Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы

Хабаровчанам власти все время обещают построить что-нибудь грандиозное. Иногда получается, иногда — нет. О том, каким был бы город, если бы удалось сделать все запланированное, в материале DVHAB.ru.

Названа дата: Хабаровск станет миллионником за 12 лет

Кругом бульвары и сады

Строительно-планировочный бум в Хабаровске начался к столетнему юбилею города, который отмечался в 1958-м году. Первым значимым событием сталосооружение бульваров на месте двух грязных ручьев и набережной вместо амурской отмели, что полностью изменило ландшафт центральной части города. Тогда казалось, что это только начало и вскоре весь город преобразится до неузнаваемости.

Новый генплан, который начали активно обсуждать в 1964 году, изначально предполагал отказ от сплошной застройки с созданием трех планировочных комплексов (Южный, Центральный и Северный), отделенных друг от друга сетью садов, скверов и бульваров. В каждом комплексе с населением 150–200 тысяч человек планировался свой административный, культурный и торговый центры. Восточный район с центром в поселке Горького хотели сделать отдельным городом-спутником. В результате, как предполагалось, у населения окраин не будет особой нужды перемещаться в другие районы, что сократит дорожное движение.

Новые предприятия планировались строить только на севере и юге.

Интересно, что часть специалистов напротив предлагала застраивать жильем в основном центральную часть города, а на окраинах развивать только промышленность.

— В наш век, когда имеется массовый транспорт, нет необходимости жить при заводе. Ведь если не сами работающие, так их семьи ежедневно ездят в центр города — в вузы, театры, магазины и т. п. Так пусть уж лучше ездят из города на предприятия работающие там, а их семьи будут жить ближе к центру и не загромождать транспорт, — говорил директор института «Хабаровскпромпроект» Георгий Комиссаров.

В единый большой город все планировочные комплексы должны были соединять три магистрали. Для общественного транспорта основной маршрут предполагался по Тихоокеанскому шоссе через улицы Знаменщикова и Пушкина на Краснореченскую.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
Улицу Пушкина планировалось сделать частью основной городской магистрали.

Планировалось и строительство скоростной обводной дороги, которая бы вывела транзитный транспорт за пределы Хабаровска. Пройти она должна была примерно там, где в итоге и построили недавно «Обход Хабаровска», но должна была быть, конечно, бесплатной.

Основной общественный транспорт — автобус, трамвай, троллейбус — хотели сосредоточить на крупных магистралях, максимально освободив небольшие улицы. В городских пассажирских перевозках важную роль должна была играть железная дорога, превратившаяся после реконструкции в черте города в своеобразное полуметро. Составы должны были проходить по некой схеме «мелкого заглубления», остановки предусматривались на эстакадах с выходом на улицу по эскалаторам. В перспективе на Краснореченской и Тихоокеанской должен был появиться скоростной трамвай с маршрутами до Бычихи и Воронежа.

Интересно, что улицу Карла Маркса между площадями Ленина и Комсомольской вообще планировалось сделать пешеходной. Трамваи при таком раскладе должны были пересекать ее под землей по двум небольшим тоннелям. Комсомольская, Фрунзе, Запарина, Дзержинского и Истомина освобождались от транспорта, превращаясь во внутридворовые проезды.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
Улицу Карла Маркса между площадями была мысль сделать пешеходной, а трамваи здесь пустить под землей.

В 1967 году был проведен конкурс на проекты реконструкции и застройки центральной части Хабаровска, в котором участвовали институты из Москвы, Ленинграда и Новосибирска.

Наиболее интересным был признан проект Ленинградского НИИ градостроительства. Предполагалось окружить центр города цепью зеленых зон, которые бы тянулись от набережной к Дендрарию, затем по естественным оврагам выходили к парку «Динамо». Сам парк предполагалось расширить до Ленинградской, откуда вдоль улицы Серышева до стадиона имени Ленина протянулся бы еще один, третий большой бульвар. Улицы Герасимова и Льва Толстого кстати тоже предлагалось переформатировать в пешеходные бульвары.

Все это грандиозное переустройство осталось только на бумаге, в первую очередь из-за того, что город элементарно не тянул экономически такие дела.

Гостиницам не везет

Даже более реальные планы точечной застройки, которые намечались в Хабаровске в 60-70-е годы, также остались только в мечтах. Больше всего не везло сфере развлечений. Так, широкоформатный кинотеатр на 800–1200 мест «гоняли» по карте то в район площади Блюхера, то в парк «Динамо», то на Амурский бульвар, а в итоге совсем забросили. Примерно то же самое было с цирком. На месте парка Гайдара не построили новый театр драмы, а гостиница «Интурист» осталась без лучшего в городе концертного зала на 1500 мест.

Не возвели и самое высокое здание в центре города — 22-этажный небоскреб «Дальэнерго», для которого присмотрели место в районе площади имени Ленина за Высшей партийной школой (ныне РАНХИГС).

Должны были в городе появиться и новые огромные гостиницы: одна для «внутреннего пользования» возле Центрального рынка, другая, международного уровня, в северокорейском «стиле чучхе», в районе Шеронова-Слободской.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
35-этажный отель на 1000 мест планировалось строить инновационным тогда монолитным методом.

