальник Главсевморпути. В 1943 году он побывал на Камчатке, где скопились пароходы. «Японцы не пропускали через пролив Лаперуза наши транспортные суда, если на их борту находились вооружение и боеприпасы, а ведь эти-то грузы и надо было доставить… в первую очередь», — вспоминал Папанин. Он сумел разработать альтернативный маршрут, и вскоре пароходы прибыли во Владивосток.

Мирным тихоокеанский маршрут назвать было нельзя. В декабре 1941 года Япония начала войну на Тихом океане под лозунгом «Азия — для азиатов! ». Японцы задержали 178 советских судов (некоторые — на месяц-два), препятствовали проходу через Цусиму и пролив Лаперуза. Восемь наших транспортов потопили японцы, еще восемь — американские подводники, воевавшие по принципу «Топи их всех! ». Последним советским торговым судном, погибшим на Второй мировой, стал «Трансбалт», потопленный в июне 1945 года американской субмариной на переходе из Сиэтла во Владивосток на выходе из пролива Лаперуза в Японское море.

Из США транспорты шли в Берингово море, затем на Камчатку, в бухту Ахомтен (ныне Русская), где находился военно-лоцманский пункт. Лоцманская проводка не была лишней: подходы к портам минировались. Направляясь далее к Владивостоку, суда заходили в бухту Валентин, где действовал такой же пункт.

В тыловом Владивостоке обстановка тоже была непростой. Из записок заместителя начальника управления снабжения горючим РККА полковника Семена Бланка: «Осенью 1941 года возникла опасность нападения Японии на Советский Союз. Владивосток мог быть отрезан и изолирован от страны… Ползали недобрые слухи о скорой сдаче города японцам». Нужно было срочно готовить суда, комплектовать экипажи, модернизировать торговый порт. «Все суда, выделенные для перевозок по ленд-лизу, ремонтировались, оснащались необходимым навигационным оборудованием.

Проводилась тщательная уборка, мойка и окраска каждого судна… Каждому члену экипажа разъяснялось высокое значение предстоящей ответственной миссии… За границу было отправлено 160 судов, больших и малых, среди них были и суда-ветераны, которые в мирное время… не решились послать в океанское плавание. Только мастерство и мужество наших моряков не позволили погибнуть этим старым судам.

Сложные метеорологические условия плавания, минные поля на подходах к Владивостоку и иностранным портам, постоянные препятствия, чинимые советскому судоходству японскими властями… — все это выпало на долю наших моряков», — пишет доктор исторических наук Георгий Куманёв.

Известно, что большую часть побед легендарный ас Александр Покрышкин, начавший войну пилотом МиГ-3, а закончивший — командиром авиадивизии, одержал на американской «аэрокобре», которую пригнал из Ирана. Но ленд-лиз не ограничивался «кобрами» и танками «шерман».

Из США в СССР поступило 11 400 самолетов (из Англии — еще около 7000; в общей сложности — 13 % от советского военного авиапарка), 12 тысяч единиц бронетехники (плюс 6000 из Англии; ленд-лизовские танки составили 12,3 % от всех произведенных и поставленных в СССР), 427 тысяч автомобилей (в основном грузовых — «студебекеров» и «доджей», применявшиеся как тягачи и шасси для «катюш»; доля ленд-лиза в советском армейском автопарке составила внушительные 64 %), 2 тысячи локомотивов, 35 тысяч мотоциклов.

Помимо этого — противотанковые и зенитные пушки, взрывчатка, радиостанции, вагоны, трактора, станки, телефоны, продукты, сталь, цветные металлы, нефтепродукты, хлопок, кожа, шины, ботинки, одеяла и даже пуговицы в количестве 257миллионов штук. Настоящими символами ленд-лиза стали американская тушенка, «студебекеры» и внедорожники «виллис».

После войны уцелевшая техника подлежала оплате. В США решили, что СССР должен уплатить 2,6млрд долларов. Впоследствии эту сумму снизили вдвое, но советская сторона согласилась выплатить только 170млн. Сразу же после Второй мировой началась другая война — холодная, не способствовавшая сговорчивости сторон. После нескольких раундов суммы, названные США и СССР, дошли соответственно до 800 и 300 млн долларов.

По соглашению, заключенному в 1972 году, Союз обязался до 2001 года выплатить 722 млн долларов. Однако вскоре после принятия Америкой дискриминационной для СССР поправки Джексона-Вэника выплаты прекратились. Диалог возобновили в 1990 году, полностью долг по ленд-лизу Россия погасила в 2006 году. Аналогичные долги Китая (180 млн долларов) не выплачены до сих пор…

Война и ленд-лиз стали импульсом для реконструкции дальневосточных портов: Владивосток, Николаевск, Нагаево, Посьет, Совгавань. Петропавловск-Камчатский, имевший один деревянный немеханизированный причал, благодаря ленд-лизу получил современный торговый порт, определивший послевоенное развитие региона.

«Это секретное строительство… встает в один ряд с такими событиями в истории Петропавловска, как его закладка в 1740 году и оборона в 1854-м», — справедливо пишет Алла Паперно, автор монографии «Ленд-лиз. Тихий океан».

Куратор ленд-лиза, в годы войны зампред Совнаркома СССР Анастас Микоян говорил: «Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали». Нельзя утверждать, что СССР выиграл войну из-за ленд-лиза, и все-таки поставки через океан помогли ускорить наступление Победы, спасли многие жизни. Именно тихоокеанский маршрут был главным, так что Владивосток по праву можно считать столицей ленд-лиза. Вот только не досталось ему своего Пикуля, а когда отношения с Америкой испортились, тема союзнической помощи стала немодной. И все-таки — давайте помнить.

Василий Авченко,  «Новая газета во Владивостоке», №592, 13.5.21
https://novayagazeta-vlad.ru/592/istoriya/vladivostok-stolica-lend-liza.html

11:06, 16.05.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Владивосток → Владивосток — столица ленд-лизаː почти половина помощи союзников попала в Советский Союз через тихоокеанские ворота

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100