Граница на замке: кто и когда наведёт порядок на МАПП Забайкальск?

Андрей КозловПробка на МАПП «Забайкальск», лето 2021 годаФото — Андрей Козлов

Подписчики группы «Чита в курсе» в соцсети «ВКонтакте» написали: «На МАПП Забайкальск процветает бандитизм. Две группировки (русские и буряты 75 регион, состоящие из нескольких десятков машин) захватили полосы движения. Они проезжают без очереди (…) не пропускают абсолютно никого, сами по несколько раз пересекают границу, тем самым очередь не двигается, а становится больше. Они выбивают стёкла, ходят с железными трубами, дубинками, и пистолетами, чтобы никто ничего не говорил против. Сотрудники ДПС никак не реагируют». (В цитате сохранена авторская стилистика и пунктуация, удалены незначительные детали — ред.)

Авторы обращения также указали на ошибки в работе сотрудников полиции и попросили помощи в огласке проблемы. Хотя проблема приграничья накануне получила самое широкое освещение — о том, что перед МАПП скопилась беспрецедентная очередь из одной тысячи автомобилей, сообщили «Ведомости», после чего новость перепечатали десятки СМИ.

Пресс-служба регионального УМВД сообщила, что в полицию поступало только заявление о разбитой форточке грузового автомобиля. По этому факту проводится процессуальная проверка, устанавливаются виновные: «Других сообщений о совершении преступлений и правонарушений не поступало. Сведения о существовании криминальных группировок не соответствуют действительности».

Также полиция доложила о профилактических мероприятиях около пункта пропуска и усилении экипажей ГИБДД: «Сотрудники полиции осуществляют охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения. Осуществление пропускного режима не входит в их компетенцию».

Источники ИА «Чита.Ру», близкие к муниципальной власти, подтвердили наличие слухов о группировках, не став оценивать их правдоподобность.

«Я сам там не работаю, не бываю на границе, но мне говорят, что появились какие-то группы — забайкальцы, буряты в том числе, как они внаглую проходят вне очереди. Это, якобы, усугубилось в последние две недели и привело к тому, что возникла вот эта огромная очередь из тысячи машин, чего никогда не было»,  — сказал собеседник агентства.

Ещё один источник из посёлка Забайкальск соглашается с тем, что очередь достигла небывалых размеров.

«Такого не было никогда, хотя очереди доходили и до кольца (транспортная развязка примерно в 1,5 километра от пункта пропуска — ред.). Но грузовики там и находились, а сейчас головы (тягачи без прицепа — ред.) гоняют по посёлку, стоят около кафе, водители себя ведут довольно свободно в плане соблюдения санитарных норм»,  — утверждает собеседник агентства.

По его словам, перевозчики жаловались на криминал в письме бизнес-омбудсмену региона Виктории Бессоновой (она занимала этот пост до победы на выборах в заксобрание, с середины сентября этот пост вакантен — ред.). Тем не менее собеседник агентства со ссылкой на знакомых водителей отрицает влияние криминальных элементов и методов на возникновение очереди. По его словам, в этом большую роль играет изменение процедуры погрузки из-за коронавируса, работа таможни и действия самих перевозчиков.

Обращение Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на имя уполномоченного по правам предпринимателей в номере от 30 августа цитировала газета «Вечорка»: «Забайкальские перевозчики, пользуясь «покровительством криминальных лиц», не соблюдают очерёдность въезда на МАПП, что вызывает возмущение среди других перевозчиков — по словам авторов письма, часто это вызывает конфликты и даже драки».

На момент запроса «Чита.Ру» аппарат уполномоченного оперативно предоставить информацию по жалобе не смог из-за нерабочих дней. Однако сотрудник заявил, что соответствующие действия после письма перевозчиков были предприняты. В частности, аппарат обратился по обозначенным проблемам в уполномоченные органы.

Кроме того, после получения информации о скоплении тысячи машин аппарат бизнес-омбудсмена обратился к губернатору. В документе, часть которого имеется в распоряжении редакции, говорится: «На месте очереди присутствует полная антисанитария, отсутствуют условия для нахождения водителей на дороге. С понижением температур ситуация только усугубится, так как результатом может стать вероятность возгорания, ухудшение экологической обстановки, нарушение общественного порядка, причинение ущерба транспортным средствам и здоровью водителей».

