Скандальные результаты экспертизы QR-кодов

Чем может обернуться для страны и каждого из нас принятие Госдумой проекта федерального закона № 17357-8 о введении QR-кодов?Скандальные результаты экспертизы QR-кодов
Накануне рассмотрения законопроекта известный православный юрист, доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Игорь Понкинопубликовал юридическое заключение, из которого следует, что к юридической правомочности такого закона имеются более чем серьёзные претензии.

Заключение известного юриста тем более ценно, что любые возражения против QR-кодизации населения их сторонники огульно относят к «конспирологии» и проискам тёмных «антиваксеров». Что позволяет избегать любой дискуссии, отвечая на все возражения по принципу «сам дурак». Что ж, тем полезнее рассмотреть проблему чисто юридически. 

Чем и занялся профессор Игорь Понкин, подготовив юридическое Заключение от 07.12.2021 на ПФЗ № 17357-8 "О внесении изменений в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»... " в части введения QR-кодов.

Прелести «куаризации»

Для начала переведём этот непростой, но очень важный и чрезвычайно интересный юридический документ на понятный каждому разговорный русский. Итак, начнём с сути. 

Что есть QR-код? Это – маркер, применяемый для товаров и услуг. 

Однако применение аналогичной «маркировки» для человека – нечто принципиально иное.

Сама закодированная в QR-коде в машиночитаемом виде информация, понятно, остаётся неизменной и подконтрольной человеку – носителю кода. Но поскольку QR-код – это лишь гиперссылка на некую информацию о тебе, где-то собранную и хранящуюся, то её-то человек никак контролировать не может. Сохранность этой информации, её подлинность, защищённость от вторжения находятся в руках третьих лиц, владеющих доменным именем, по которому и размещена гиперссылка. И неизменности всего этого имеющийся у вас на руках QR-код, очевидно, гарантировать не может.

То есть, даже если предположить, что на момент создания (!) QR-кода вся привязанная к нему и хранящаяся где-то информация о тебе была абсолютно подлинной, то в дальнейшем с ней может произойти всё что угодно. С учётом нынешних технических возможностей внесение корректив в эту информацию может быть любым. И никто не даст гарантию, что ваш QR-код не отошлёт к информации, согласно которой вы уже не профессор Иван Иванович Иванов, а безработный с кучей хронических болезней и двумя судимостями.

Если бы в QR-коде помимо гиперссылки содержались закодированные данные о личности (идентификатор, ФИО, дата рождения, срок действия), то его пользователь имел хотя бы относительный контроль над тем, что информация, к которой отсылает гиперссылка, – это именно информация о нём, причём не изменённая с момента её внесения в базу. А так...

Вот простейшая аналогия: у вас есть рекламный буклет кондитерской, вы идёте по указанному в нём адресу, а там уже давно... книжный магазин. То есть магазин по адресу поменялся, а буклет с адресом – нет. Вот и с QR-кодом то же самое.

С точки зрения юриста

А теперь – несколько тезисов из юридического заключения профессора Понкина:

Создаваемые законопроектом правовые возможности выраженно унизительного для достоинства личности человека присвоения (атрибутирования) QR-кода в качестве идентификатора, закрытого от непосредственного прочтения указанным лицом путём визуального восприятия, а также вследствие необеспеченности возможности понимания им полного содержания информации, доступной только с применением специальных технических средств декодирования, что лишает человека возможности контроля достоверности и полноты информации, от которой зависит реализация его прав и свобод.

Говоря проще, человеку присвоен персональный идентификатор, ни прочитать, ни понять который сам он не может.

Что, очевидно, лишает его возможности хоть как-то проконтролировать достоверность и полноту информации о себе, от которой зависеть будет реализация едва ли не всех его прав.

Законопроектом… не предусмотрено установление на уровне федерального закона никаких правовых гарантий и организационно-технических мер защиты информационной системы, обеспечивающей функционирование QR-кодов (содержащих информацию о вакцинации или о перенесённом заболевании COVID-19) от несанкционированного (неправомерного) доступа к ним и от внесения несанкционированных изменений в саму базу данных, к которой QR-код адресует... и от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

То есть предусматриваемые законопроектом правовые основы и условия использования QR-кодов не дают нам никаких (!) гарантий от возможного удалённого изменения каким-нибудь третьим лицом информации, к которой отсылает гиперссылка. Причём сам QR-код остаётся при этом неизменным, и вы понятия не будете иметь о том, что внесены какие-то изменения.

