В Хабаровском крае проживает около 24 тысяч представителей коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Удэгейцы – крайне малочисленный народ, да и те быстро ассимилируются (смешиваются с другими народами, населяющими край).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - газета-дв-ученый-1.png

Известны по роману Фадеева «Последний из Удэге», а также книге национального писателя Жанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай». В истории малочисленных народов Дальнего Востока удэгеец Пётр Батанеевич Суляндзига стал единственным кандидатом физико-математических наук, и он работает в вычислительном центре ДВО РАН.

Его называют старейшиной среди дальневосточных математиков. Удэге своими корнями уходят в далёкое средневековье. Они – остатки разгромленной чжурчжэньской империи. Как гласит легенда, один из вождей сумел собрать часть населения и вывел на побережье Японского моря, где удэгейцы поселились в устьях трёх рек: Бикина,  Самарги и Анюя. Борьба за выживание закалила этих людей,  переживших потом три страшные эпидемии оспы, но треть
населения погибла.

Пётр Батанеевич Суляндзига родился 3 февраля 1938 года в национальном селе Олон Пожарского района Приморского края. Из этого села даже в роддом женщины далеко не всегда добираются – новое население, бывает, рождается прямо в дороге. А точнее,  в бездорожье посреди тайги,  из которой в любой момент может выйти медведь или тигр.

– У моего отца Батамини, что в переводе с удэгейского означает «отец мальчиков», рождались одни сыновья: Иван, Александр,  Леонид,  Василий. Я – самый младший,  – рассказывает Пётр Суляндзига. – Родители грамоты не знали. Двое старших братьев
всего по четыре класса успели осилить – война началась. Началась далеко на западе, но и в затерянном национальном селе всю жизнь перевернула…

Мальчишкам пришлось учёбу бросить. Мужчин в армию забрали, кому-то нужно было работать в колхозе – рыбу ловить для фронта, землю пахать,  овощи выращивать. Петру тогда всего три года было, но он помнит, как брат Василий, что чуть постарше его, с другими
мальчишками и девчонками ходил от дома к дому – куриные яйца собирать. Тоже для фронта, для Победы. Чтобы доставить их в райцентр, надо было два дня на лодке плыть. А потом четыре дня возвращаться в село вверх по течению реки Бикин. На шестах да на вёслах: моторок в то время не было.

Брат Иван учился в Ленинградском государственном педагогическом институте, но в 1941 году погиб под Ленинградом. Леонид трагически погиб на охоте в 1975 году, он был награждён орденом «Знак почёта» и медалью «За победу над фашистской Германией». Александр стал метеорологом, а Василий – учителем математики. Пётр стал первым из удэге математиком. Он окончил школу в 1952 году и дальше учился на подготовительном отделении народов Севера при Хабаровском государственном педагогическом институте (ХГПИ). Потом поступил на физико-математический факультет ХГПИ, который окончил в 1962 году. В школе и институте учился хорошо,  занимался спортом.

В 1958–1960 годах Пётр Батанеевич работал учителем математики, а в 1962 году стал преподавателем высшей математики в Хабаровском политехническом институте. В 1970–1973 годах П.Б. Суляндзига учился в аспирантуре Новосибирского государственного
университета. Научным руководителем Петра был профессор,  доктор физико-математических наук Алексей Иванович Прилепко, который в 1980-е годы был заведующим кафедрой высшей математики в Московском инженерно-физическом институте.

В 1980 году Пётр Батанеевич защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по
специальности «дифференциальные уравнения». Тема диссертации была связана с двумерными обратными задачами магнитного потенциала. В его работах впервые были доказаны теоремы существования внешней и внутренней задач комплексного магнитного потенциала. Отметим, что первая теорема единственности для обратных задач теории потенциала была
доказана П.С. Новиковым в 1938 году.

Пётр Батанеевич каждый год ездит в своё родное село Красный Яр (в которое переехали почти все жители села Олон), а в Хабаровске он уже не один десяток лет входит в городскую ассоциацию коренных малочисленных народов. Объединяет она свыше 400 семей.Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - удэге-1.png

Самая большая его забота – красная рыба: кета, горбуша. Без этнической пищи, которая веками была в основе рациона удэгейцев, нанайцев, ульчей,  и сейчас не выжить. А рыбы в Амуре с каждым годом всё меньше. И квот на её добычу для коренных народов явно
недостаточно. Руководство ассоциации организует промысловые бригады. Потом отловленную рыбу раздают бесплатно национальным семьям. Всего-то по две-четыре кетины на год выходит.

А ещё его душа болит за тех соплеменников, которые в сёлах живут. Раньше их лес да реки кормили. Но рыбы и зверя мало стало, лесозаготовительные предприятия и приёмные пункты потребкооперации позакрывались. Что в удэгейских, что в русских таёжных посёлках – нищета. Суляндзига убеждён – государство должно поддерживать сельчан, независимо от национальной принадлежности.

– Русским плохо – и нам плохо. Вы если б поднялись на ноги, и наши бы поднялись. Мы всё время идём за вами. Что вы делаете хорошо, наши делают также хорошо. А если мы умеем охотиться, русские тоже возле нас хотят научиться, — говорит Пётр Батанеевич.

Пётр Суляндзига – человек науки. Сам себе он никогда скидок не делал. И сейчас,  несмотря на девятый десяток лет,  продолжает работать в вычислительном центре ДВО РАН. В 2020 году Пётр Батанеевич вместе со своим учеником Стасом Романским и Е.М. Вербицой в журнале «Метеорология и гидрология» (входящий в базу Webof science) опубликовали статью о результатах численного моделирования формирования и развития интенсивной конвекции, вызвавшей смерч в Благовещенске 31 июля 2011 года.

Было установлено, что образование смерча было вызвано вихрем мезо-g-масштаба, ассоциированным с квазилинейной конвективной системой, на высоте 700-900 м. Было также отмечено, что серия торнадо, прошедшая во Владивостоке в 1997 году, также сформировалась в зоне воздействия квазилинейной конвективной системы.

Пётр Батанеевич Суляндзига, сын удэгейского охотника, останется в истории коренных народов Дальнего Востока и Севера, как первый в мире и,  будем надеяться, не последний учёный-математик.

Виктор Власенко,  и.о. учёного секретаря ВЦ ДВО РАН,
кандидат физико-математических наук, газета «Дальневосточный ученый».

18:05, 01.10.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Первый удэгейский учёный-математик, сын охотника, работает в вычислительном центре ДВО РАН

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.