Получить комментарии Ассоциации международных автомобильных перевозчиков ИА «Чита.Ру» не удалось. Телефон находящегося в Чите представительства Сибирского филиала организации 3 ноября не отвечал. Один из водителей, занимающийся перевозками, от комментариев отказался, посоветовав обратиться к предпринимателю из посёлка Билитуй Рустему Шайхутдинову, который, якобы, помогал в регулировании очереди.

Шайхутдинов возглавляет транспортную компанию и в сфере грузоперевозок около 20 лет. В сети можно найти стихотворение дальнобойщика, в котором «Рустем Асхатыч» назван генералом, провожающим водителей, «как мама». Но и без лирики понятно, что предприниматель глубоко погружён в вопрос.

Он соглашается, что очередь в 1 тысячу машин скопилась около границы впервые, хотя скопление грузовиков наблюдается там перед каждым Новым годом и доходило до 600-800 машин. В сложившейся ситуации, по его словам, виноваты несколько факторов, наложившихся друг на друга.

«В первую очередь повлиял коронавирус, из-за которого изменился порядок въезда в Китай и порядок получения груза. Второй фактор — не очень хорошая работа сотрудников таможни и пограничников. К этому фактору можно отнести и техническое обеспечение таможни с её постоянно зависающими компьютерами, и кадровые проблемы. Там увеличили число сотрудников, но некоторые просто «сырые» — раньше занимались другой работой и просто не успели научиться»,  — считает Шайхутдинов.

Также он называет и другие факторы: загруженность Суэцкого канала и железной дороги, сокращение авиасообщения с Китаем, кратное удорожание морских перевозок и ограничения на границе Китая с Казахстаном.

Изменение порядка проезда в Китай из России и новая схема получения груза — это ключевой вопрос. Заключается новый порядок в следующем: российские предприниматели договариваются с китайским поставщиком, он помещает товар на специальную режимную зону, где, грубо говоря, работают только грузчики в «скафандрах». Владелец товара обращается в органы власти в Китае, сообщая, что обработанный товар находится на площадке, за него уплачена пошлина и его должен забрать российский партнёр.

После этого ему дают квоту на въезд машины из России на определённое число. Стоит квота от 190 до 260 тысяч рублей. По квоте сцепка (грузовик с прицепом — ред.) заехать в Китай может в течение двух дней. Если не успел, то оба предпринимателя — и русский, и китайский — теряют деньги. Затем квоту можно получить в лучшем случае только через неделю. При этом тягач за своим прицепом может заехать в любой день. Но делать этого не стоит — ниже станет понятно почему.

Шайхутдинов считает, что очередь можно искоренить за несколько дней — если наладить логистику. Китайская сторона, по его словам, стала формировать список квот на въезд и выезд 140 машин. И он уверен, что такое количество российские таможенники и пограничники пропустить в состоянии.

«Главное сделать так — зашли 70 сцепок, оставили телеги. Зашли 70 тягачей, свои прицепы гружёные забрали. Но пограничники не заинтересованы в этом. Переход рассчитан на определённое количество машин, а в связи Фото — Чита.Рус изменившимся порядком они считают так: заехала сцепка — это одна единица, выехал тягач — это вторая единица, заехал тягач за прицепом — третья, выехала сцепкой — четвёртая. То есть, одну машину они считают за четыре. Теоретически, это правильно — определённые действия с каждый раз совершаются, да. В отчётах количество машин растёт. Но это число надо делить на два, а то и на четыре»,  — говорит предприниматель.

По его словам, инициативы он озвучивал на нескольких совещаниях. А также создавал инициативную группу, «чтобы коллективно не допускать беспредела» на МАПП.

Шайхутдинов считает, что государственным органам не хватает полной картины передвижения транспорта, так как каждое ведомство отвечает только за свой участок работы.

В числе прочего он предлагал оставлять тягачи в российской зоне пункта пропуска. Водитель может выйти пешком и ждать в России, пока ему загрузят прицеп, а потом также пешком проходить до машины. В таком случае не надо будет тратить время на досмотр грузовика и другие таможенные процедуры.