Северокорейские мотивы угадываются в проекте не просто так — возводить ее собирались совместно со специалистами КНДР, которые уже имели, в отличие от нас, опыт строительства высотных монолитных сооружений. 35-этажный отель на 1000 мест должен был стать самым высоким зданием во всем Хабаровске, но проектирование и переговоры шли так долго, что дотянулись до конца перестройки и все закончилось само собой. Оно и к лучшему — если бы это сооружение все же начали строить перед развалом СССР, оно бы сейчас представляло собой примерно то же, что руины полиграфического комплекса в Северном.

Кстати, гигантским гостиницам в Хабаровске вообще не везет. На пустыре за РАНХИГСом, оставшемся от нереализованного небоскреба, во времена Виктора Ишаева запланировали построить супер-гостиницу. Сначала ее презентовали как самое высокое здание на всем Дальнем Востоке, под сто метров, с конференц-залом на тысячу человек, огромным рестораном и подземной парковкой. Потом, правда, масштабы подуменьшили.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
Проект гостиницы так и не «взлетел».

— Пора превратить большую деревню Хабаровск в современный красивый город, — говорил в 2006 году Виктор Ишаев, в очередной раз требуя начать строительство гостиницы.

Но проект так и не «взлетел», даже несмотря на то, что лоббировал его сам всесильный губернатор. Правда, барак, который мешал будущей стройке, «удачно» сгорел, но это, наверно, совпадение.

Площади и кампусы

Отметим, что в относительно недавние «тучные» годы хабаровчанам регулярно представляли проекты чего-нибудь этакого, уверяя, что все скоро будет «во плоти».

Например, к 150-летнему юбилею Хабаровска мэрия презентовала проект площади Первостроителей на стыке Уссурийского бульвара и набережной. Здание речного вокзала и все вокруг к весне 2008 года планировалось снести, причалы теплоходов перенести, а вместо этого сделать красоту. Был проведен конкурс проектов, планируемый к сносу речной вокзал исключили из списка объектов культурного наследия, но на этом все и заглохло.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
К 150-летнему юбилею Хабаровска мэрия презентовала проект площади Первостроителей.

Также бесследно исчез «юнибус» (автобус, движущийся на высоте 6-8 метров над землей по специальным рельсам), который должен был в 2008 году начать возить пассажиров вдоль Уссурийского бульвара.

Кстати, о причалах и речных вокзалах. С 2012 по 2014-й хабаровчанам ежегодно обещали начать строительство нового речного пункта пропуска в границах улиц Павла Морозова-Индустриальная. Комплекс, рассчитанный на 40 судов и 2 тысяч туристов в сутки стоил 508 миллионов рублей, из них 480 выделял федеральный бюджет. При этом утверждалось, что деньги есть, проект разрабатывается. Куда потом все это делось, науке неизвестно.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
Проект речного пункта пропуска.

Примерно в то же время изумленной общественности представили проект гигантской застройки в районе ТОГУ. Он был также прекрасен, как и тот, что презентовали нынешним летом, только назывался не кампусом, а «открытым технополисом».

Он включал, как и сейчас, образовательный комплекс для примерно 100 000 студентов нескольких вузов, пять научных учреждений и промышленный парк с поясом «малых инновационных предприятий». А также филиал Президентской библиотеки, музей современного искусства, ботанический сад и 600 тысяч квадратных метров жилья. Все это, стоимостью 23 млрд рублей, обещали построить за три-пять лет.

— Надо восстановить полный научно-промышленный цикл – от разработок до внедрения и массового изготовления серийных изделий, продажи и вплоть до утилизации. Именно для таких комплексных действий и нужны подобные площадки. Этот проект может стать дальневосточным аналогом Сколково, — предположил губернатор Вячеслав Шпорт.

Однако, как мы видим, не стал.

Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы
Возле ТОГУ периодически обещают воздвигнуть что-нибудь грандиозное.

Последней ласточкой из широко анонсированных, но сгинувших проектов стал памятный многим небоскреб «Бриллиант чистой воды». 

Сейчас, после недолгого перерыва, хабаровчанам снова наобещали много всякого в рекордно короткие сроки. Но вырастут ли в ближайшее время те же «Дальневосточные кварталы» на аэродроме ДОСААФ или пополнят длинный список благих намерений, на данный момент сказать нельзя. Поживем-увидим.

Напомним, недавно власти региона отчитались о том, что на XXIX Международном архитектурном фестивале «Зодчество-2021» Хабаровский край был отмечен серебряным знаком. В Москве были представлены сразу 35 объектов из Хабаровского края. Одни уже достроены, другие только возводятся, третьи существуют лишь в виде макетов. Есть там и макет все того же кампуса у ТОГУ а также очередной грандиозный план застройки острова Большой Уссурийский.

Автор — Иван Васильев, новости Хабаровска DVHAB.ru.

09:03, 25.10.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Город-мечта: как в Хабаровске планировали полуметро и небоскрёбы

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100