Не говоря уже о том, что законопроект закладывает явную дискриминацию значительного числа лиц, не способных по уважительным причинам пользоваться современными цифровыми технологиями и не имеющих финансовой возможности иметь в распоряжении средства получения, хранения и считывания QR-кодов. Ведь это только большие начальники в высоких кабинетах пребывают в уверенности, что в каждой русской семье имеется компьютер, а в кармане любой пенсионерки из сибирского села – смартфон.

Главной же и принципиальной проблемой является, конечно же, подмена фиксированного документа, определяющего статус человека и фактические возможности беспрепятственной реализации им своих прав и свобод, QR-кодом. Якобы в целях борьбы с эпидемией ковида и стимулированием (наиболее адекватного реальной ситуации слова «принуждение»власти стараются избегать) массовой вакцинации:

Аргументы сторонников внедрения именно QR-кодов, заявляющих об их «бо́льших удобствах», не имеют под собой сколь-нибудь весомых оснований и внятных подтверждений, напротив – практически ни для кого из «носителей» QR-кодов (лиц, которым присвоен QR-код) присвоение и использование QR-кодов никаких удобств не влечёт; более того – имеются значительные затруднения (вспомним хотя бы недавнее автоматическое массовое обнуление QR-кодов лиц, вакцинировавшихся более чем полгода назад).

"CUI PRODEST? " (лат. "Кому выгодно? ")

Чтобы понять, ради чего принимается тот или иной закон, всегда достаточно посмотреть, кто на нём заработает или получит какие-то политические дивиденды. В данном случае очевидно заинтересованной стороной в установлении обязательности применения QR-кодов являются фирмы-производители соответствующей аппаратуры и программного обеспечения для формирования и считывания, кодирования и декодирования QR-кодов, а также аффилированные с ними политики и должностные лица.

Однако главным интересантом здесь, несомненно, выступают круги, заинтересованные в максимально полном контроле над гражданами при помощи цифровых технологий. Для чего введение QR-кодов является ключевым моментом, позволяющим не только контролировать каждый шаг человека, но и произвольно изменять привязанную к конкретному QR-коду информацию о нём, хранящуюся в закрытых базах данных, на основании которой человек осуществляет свои насущные права и свободы.

Помните, в «1984» у Оруэлла «Министерство правды», когда ему надо было изменить полностью прошлое, сделав из злодея героя, а из союзника врага, проделывало огромную работу, перепечатывая старые газеты, внося коррективы в книги и учебники? Теперь без всего этого реально обойтись: полностью изменить информацию о любом из нас, отсечь человека от работы, семьи, доступа к любым благам можно будет, не отходя от компьютера. При этом доказать кому-то, «что ты не верблюд» будет в принципе невозможно.

Что с того?

В итоге своего юридического заключения профессор Понкин делает выводы, из которых сразу же становится ясным, "что же с того? ":

– Решение об использовании QR-кодов... как оснований подтверждения факта вакцинированности лица или перенесённости им заболевания COVID-19 является юридически дефектным.

– Использование для этих целей QR-кода в качестве идентификатора, закрытого от непосредственного прочтения… является выраженно унижающим достоинство личности человека, тем более в условиях возможности удалённого динамического и многократного изменения отражаемого этим QR-кодом содержания информации без ведома и извещения «носителя» QR-кода.

Законопроект создаёт правовые возможности для грубейшего нарушения прав лиц, не способных по уважительным причинам пользоваться современными цифровыми технологиями.

– В силу вышесказанного, проект федерального закона № 17357-8... не отвечает требованиям правовой обоснованности и правовой соразмерности, создаёт предпосылки и условия массовых грубых посягательств на человеческое достоинство граждан, вступая в противоречие со статьёй 21 Конституции Российской Федерации, гарантирующей правовую охрану достоинства личности человека.

И эти выводы кажутся вполне обоснованными. Но учтут ли все эти нюансы депутаты, когда будут голосовать за законопроект? Скоро мы это узнаем.

Автор — Владимир Хомяков. Источник - tsargrad.tv

11:05, 15.12.2021 г. — VestiRegion.ru

VestiRegion.ru → Главная тема → Скандальные результаты экспертизы QR-кодов

НовостиНародные новостиПробки во ВладивостокеПубликацииRSS

© VestiRegion.ru 2009–2021 г. Редакция: v.f.goncharov@gmail.com.
Редактор: Гончаров Вячеслав Фёдорович. Тел: +7(924)331-05-58. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100