Также предприниматель советует запустить тягачи по переходу, предназначенному для легковых машин, которые сейчас в Китай не пропускают. Это позволит создать отдельные коридоры для пустых сцепок и тягачей, едущих за гружёными прицепами. По его мнению, такая мера хоть немного, но облегчит работу.

Вдобавок нужно следить за тягачами, которые стремятся проехать через границу несмотря на то, что их груз ещё может быть не готов.

Эти действия Рустэм Шайхутдинов называет «бестолковыми» и ими объясняет нервозность водителей, которая приводит к слухам о криминале: «Водитель может не попасть на погрузку, если стоит ближе к концу очереди, а впереди него залезли тягачи без сцепок. Им всё равно — проедет 130 машин (или 140) или нет, им главное — выдернуть свой груз и уехать. Поэтому у некоторых сдают нервы. Водители делятся по национальным признакам и землячеству. Дагестанцы просят помощи своих земляков, буряты — у своих, местные тоже объединяются. У кого крепче кулаки и нервы, тот свою машину и продвигает».

Ночью ГИБДД не регулирует движение, поэтому наступает пора межрегиональных столкновений. Избежать их, по мнению предпринимателя, можно было бы, если бы у водителей появилась уверенность в соблюдении очереди. Но контроль за ней не входит в полномочия каких-либо госорганов. Таможня занимается оформлением транспорта, пограничники пропускают его через границу, ГИБДД следит за соблюдением правил дорожного движения, полиция реагирует на сообщения о противоправных действиях. Органы исполнительной власти на местах и вовсе могут только сформировать рабочую группу, чтобы обсудить проблему.

При этом проблемы МАПП обсуждаются максимально громко. Об очередях периодически заявляет краевое правительство, и за последние полгода на пункте пропуска были два вице-премьера российского правительства — Виктория Абрамченко и Юрий Трутнев. До этого последним вице-премьером, посетившим МАПП, был Борис Немцов, которого в живых нет уже больше шести лет — он приезжал на открытие МАППа в конце 90-х. Столь высокопоставленные чиновники впервые посетили знаменитый пункт пропуска с таким коротким интервалом, но это, как видно, никак не изменило ситуацию.

Возникает вопрос — почему о проблеме и способах её решения знает забайкальский предприниматель, а не те, кто должен ею заниматься?

Сам Шайхутдинов отвечает так: перед визитом Абрамченко сотрудники ГИБДД рассредоточили машины из очереди по посёлку. В очереди осталось не больше десяти грузовиков, кроме того, на МАППе присутствовали руководители, поэтому работа таможенников и пограничников выходила за рамки повседневной.

Он также считает, что ответственные никогда не докладывают вышестоящим всей правды: «В отчётах звучит цифра 260-280 машин. Надо это число поделить на два, как я ранее объяснял. Кроме того, один тягач без прицепа оформляется за 5 минут, а сцепка с грузом может оформляться и 2-3 часа. Но они считаются за две единицы, которые якобы требуют одинакового времени. Поэтому выгоднее сказать так. Это не ложь, но и не чистая правда».

В этой связи возникает ещё один вопрос — кто именно должен курировать ситуацию около крупнейшего российско-китайского сухопутного погранперехода? Потому что пока кажется, что за каждую из причин, которые приводят к локальной катастрофе на границе, кто-то да отвечает, но за ситуацию в целом не отвечает вообще никто, да и вся система работает на то, чтобы скрыть реальность от вышестоящих руководителей.

Именно поэтому власть в очереди в ночи по плохим традициям 90-х берут те, у кого крепче кулаки и больше наглости. И для того, чтобы федеральные вице-премьеры перестали просто так кататься на границу, чтобы полюбоваться сконструированной для них потёмкинской деревней, ситуацию эту как будто нужно полить кровью.

Пока всё к этому и идёт.

Автор — Егор Захаров, «Чита.ру»

14:03, 09.11.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Горячие новости → Граница на замке: кто и когда наведёт порядок на МАПП Забайкальск?

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100